Как организовать работу школьного пресс-центра

Разделы: Внеклассная работа


На сегодняшний день во многих Российских школах сложилась печальная тенденция – закончив девятый класс, половина учащихся уходят в лицеи и колледжи, а у оставшейся части молодежи резко падает интерес к процессу обучения в школе. В сложившейся обстановке остро встал вопрос о том, как решать эту проблему. Одним из способов решения данной проблемы может стать школьный молодежный пресс-центр.

Вы, наверное, спросите, а зачем он нужен? Ведь как-то же раньше обходились без пресс-центра. С другой стороны, каждое уважающее себя предприятие выпускает свою газету, каждый муниципальный район выпускает свою газету, да и почти в каждой школе свое печатное издание есть в том или ином виде. Другой вопрос, выполняет ли свои функции пресс-центр. Если на предприятиях и организациях в данной газете работают профессионалы, грамотно освещающие проблему со всех сторон, то во многих школьных изданиях чаще всего прослеживается четко выраженная позиция учителей и администрации школы, а реально на деле ученикам право голоса не дают. В лучшем случае ребята, пришедшие работать в школьный пресс-центр, выступают в роли «печатных машинок», а роль школьного пресс-центра сводится на «нет». О том, что школьный пресс-центр нужен, на сегодняшний день ясно всем. Возникает вопрос о том, как правильно организовать его деятельность? Чаще всего школьные издания в той или иной степени напоминают отчет о проделанной работе или прошедшем мероприятии.

Каким должен быть пресс-центр? Для этого необходимо определить его функции. Какие проблемы должен решать пресс-центр? Какой подход должен быть к решению данных проблем? Какими должны быть способы взаимодействия между членами пресс-центра и учителями?

Давайте попытаемся разобраться, что же такое школьный пресс-центр.

Практически всегда в центре события заключена какая-то проблема. Пресс-центр должен детей учить находить проблему, грамотно обосновывать и предлагать всевозможные пути решения, т.е. подход должен быть как в науке. Вы можете не согласиться с этим, но с точки зрения ребенка, который сам вскрыл проблему, проанализировал ситуацию, изучил литературу и предложил свое решение, для него, среднестатистического подростка – это будет наука. Таким образом, пресс-центр развивает аналитические способности у учащихся, учит работать с литературой и другими источниками информации; учит обосновывать, утверждать и отстаивать свою точку зрения. Из этого вытекает, что ребенок обучается не только четко формулировать проблему, но и предлагать пути решения. Ребенок учится работать с информацией, грамотно ее анализировать, принимать ответственное решение для реализации намеченных планов, проводить сравнительную деятельность и отличать «черное» от «белого», человек учится «не быть ни чьим повтором» и подводить логическое завершение своей деятельности, т.е. он работает «на результат». Данный результат может быть выражен как одной большой статьей, так и серией статей на заданную тему, как одним маленьким видеосюжетом, так и циклом видеоматериалов, которые можно превратить в короткометражный фильм на данную тему. Для решения проблемы можно найти способы взаимодействия между членами молодежного пресс-центра, учителями и администрацией школы, которые привели бы к желаемому результату. Желательно, чтобы между учащимися и учителем было некое связующее звено, которое не является ни тем, ни другим. Лучше всего, если в этом качестве будет выступать студент соответствующего ВУЗа, т.к. у него все еще свежи воспоминания о школьной жизни, и многие школьные проблемы продолжают всплывать в институте, не теряя своей актуальности. В связи с выше сказанным студенту проще помочь учащимся сформулировать свои мысли, раскрепостить их и вывести на откровенный разговор с одной стороны. А с другой стороны, пользуясь большим доверием и уважением у учеников, ему будет проще объяснить спорные моменты, возникающие в диалоге с учащимися и администрацией школы. Нельзя забывать, что в пресс-центре все должны находится на равных условиях. Предполагается, что статьи и заметки все-таки пишут сами дети, а роль педагога должна сводиться к тому, чтобы в ненавязчивой форме подвести ребенка к правильному выбору решения проблемы. Если учащиеся, работая с информацией в Интернете или литературе, приходят к ложному выводу, то и здесь роль педагога должна сводиться к нейтрализации негативного воздействия информации, а также учитель должен показать другую сторону медали и подвести к положительному выводу.

Давайте попробуем рассмотреть конкретный пример. Есть в школе проблема. В коллективном обсуждении хорошо выясняются так называемые «плюсы» и «минусы». Найти в проблеме положительные стороны тоже бывает достаточно интересно, равно как и отрицательнее. После этого проговариваются все возможные пути решения, т.е. тем самым мы даем примерный курс (направление) в котором должен двигаться ученик. На следующем занятии ученики выдвигают свои варианты решения проблемы, здесь же может быть проведено исследование, как эта проблема решалась раньше в аналогичных заведениях (социологический опрос, интервью учащихся, педагогов и родителей, и др.). Эта информация тоже может представлять один из способов решения проблемы. Педагог должен иметь ответ на все темы, которые осветили дети, и те вопросы, которые он осветил сам. Все садятся за круглый стол.

