Цель: сформировать у учащихся знания о биологических особенностях представителей разных экологических групп млекопитающих.
Образовательная – формирование у учащихся знаний о биологических особенностях представителей разных экологических групп млекопитающих, закрепление умений узнавать и систематизировать изученных животных класса Млекопитающие.
Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, памяти, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей.
Воспитательная – прививать навыки коммуникативного общения, воспитание бережного отношения к животным, правильного поведения в природе.
Тип урока: изучение нового материала, урок путешествие.
Оборудование: презентация, выступления учеников, мультимедийный комплекс карта Мира, Саратовской области, фотографии животных.
Вид урока: представление урока в виде презентации (Приложение 1) в Microsoft Power Point.
Формы работы: индивидуальная, в парах.
Предварительная подготовка: задание учащимся за урок – подготовить сообщения об экологических группах животных: лесные звери, звери открытых пространств, роющие звери, водные животные, летающие.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
Обеспечение мотивации процесса обучения на данном уроке.
Воспитание дисциплинированности, собранности, внимания.
Организация начала занятия.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Мы изучили все основные отряды млекопитающих (учитель просит повторить отряды животных). На данном уроке продолжим знакомиться с многообразием животного мира. Сегодня на уроке нам предстоит научиться распределять животных на группы по их местам обитания. Для этого мы совершим небольшое путешествие по некоторым географическим местам. Мы побываем в лесу, на лугу, в степи, в саванне, у берега водоема, в море (слайд 2).
У: Догадайтесь, какие это группы? (экологические)
(Сообщается тема урока, раскрывается смысл понятия “экологическая группа”)
У: На доске (слайд 3). представлены разнообразные фотографии животных, распределите их на группы по своему усмотрению. Названия животных: соболь, лось, медведь, зебра, рысь, хомяк, бобер, кит, тюлень, летучая мышь, крот, мышь. Объясните ваш выбор (работа парами).
У: А теперь мы проверим правильность ответов. Для этого всем необходимо пройти по маршруту экспедиции, нам помогут проводники. И как любые путешественники, мы будем фиксировать все услышанное и увиденное в дневнике наблюдений т. е. в таблице “Экологические группы млекопитающих” (слайд 5).
Экологическая группа | Представители группы | Признаки животных | Систематическая группа |
Давайте совершим наше первое путешествие в леса северо-восточной части Саратовской области.
Выступает с презентацией (Приложение 2) первый ученик – проводник по теме “Наземно-древесные животные”. Ученик рассказывает о лесных животных, дает краткую справку об условиях обитания и признаках представителей экологической группы - размерах, особенностях строения, поведения.
Второй проводник выступает с презентацией (Приложение 3) об экологической группе “Летающие млекопитающие”.
(Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений. После выступления проводится проверка записей в таблице)
У: Второе путешествие мы совершим на луг возле леса.
Выступает третий проводник с сообщением (Приложение 4) “Роющие животные”. Ученик рассказывает о лесных и луговых роющих животных, дает краткую справку об условиях обитания и, соответственно, признаках представителей экологической группы. (Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений. После выступления проводится проверка записей в таблице)
У: Далее мы отправимся в засушливые степи на юге Саратовской области, а потом перенесемся на бескрайние просторы саванн Африки.
Выступает учащийся с презентацией (Приложение 5) “Животные открытых пространств”
У: После жаркой, засушливой Африки хорошо бы побывать возле прохладного водоема. Эти места облюбовали многие своеобразные животные. Нам поможет последний проводник, он расскажет о группе “Водные и околоводные млекопитающие” (Приложение 6).
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Закрепление совершается по мере заполнения учащимися таблицы в тетради.
По вопросам: (слайд 6, 7)
- Перечислите основные экологические группы зверей.
- Какими общими чертами во внешнем строении и поведении обладают млекопитающие открытых пространств?
- Назовите черты приспособлений у животных к древесно-лазающему образу жизни на нескольких примерах.
- Что характерно для роющих зверей? Подтвердите примерами.
- Какими общими чертами обладают водные млекопитающие?
6. Типично-наземные млекопитающие:
- Имеют короткое тело, слабые ноги.
- Имеют пропорционально сложенное тело, развитую шею .
- Чаще это животные из отряда Грызунов.
- Представлены в основном хищниками.
7. Подземные млекопитающие:
- Имеют короткое тело, вальковатое, короткий мех, густой, без ворса, направления роста.
- Ушные раковины и зрение развиты хорошо.
- Представителями являются лисы, зайцы, барсуки.
8. Водные млекопитающие имеют:
- Рыбообразную форму тела, без шейного отдела, горизонтальный хвостовой плавник.
- Маленькие уши, короткий очень густой мех, развитый подкожный жир.
- Конечности, которые превратились в плавники .
- К группе относят выдр, акул, дельфинов, тюленей, моржей.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. § 58 учебника, вопросы, задания в рабочей тетради.
2. Творческие задания: подготовить сообщения о хозяйственных группах домашних животных нашей местности.
V. ИТОГ УРОКА.
Подводится учителем или детьми.
У: Сегодня мы совершили путешествие, которое помогло нам немного вспомнить природные сообщества, природные зоны, а главное – познакомиться с многообразием экологических групп млекопитающих и приспособлениями животных к определенным местам обитания.
Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (наземной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов, семейств. Однако они обладают сходными приспособительными чертами к одинаковым условиям обитания.
Мы поняли, что любое изменение окружающей среды приведет к исчезновению видов на Земле.
VI. ОЦЕНКИ