Тема: Звук и буква П
Цели:
Образовательные:
- Закрепить произношение и артикуляцию звука [П];
- Формировать слоговую структуру слова;
- Обогащать словарный запас детей;
- Продолжать учить детей отвечать полным ответом.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух: определять место звука в слове;
- Развивать память, мышление, внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей умение слушать педагогов и сверстников;
- Воспитывать умение общаться во время беседы.
Словарный ряд: «согласный», «глухой», слова со звуком [П].
Дидактический материал: посылка, игрушки со звуком [П], матрешки с гласными буквами и буквой П, тарелочки с фишками, слоненок Пумба (музыкальный), пчелка в волшебном листочке (мягкая игрушка), пищащий паук, волшебный мешочек, Буквоград.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Дети заходят в группу, подходят к учителю - логопеду:
Ребята, почтальон Печкин принес для нас посылку, а куда поставил, я не знаю. Помогите, пожалуйста, найти ее.
(Дети ищут посылку, потом садятся на стульчики.)
II. Развитие фонематического слуха.
Дидактическая игра: «Найди игрушку и выдели первый звук».
Открываем посылку - там игрушки. Учитель - логопед достает их по одной, дети называют эти игрушки. (Поросенок, паровоз, пароход, пряник, помидор и т.д.)
- Ребята, кто это?
- Поросенок.
- Какой звук вы слышите в начале слова? (Дети отвечают полным ответом)
- Как пыхтит звук [П]? (как тесто, паровозик, ежик).
- Что можно сказать про этот звук? (согласный, глухой: голос спит, не звучит)
- А тут еще лежат игрушки. Давайте их назовем?
- А в названии этих игрушек есть звук [П]?
- Где мы слышим звук [П] в этих словах?
III. Формирование слоговой структуры слова.
Дидактическая игра: «Раздели слово на слоги».
- Дети, кто это?
- Поросенок.
- Сейчас мы разделим это слово на слоги. На каждый слог будем класть фишку. Берем по одной фишке и кладем на стол: по-ро-се-нок.
- Сколько слогов в слове? (Дети отвечают)
- Это слово вы делили вместе со мной, а сейчас возьмите себе по игрушке и разделите слово самостоятельно. (Дети выполняют задание, затем каждый объясняет свой ответ)
IV. Физминутка.
Чтоб совсем проснуться
Нужно подтянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.
(Дети выполняют движения со словами.)
V. Речевые игры.
1. «Скажи правильно»
К нам в гости пришел еще один гость. Зовут его слоненок Пумба. Он мне что- то говорит, но я ничего не могу понять. Ребята, помогите мне?
Мама в гамазине купила моколо.
Я выпил локомо и поиграл с мосалетом.
(Дети исправляют ошибки)
2. «Закончи слово»
- Ребята, а сейчас я буду говорить начало слова, а вы будите добавлять последний слог, чтобы получилось слово. (помидо- ры, паль- то, пти- ца, подуш- ка, пря- ник, поч- ка)
- Слоненок так обрадовался, что вы ему помогли, и решил спеть для вас песенку.
VI. Дидактическая игра «Матрешки - веселушки»
- Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли подружки - веселушки. Они очень любят петь песенки и каждая из них поет свою. Давайте с ними споем вместе.
А-У-О-И; И-О-У-А
У-А-И-О; О-У-А-И
- А вот пришел Павлуша и принес букву. Какую?
- На что она похожа?
- Сам Павлуша петь не умеет, но очень хочет попеть с подружками- веселушками. Давайте споем все вместе.
VII. Развитие памяти, мышления.
Сюрпризный момент.
Ребята, нам матрешки подарили волшебный мешочек, а для того чтобы узнать, кто там спрятался, нужно отгадать загадки. (логопед загадывает загадки про пчелу и паука).
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)В темном уголке живет,
Шелковую нить плетет,
Он тайком сюда забрался,
Строить новый дом собрался. (Паук)
(Учитель – логопед достает из мешочка игрушки, дети проверяют свои ответы)
VIII. Итог занятия.
- Ребята, скажите пчелке и паучку с каким звуком мы сегодня играли?
- Какую букву принес нам Павлуша?
- В каком дворце Буквограда живет буква П? Почему?
(Дети отвечают на поставленные вопросы полным ответом.)