«Круглый стол» - каждый высказывает свою точку зрения на решение проблемы. Здесь и проявляется способность аргументации собственного мнения. Чем лучше аргументы предложенного решения, тем меньше вопросов возникает со стороны оппонентов (которыми могут быть как учителя, так и ученики).

Обсуждение обязательно должно фиксироваться на бумаге каждым участником (обсуждения) «круглого стола»:

  • вопрос;

  • ответ автора;

  • возможные варианты, предложенные в обсуждении, и их аргументации;

  • резюме (итог).

Если 5 человек высказались по своему вопросу и приняли участие в обсуждении проблем своих товарищей, то после «круглого стола» у них у каждого остается образец, по которому можно сделать статью или видеосюжет с конкретными материалами и предложениями, а главное – некий алгоритм принятия решения вышеназванных проблем.

Следующим этапом должна быть выстроена структура статьи (или видеосюжета), в которой в зависимости от цели статьи, подается материал, а также последовательность решения проблемы с соответствующими акцентами.

Основным стержнем, проходящим в каждой статье, является «сглаживание» напряженных моментов между администрацией школы и учениками. Мысль должна быть сформулирована так, чтобы проблема учащихся (равно как и учителей, и администрации), была услышана оппонентами. А проблема могла быть решена, не вызывая раздражения, злости, ненависти, агрессии, т.е. мирным, или как сейчас модно говорить «демократическим путем».

Сохранение данного курса учит школьников:

  • вести диалог;
  • искать грамотный выход из сложившихся ситуаций;
  • не уходить от проблем, или пытаться решить их силой;
  • учит слушать своих оппонентов и слышать, что они говорят;
  • учит формировать свою точку зрения;
  • и учитывая все мнения вырабатывать свою позицию в сложившейся ситуации.

Это один из методов работы пресс-центра. А еще есть «встречи с интересными людьми», к которым также необходимо готовиться, например, изучить биографию человека или круг вопросов, в которых гость пресс-центра компетентен. Ведущим необходимо заранее продумать вопросы и, конечно же, разбираться в обсуждаемой теме. Это побуждает учащихся, членов пресс-центра, к саморазвитию и самообразованию.

Еще одним из аспектов работы школьного пресс-центра является изучение общественного мнения учеников и учителей. Эта работа позволит выявить проблему и грамотно сформулировать вопросы, а главное, выявить более глубинные причинно-следственные связи. Иногда за обычной на первый взгляд неорганизованностью и безалаберностью учащихся кроются куда более серьезные жизненные проблемы, о которых педагоги и не догадываются, а сами дети просто не могут о них рассказать.

Итог.

Для организации работы пресс-центра должна быть:

  1. Беспристрастная заинтересованность учителей и администрации школы в работе такого пресс-центра.

  2. Хорошо организованная рефлексия, как у самого руководителя пресс-центра, так и у учащихся, занимающихся в нем. Лучшим способом рефлексии может стать работа с дневниковыми записями обсуждаемых проблем и трудностей в работе по принципу:

Что? (Какая проблема или событие обсуждались?)

Кто? (Кто столкнулся с данной проблемой?)

Где? (Место события.)

Когда? (Время события.)

Варианты? (Варианты возможного развития ситуации.)

Результат (Результат, который получили.)

Сложности или спорные вопросы,

и (куда более подробно) способы решения спорных вопросов.

  1. Анализ дневниковых записей.

  2. Каждый из участников пресс-центра в процессе деятельности приобретает навыки:

  • по организации, так называемый «менеджмент в журналистике»,

  • опыт общения и изложения полученного материала

Далее распределение ролей в пресс-центре строится в зависимости от амбициозности каждого его участника. Лидеры набирают себе команды и организуют их деятельность, а ребята, нашедшие себя в журналистике, объединяются в команды под начало лидеров, или самостоятельно совершенствуют свое мастерство в редакции. Но, независимо от выбранного направления деятельности в пресс-центре, начиная со второго полугодия

10 класса «старики» школьной журналистики проводят мастер-класс для вновь пришедших в пресс-центр и, таким образом, подготавливают себе смену.

Темы мастер-классов по результатам рефлексии учащихся могут быть следующими:

  • как написать статьи, фельетоны, заметки;

  • как изготовить рекламу, провести PR-компанию;

  • как снять новостной видеосюжет;

  • как взять интервью с:

    • товарищами, коллегами, одноклассниками;
    • учителями, представителями администрации;
    • родительской общественностью;
  • как организовать работу пресс-группы;

  • как показать результат своего труда и д.р.