Цели:
- Овладение способами проверки безударных гласных в корне слова, освоение алгоритма проверки слов с безударными гласными в корне.
- Развитие речи, мышления, способности анализировать изучаемый материал в соответствии с заданиями учителя, умения видеть в словах орфограммы – безударные гласные в корне.
- Воспитание эмоционально – ценностного отношения я к родному языку, познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь, умение работать в группе, ответственность.
Оборудование:
- таблица «Алгоритм проверки безударных гласных в корне»,
- карточки со словарными словами с «деформированными предложениями».
Ход урока
I. Орг. момент.
Дыхательная гимнастика
- Голову опустили вниз, закрыли глаза, провели изогнутую линию
- «Ленивые восьмёрки»: правая рука вперёд (3 раза), левея рука (3 раза), двумя руками (3 раза)
- «Шапка для размышления»: массируем ушки.
Минутка чистописания
- Зарядка для рук
- Потёрли карандаш или ручку
- Закручиваем болтики на гаечку (каждый палец массажируем круговыми движениями)
- Встряхнули руки
Какие это буквы? Что общего? Какая лишняя?
Пропишите гласные буквы «и» «е» безотрывно до середины строчки.
II. Словарная работа
Загадка: «Разбежались по опушке в белых платьицах подружки»
Запишите слово. Почему так удобнее запомнить написание?
Это интересно: Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии БЕРЁЗА.
Берёза (какая?) – белая, …, … Запишите ещё два слова.
Ребус (сл. слово лимон)
Загадка:
«Самый кислый он, друзья
Утверждаю это я
Нужно сахара вагон,
Чтоб с улыбкой съесть … »
Это интересно: Лимон – цитрусовое дерево, сочный, кислый плод с твёрдой ароматной кожурой.
Лимон (какой) – кислый, …, … Запишите ещё два слова.
Какой частью речи являются слова, которые вы подобрали? Повторить правило об имени прилагательном и имени существительном.
III. Актуализация знаний
«Деформированные предложения»
- Составьте и запишите предложение с данными словами.
- Вставьте пропущенные буквы
- Объясните свои действия В..черняя, над, в..сит, р..кой, т..шина (Вечерняя тишина висит над рекой).
- Выделите в предложениях грамматическую основу (подлежащее и сказуемое). Какими частями речи они выражены?
п..лях, ещё, сн..га, В, л..жат (В полях снега ещё лежат).
IV. Сообщение темы и цели урока
Какая орфограмма есть в каждом из слов с пропущенными буквами? (Безударные гласные в корне)
Как вы догадались? (ударение, корень)
Сформулируйте тему урока. В этом вам помогут зашифрованные таблички
Чтобы прочитать слово вам нужно подчеркнуть нерусские буквы и обвести в кружок русские.
«Правописание безударных гласных»
V. Повторение изученного материала.
Вспомним алгоритм проверки безударных гласных
(открываю по пунктам).
Работа в парах (у доски и в тетрадях)
Пользуясь алгоритмом проверки, вставить пропущенные буквы и подобрать проверочное слово
1 ряд
Р..чник (рЕки)
Зв..рюшка (звЕрь)
С..стрёнка (сЁстры)
В..дёрко (вЁдра)
В..згливый (вИзг)
Кр..вляние (крИво)
2 ряд
В..сельчак (вЕсело)
Л..сёнок (лИсы)
Л..бёдушка (лЕбедь)
Зв..зда (звЁзды)
Л..чебный (лЕчит)
Ч..рвяк (чЕрвь)
3 ряд
Зел..нь (зелЁный)
Л..пучка (лИпнет)
Л..нтяй (лЕнь)
Р..вунья (рЁв)
С..мёрка (сЕмь)
Бр..венчатый (брЁвна)
На какие группы можно разделить эти слова? (и, е; сущ, прил). Назовите существительные и прилагательные.
Физ. минутка
- Раскрылись цветочки (руки через стороны вверх).
- На носочки, руки в замок за спиной, тянемся.
- Закружили позвоночник (посмотреть на противоположную пятку).
- Круговые движения головой медленно.
- Потянулись подбородком до груди и наоборот.
Для рук
- Сдави сильно каждый пальчик
- Потри ладоши
- Снимаем перчатки с каждого пальца
- Стряхнули руки
VI. Закрепление. Работа по учебнику.
Игра «Исследователи – лингвисты»
Лингвист – это человек, который изучает слова, их значение и происхождения. Объекты исследования слова из упр. 5 стр. 87. Выписываем слова с безударными гласными в корне слова. С буквой «Е» - девочки, с буквой «О» - мальчики. Осуществляется взаимопроверка с комментированием.
Что заметили в словах? (сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов)
«Текст с ошибками»
Исправить ошибки, выписать только слова на изученную орфограмму.
Стаит марозная зема. Линиво кружытся снижок. Я иду по лисной трапе. На сасне седят птицы. Под карнями сосны нара. Туда видут лисьи слиды.
Какие слова выписали? Проверочные слова?
VII. Итог
Воспроизведение алгоритма проверки по рядам.
Игра «Кто быстрее и правильнее?».
Задача: последовательно записать этапы проверки безударных гласных в корне слова.
Оцениваем: