Обобщение знаний о местоимении как части речи

Разделы: Начальная школа


Цель: Обобщение знаний о признаках личных местоимений и особенностях их написания;

Задачи:

  1. Развитие умения распознавать личные местоимения среди других частей речи;
  2. Воспроизведение знаний о значении местоимений;
  3. Усовершенствование навыка правильного употребления местоимений в речи;
  4. Связь с уроками литературного чтения;
  5. Воспитание коммуникативных взаимоотношений в групповой работе.

Ход урока.

I. Актуализация.

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем урок-игру «Счастливый случай». Прошу вас выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.

У нас играет 3 команды – 3 счастливых классных семьи. За первым столом играет команда во главе с капитаном Кадыровой Юлдуз; за вторым столом – капитан Копанева Анна; за третьим – Рафиков Рустем.

Тема нашей игры – МЕСТОИМЕНИЕ. Команды готовы? Тогда начинаем!

2. Фронтальная работа: Слово капитанам:

1-ый:

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать – не могу!

2-ой:

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…

3-ий:

Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше тех, -
это тайной быть должно
Для НАС и ВАС от всех…

- Поняли вы что-нибудь? С одной стороны, как будто всё в полном порядке: около десятка вполне правильных предложений с подлежащими. Но сколько бы вы ни ломали головы, вам не удастся сообразить, про что и о ком в этих стихах рассказывается. А как вы думаете, почему?

Да потому что существительные пригласили вместо себя своих штатных заместителей.

Сказали МНЕ…Кому? А «ВЫ» с «НЕЮ»? Кто эта или этот «ВЫ»? А ОНА – то кто сама? Итак, с одной стороны местоимения похожи на имена. Они заменяют существительные. А с другой стороны, они (не все, конечно) способны изменяться по родам ( как это прекрасно делают прилагательные и не умеют существительные):

- Какие местоимения изменяются по родам?

- Какого лица бывают личные местоимения?

Вывод: местоимения изменяются по лицам, личные местоимения

изменяются по родам.

3. Сообщение целей урока.

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще других мы употребляем местоимения 3-го лица.

- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время и разнообразят речь. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.)

Сегодня мы продолжим работу над местоимениями и обобщим свои знания о них.

II. Первый гейм игры >«Гонка за лидером».

Выборочный диктант. Учитель читает текст «Лиса», учащиеся выписывают местоимения. По одному ученику из команды сдаёт работу жюри.

- Лиса – хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Главная пища для неё – лесные мыши. Зимой лиса не устраивает норы. Она ночует под кустом. Ведь зимой у неё красивая и пушистая шерсть. Лисий мех прочный и тёплый. Из него делают воротники, шапки, шубы. Летом лиса худеет. Шерсть на ней висит клочьями. Увидишь её летом – и не узнаешь в ней зимней красавицы.

III. Начинаем 2-й этап игры «Спешите видеть».

-На доске нарисованы для каждой команды занимательная фигура из кружков, в которые необходимо вставить буквы так, чтобы получились местоимения в различных падежах.

IV. А сейчас перед вами «Тёмная лошадка».

- Команда первая разгадав кроссворд, побеждает в этом гейме (приложение 1)

 V. Итак, мы на этапе: «Ты мне, я тебе».

Упражнение «Пословицы и поговорки» (приложение 3)

-Игрок каждой команды читает для соперника пословицу, соперник должен найти местоимения, определить их лицо, падеж, число; объяснить смысл пословицы.

VI. Следующий гейм «Дальше, дальше, дальше» (приложение 2)

(Учитель называет местоимения в различных падежах, разного лица, учащиеся каждой команды должны за одну минуту по очереди составлять предложения с этими местоимениями, засчитываются – правильные и какая команда составит больше.)

VII. Итог урока.

-Что нового для себя вы узнали на уроке?

-Какой вид работы понравился?

- вы сегодня показали дружную работу, взаимовыручку, сопереживание. Молодцы!