Цель: Обобщение знаний о признаках личных местоимений и особенностях их написания;
Задачи:
- Развитие умения распознавать личные местоимения среди других частей речи;
- Воспроизведение знаний о значении местоимений;
- Усовершенствование навыка правильного употребления местоимений в речи;
- Связь с уроками литературного чтения;
- Воспитание коммуникативных взаимоотношений в групповой работе.
Ход урока.
I. Актуализация.
1. Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами проведем урок-игру «Счастливый случай». Прошу вас выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что писать следует грамотно и красиво, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку.
У нас играет 3 команды – 3 счастливых классных семьи. За первым столом играет команда во главе с капитаном Кадыровой Юлдуз; за вторым столом – капитан Копанева Анна; за третьим – Рафиков Рустем.
Тема нашей игры – МЕСТОИМЕНИЕ. Команды готовы? Тогда начинаем!
2. Фронтальная работа: Слово капитанам:
1-ый:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать – не могу!
2-ой:
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
ОН с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ – к НЕЙ от ВАС…
3-ий:
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше тех, -
это тайной быть должно
Для НАС и ВАС от всех…
- Поняли вы что-нибудь? С одной стороны, как будто всё в полном порядке: около десятка вполне правильных предложений с подлежащими. Но сколько бы вы ни ломали головы, вам не удастся сообразить, про что и о ком в этих стихах рассказывается. А как вы думаете, почему?
Да потому что существительные пригласили вместо себя своих штатных заместителей.
Сказали МНЕ…Кому? А «ВЫ» с «НЕЮ»? Кто эта или этот «ВЫ»? А ОНА – то кто сама? Итак, с одной стороны местоимения похожи на имена. Они заменяют существительные. А с другой стороны, они (не все, конечно) способны изменяться по родам ( как это прекрасно делают прилагательные и не умеют существительные):
- Какие местоимения изменяются по родам?
- Какого лица бывают личные местоимения?
Вывод: местоимения изменяются по лицам, личные местоимения
изменяются по родам.
3. Сообщение целей урока.
Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще других мы употребляем местоимения 3-го лица.
- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время и разнообразят речь. Они – как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.)
Сегодня мы продолжим работу над местоимениями и обобщим свои знания о них.
II. Первый гейм игры >«Гонка за лидером».
Выборочный диктант. Учитель читает текст «Лиса», учащиеся выписывают местоимения. По одному ученику из команды сдаёт работу жюри.
- Лиса – хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Главная пища для неё – лесные мыши. Зимой лиса не устраивает норы. Она ночует под кустом. Ведь зимой у неё красивая и пушистая шерсть. Лисий мех прочный и тёплый. Из него делают воротники, шапки, шубы. Летом лиса худеет. Шерсть на ней висит клочьями. Увидишь её летом – и не узнаешь в ней зимней красавицы.
III. Начинаем 2-й этап игры «Спешите видеть».
-На доске нарисованы для каждой команды занимательная фигура из кружков, в которые необходимо вставить буквы так, чтобы получились местоимения в различных падежах.
IV. А сейчас перед вами «Тёмная лошадка».
- Команда первая разгадав кроссворд, побеждает в этом гейме (приложение 1)
V. Итак, мы на этапе: «Ты мне, я тебе».
Упражнение «Пословицы и поговорки» (приложение 3)
-Игрок каждой команды читает для соперника пословицу, соперник должен найти местоимения, определить их лицо, падеж, число; объяснить смысл пословицы.
VI. Следующий гейм «Дальше, дальше, дальше» (приложение 2)
(Учитель называет местоимения в различных падежах, разного лица, учащиеся каждой команды должны за одну минуту по очереди составлять предложения с этими местоимениями, засчитываются – правильные и какая команда составит больше.)
VII. Итог урока.
-Что нового для себя вы узнали на уроке?
-Какой вид работы понравился?
- вы сегодня показали дружную работу, взаимовыручку, сопереживание. Молодцы!