Урок-игра по теме "Давление"

Разделы: Физика


Урок – игра по теме «Давление»

«Давление» - эта тема изучается на уроке физики в 7 классе во втором полугодии, когда учащиеся уже имеют первоначальные сведения о строении вещества, физических процессах и физических явлениях. Тема сама по себе не сложная и мне хотелось провести обобщающий урок по этой теме в новой, нетрадиционной форме. Такой формой стала игра в виде научного симпозиума. Я разделила класс на несколько групп и разрешила пересесть таким образом, чтобы учащимся было легко взаимодействовать  друг с другом. На организационный момент ушло не более 2-х минут. Далее рассказала учащимся правила игры. Монолог выглядел примерно так: «Представьте себе, что вы представители разных государств и приехали на научный симпозиум, чтобы рассказать о своих исследованиях по теме «Давление».
Вы всесторонне изучили это физическое явление, дали ему точное математическое описание, словесную формулировку, а также ввели соответствующие единицы измерения. Об этом вы и должны рассказать на симпозиуме.

Представители вашей группы изучили положительные стороны данного физического явления и должны рассказать, в каких случаях возникает необходимость увеличения давления и каким способом это можно сделать.
А ваша группа ученых увидела отрицательные стороны и должна познакомить всех присутствующих с различными случаями, когда большое давление мешает процессам, а также предложить  всевозможные способы уменьшения давления.
Все вышесказанное мной было написано на карточках, которые получала каждая группа (см. приложение 1).
Все три темы для обсуждения были заранее написаны на доске:

  • Что такое давление и каковы единицы измерения давления.
  • Положительные стороны давления и способы его увеличения.
  • Отрицательные стороны давления и способы его уменьшения.

Далее мной были оговорены и другие правила игры:

1. Каждое выступление должно содержать:

  • Публичное представление группы.
  • Точную формулировку (определения или утверждения).
  • Математическое представление.
  • Примеры из жизни.

2. Каждая формулировка (утверждение) должна прозвучать в выступлении не менее трех раз!
3. Все вопросы выступающим задаются после окончания публичного выступления.
4. Качественно заданные дополнительные вопросы, как и правильные ответы, оцениваются дополнительными баллами.
5. За вопросы, заданные не по теме, участникам игры баллы снимаются.
Современные технические возможности школы позволяют  эти же  правила игры напечатать на формате А-4 крупными буквами и раздать в группы или просто вывести на экран (см. приложение 2).
Каждая группа учащихся параллельно получает оценочные листы, в которых может выставить свои баллы выступающим, которые могут быть учтены учителем при выставлении оценок (см. приложение 3).
На подготовку и обсуждение в группе дается не более 10 минут, а дальше представители от группы или все ее участники выходят к доске и ведут публичное выступление. На доклады каждой группы отводится от 3 до 5 минут. Рассказы ведутся в свободной форме, необходимые записи разрешается делать на доске в  виде опорного конспекта. Читать по учебнику или конспекту запрещается!

Ребятам понравилась сама идея, и они с большим удовольствием включились в игру. Десять минут подготовки пролетели почти мгновенно, но оказалось, что этого достаточно, чтобы придумать легенду о группе ученых и сформулировать тезисы докладов. На листочках бумаги им пришлось написать только самое главное, без лишних слов, т.е.  формулу и три разных случая, а вернее сказать, ключевые слова, опираясь на которые они будут повторять главный тезис своего выступления – одним словом, план ответа.
Каждое выступление было коротким, но ярким и запоминающимся. Первая группа представилась «двоечниками-Марсианами», которые прилетели учиться на планету «Земля». Их корабль приземлился в снежной долине, и они не знали, как можно передвигаться по рыхлому глубокому снегу. На доске были допущены ошибки…

На помощь вышла вторая группа ученых из Германии. Они грамотно рассказали «марсианам» с каким физическим явлением пришлось столкнуться внеземной цивилизации, указали на все допущенные предыдущими выступающими ошибки и, включившись в игру, тут же поправились: «Им простительно, они же «марсиане», да к тому же еще и двоечники».

