Урок русского языка во 2-м классе по теме "Парные согласные в конце слова"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

- закрепить умение пользоваться правилом проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова;
- развивать логическое мышление, творческую мыслительную деятельность;
- воспитывать интерес к русскому языку, любовь к природе.

Задачи:

  1. Выявить степень усвоения учебного материала и пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся по данной теме.
  2. Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы через творческую работу.
  3. Способствовать созданию положительного настроя на уроке, работать над формированием коммуникативной компетентности через групповую работу.

Оборудование: экран соревнований, кружки красного, жёлтого и синего цветов, сигнальные карточки с парными согласными, карточки с предложениями для групповой работы, карточки для индивидуальной работы, перфокарты.

Тип урока – закрепление пройденного материала.

Форма урока – урок-соревнование.

Ход урока

I Организационный момент.

- Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Повернитесь, поприветствуйте их.

II Психологический настрой.

- Какое сегодня прекрасное утро! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение!
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне.

III Работа по теме урока.

- Сегодня мы продолжаем изучать тему «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова». На уроке вы покажите свои знания, умение работать в группах. Помните, важно не только самому выполнить задание, но и помочь товарищу, потому что урок у нас сегодня необычный – урок-соревнование.

- Соревнование будем проводить между тремя командами: I, II, III.
- Следить и оценивать работу команд будет жюри. (Представление жюри).
- Результаты работы команд жюри будет отмечать на экране соревнования с помощью кружков: красный - «отлично», жёлтый – «хорошо», синий – «надо подтянуться».
- Чтобы начать наши соревнования, откроем тетради и запишем число и классная работа.

1 этап соревнования – Строка чистописания.

- Первая буква в нашей строке – это буква, на которую оканчивается отгадка в загадке:

«Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз».

- «Мороз» - какой звук слышим на конце слова?
- Какую букву будем писать на конце слова? Почему?
- Назовите парный согласный звук звуку [з].
- Какой буквой он обозначается?
- Соединим наши буквы с буквой, которая стоит первой в алфавите.
- Строчная буква «з» соединяется со строчной буквой «с», а после неё пишем гласную «а», количество которой при каждом повторе увеличивается на одну.

Зса    зсаа    зсааа      и т.д.

- Запишем цепочку, правильно соединяя буквы.

Оценивание жюри.

2 этап соревнования.

- В начале урока вы отгадали загадку и отгадка была слово «мороз». Какое это слово?
- Правильно, словарное слово. Поработаем со словарём. Открыли словарики.
- Выпишите слова с парным согласным на конце.
- Победит та команда, которая больше всех выпишет словарных слов.
- Проверяем. Будьте внимательны: при прочтении слова не должны повторяться.

Оценивание жюри.

- Ребята, а как проверить парный согласный на конце слова?

3 этап соревнования.

- Работаем с сигнальными карточками.
- Я читаю слова, а вы поднимаете карточку с той буквой, на которую оно оканчивается. Устно подбирайте проверочные слова.
Учитель диктует: флаг, улов, сугроб, пляж, парус, гвоздь.

Оценивание жюри.

4 этап соревнования. Творческое задание.

- Каждой команде я даю слова.
- Эти слова записаны на доске. Прочитайте их.

Ястре. , зверь

Ланды. , дерево

Мор. , растение

носоро. , птица

ду. , цветок

виногра. , животное

- Объедините данные слова в пары по смыслу, вставьте пропущенные буквы, к словам с парной согласной подберите проверочные слова.
- Проверяем.

Оценивание жюри.

Физминутка.

- Если вы слышите парный согласный на конце, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то делаете наклоны в стороны.

Учитель читает слова: пруд, шкаф, часы, доска, ёрш, уж, прорубь, книги, парта, кровь.

Гимнастика для глаз.

5 этап соревнования. Работа в группах по карточкам.

- Каждой команде даю по одному предложению. Прочитайте их.
- Спишите предложение, вставьте пропущенную букву, устно подберите проверочное слово.
- Далее придумайте ещё по одному предложению, чтобы по смыслу оно было продолжением предыдущего. Подчерните парный согласный.
1 команде предложение – За окном стужа и холо. .
2 команде предложение – Скоро наступит Новый го. .
3 команде предложение – Сегодня выпал первый сне. .

- Проверяем. Прочтите свои предложения.

Оценивание жюри.

6 этап соревнования. Работа по карточкам (индивидуальная работа).

- На карточках написаны предложения. Ваша задача выписать слова с парным согласным на конце и подобрать проверочные слова.

Для учащихся первой команды – На ветках бере. белый шар. .
Для учащихся второй команды – Прошёл дож.ь. Вырос белый гри. .
Для учащихся третьей команды – Толстый лё. сковал пру. .

- Проверяем.

Оценивание жюри.

7 этап соревнования. Работа с перфокартой.

- Читаю слова с парным согласным на конце, а вы точкой отмечаете нужную букву в перфокарте.
Перфокарта

Б

П

В

Ф

Г

К

Д

Т

Ж

Ш

З

С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель читает слова: рукав, дрозд, чиж, сапог, шалаш, груз, ковшик, лев, хлеб.

- Соедините точки. Какой рисунок у вас получился? На что он похож?
( Показ учителем готовой перфокарты ).

Оценивание жюри.

IV Итог урока.

- Посмотрите на экран соревнования.
- Лучшей командой была…(представление команды). Лучшими игроками были … (представление игроков).
- Над каким правилом работали на уроке?
- Расскажите правило.
- Поздравляю всех, потому что все трудились, старались и без победы каждого из вас не было бы общей победы.
Награждение победителей.

V Рефлексия.

- Кому понравился урок, похлопайте в ладоши друг другу, гостям и мне.