Цели урока:
- закрепить умение пользоваться правилом проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова;
- развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность;
- воспитывать интерес к русскому языку, любовь к природе.
Задачи:
- Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по данной теме.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через творческую работу.
- Способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через групповую работу.
Оборудование: экран соревнований, кружки красного, жёлтого и синего цветов, сигнальные карточки с парными согласными, карточки с предложениями для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, перфокарты.
Тип урока – закрепление пройденного материала.
Форма урока – урок-соревнование.
Ход урока
I Организационный момент.
- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте их.
II Психологический настрой.
- Какое сегодня прекрасное утро!
Я рада всех вас видеть!
Давайте подарим друг другу хорошее настроение!
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.
III Работа по теме урока.
- Сегодня мы продолжаем изучать тему «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова». На уроке вы покажите свои знания, умение работать в группах. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь товарищу, потому что урок у нас сегодня необычный – урок-соревнование.
- Соревнование будем проводить между тремя командами: I, II, III.
- Следить и оценивать работу команд будет жюри. (Представление жюри).
- Результаты работы команд жюри будет отмечать на экране соревнования с помощью кружков: красный - «отлично», жёлтый – «хорошо», синий – «надо подтянуться».
- Чтобы начать наши соревнования, откроем тетради и запишем число и классная работа.
1 этап соревнования – Строка чистописания.
- Первая буква в нашей строке – это буква, на которую оканчивается отгадка в загадке:
«Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз».
- «Мороз» - какой звук слышим на конце слова?
- Какую букву будем писать на конце слова? Почему?
- Назовите парный согласный звук звуку [з].
- Какой буквой он обозначается?
- Соединим наши буквы с буквой, которая стоит первой в алфавите.
- Строчная буква «з» соединяется со строчной буквой «с», а после неё пишем гласную «а», количество которой при каждом повторе увеличивается на одну.
Зса зсаа зсааа и т.д.
- Запишем цепочку, правильно соединяя буквы.
Оценивание жюри.
2 этап соревнования.
- В начале урока вы отгадали загадку и отгадка была слово «мороз». Какое это слово?
- Правильно, словарное слово. Поработаем со словарём. Открыли словарики.
- Выпишите слова с парным согласным на конце.
- Победит та команда, которая больше всех выпишет словарных слов.
- Проверяем. Будьте внимательны: при прочтении слова не должны повторяться.
Оценивание жюри.
- Ребята, а как проверить парный согласный на конце слова?
3 этап соревнования.
- Работаем с сигнальными карточками.
- Я читаю слова, а вы поднимаете карточку с той буквой, на которую оно оканчивается. Устно подбирайте проверочные слова.
Учитель диктует: флаг, улов, сугроб, пляж, парус, гвоздь.
Оценивание жюри.
4 этап соревнования. Творческое задание.
- Каждой команде я даю слова.
- Эти слова записаны на доске. Прочитайте их.
Ястре. , зверь |
Ланды. , дерево |
Мор. , растение |
носоро. , птица |
ду. , цветок |
виногра. , животное |
- Объедините данные слова в пары по смыслу, вставьте пропущенные буквы, к словам с парной согласной подберите проверочные слова.
- Проверяем.
Оценивание жюри.
Физминутка.
- Если вы слышите парный согласный на конце, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то делаете наклоны в стороны.
Учитель читает слова: пруд, шкаф, часы, доска, ёрш, уж, прорубь, книги, парта, кровь.
Гимнастика для глаз.
5 этап соревнования. Работа в группах по карточкам.
- Каждой команде даю по одному предложению. Прочитайте их.
- Спишите предложение, вставьте пропущенную букву, устно подберите проверочное слово.
- Далее придумайте ещё по одному предложению, чтобы по смыслу оно было продолжением предыдущего. Подчерните парный согласный.
1 команде предложение – За окном стужа и холо. .
2 команде предложение – Скоро наступит Новый го. .
3 команде предложение – Сегодня выпал первый сне. .
- Проверяем. Прочтите свои предложения.
Оценивание жюри.
6 этап соревнования. Работа по карточкам (индивидуальная работа).
- На карточках написаны предложения. Ваша задача выписать слова с парным согласным на конце и подобрать проверочные слова.
Для учащихся первой команды – На ветках бере. белый шар. .
Для учащихся второй команды – Прошёл дож.ь. Вырос белый гри. .
Для учащихся третьей команды – Толстый лё. сковал пру. .
- Проверяем.
Оценивание жюри.
7 этап соревнования. Работа с перфокартой.
- Читаю слова с парным согласным на конце, а вы точкой отмечаете нужную букву в перфокарте.
Перфокарта
Б |
П |
В |
Ф |
Г |
К |
Д |
Т |
Ж |
Ш |
З |
С |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель читает слова: рукав, дрозд, чиж, сапог, шалаш, груз, ковшик, лев, хлеб.
- Соедините точки. Какой рисунок у вас получился? На что он похож?
( Показ учителем готовой перфокарты ).
Оценивание жюри.
IV Итог урока.
- Посмотрите на экран соревнования.
- Лучшей командой была…(представление команды). Лучшими игроками были … (представление игроков).
- Над каким правилом работали на уроке?
- Расскажите правило.
- Поздравляю всех, потому что все трудились, старались и без победы каждого из вас не было бы общей победы.
Награждение победителей.
V Рефлексия.
- Кому понравился урок, похлопайте в ладоши друг другу, гостям и мне.