Но самой запоминающейся была группа ученых с Кавказа. Представлял эту группу ребенок, хорошо знающий национальные традиции данного народа. Это придавало особый колорит выступлению. Он рассказал о том, как горцы строят дома в селениях, режут баранов и принимают гостей. А главное, что он не забыл три раза повторить, что, «затачивая топор (пилу, нож), он  уменьшает площадь режущей кромки поверхности и, тем самым, увеличивает давление, что облегчает ту или иную работу». Не забыл он и о «силе» упомянуть, увеличивая которую, можно также увеличить «давление».

Этот урок понравился не только детям, которые активно участвовали в его проведении, но и мне, как учителю, так как незабываемая атмосфера творчества поддержала во мне желание экспериментировать с новыми педагогическими идеями и искать новые методические находки для проведения уроков физики в нетрадиционной форме.

Приложение 1.

Правила игры.

  • Учащиеся получают тему и придумывают небольшой сюжет, в котором точно должно быть отражено указанное физическое явление или его свойство.
  • Ответ должен поясняться иллюстративным материалом, отражающим суть физического явления.
  • Определение физического явления (или его свойства, или другое физическое задание) должно прозвучать в рассказе не менее 3 раз!!!
  • Каждый участник группы должен принять непосредственное участие в обсуждении и выступлении группы.
  • По окончании игры каждый участник получает оценку. 

Приложение 2.
 
Задание 1.

Вы представляете ученых выбранной вами страны, которая сделала мировое открытие и хочет ученых всего мира познакомить с результатами этого открытия. Вы открыли, что существует такое физическое явление, которому вы дали название «Давление».

Расскажите:

  • Каким способом вам удалось сделать свое открытие?
  • Можно ли измерить открытую Вами физическую величину?
  • В каких единицах она измеряется и почему такое название?
  • Можно ли открытую Вами физическую величину описать математически? Если да, то как?
  • Как экспериментально вам удалось проследить вышеназванную закономерность?

Задание 2.

Вы представляете ученых, которые исследовали положительные стороны давления и могут порекомендовать жителям всего мира, где и как надо с умом использовать давление, а так же каким способом можно увеличить давление.
Расскажите:

  • Каким способом вам удалось сделать свое открытие?
  • Приведите три примера из жизни в поддержку большого давления.
  • Если это так хорошо для жизни, то не могли бы вы предложить общие (универсальные) способы увеличения давления.
  • Приведите математическое обоснование, подтверждающее правоту вышеназванных способов возможного увеличения давления

Задание 3.

Вы представляете ученых, которые исследовали отрицательные стороны давления и могут порекомендовать жителям всего мира, где и как надо с умом использовать давление, а так же каким способом можно уменьшить давление.

Расскажите:

  • Каким способом вам удалось сделать свое открытие?
  • Приведите три примера из жизни в поддержку большого давления.
  • Если это так хорошо для жизни, то не могли бы вы предложить общие (универсальные) способы уменьшения давления.
  • Приведите математическое обоснование, подтверждающее правоту вышеназванных способов возможного уменьшения давления.

Приложение 3.

Оценочный лист

№ п\п

Наименование критерия

Количество баллов

Дополнения и поправки

Дополнительные вопросы

1

Определение физической величины

 

 

 

2

Яркость подобранного сюжета

 

 

 

3

Количество
Повторений за сюжет

 

 

 

4

Грамотность речи выступающих с точки зрения физики

 

 

 

5

Количество участников в группе

 

 

 

Итого баллов ________________________________

Особенно отличились в работе группы следующие учащиеся __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки.

  • Если учащийся принимал участие и в обсуждении сюжета, и выступал, задавал качественные вопросы и оценивал учащихся, то он получает 5 баллов.
  • Если ученик не участвовал хотя бы в одном из этих этапов, то получает 4.
  • Если учащийся не принимал участие в обсуждении, не выступал и не задавал вопросов, а только оценивал ответы, то он получает 3 балла.

Критерии оценки могут быть выбраны и другие на усмотрение каждого учителя самостоятельно.