Классный час с использованием технологии "Самосовершенствование личности" Г.К. Селевко "Как говорим,так и учимся" в 7-м классе

Разделы: Классное руководство


Тема: «Как говорим, так и учимся»

Слово – великий властелин, который обладает весьма малым и совершенно незаметным телом, но совершает чудеснейшие дела.

Георгий, древнегреческий софист

Вступительное слово учителя: Слово, речь – основное средство человеческого общения. С помощью слова люди получают и передают информацию, приобщаются к опыту других. Речь характеризует человека, отражает его внутренний духовный и интеллектуальный мир, с речью неразрывно связано и наше мышление. Устная и письменная речь имеют свои особенности, но подчиняются одним и тем же закономерностям.
В процессе обучения каждому школьнику приходится отвечать на уроках, выступать на собраниях, просто вести беседу. Часто вы переживаете за свои неудачные выступления. Скучаете, слушая невнятную речь одноклассников. Но каждый может припомнить яркую, интересную речь учителя, своего сверстника.
Культура речи – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами язык а. Риторика – наука красноречия имеет большую социальную значимость еще со времен античности. Платон говорил о риторике, что это «завоевание души словами». Аристотель указывал на то, что искусство говорить – природный дар, талант. Успех речи оратора зависит от честности и благородства говорящего, от логики речи и от увлеченности оратора.
С древних времен на Руси умелые рассказчики пользовались большим авторитетом, В деревнях с нетерпением ждали их прихода, народ собирался вокруг них. Если они владели искусством повествования, их власть над умами была велика. Тот, кто хорошо говорит, увлекает за собой, и нередко красноречие адвоката спасает жизнь человеку.
Активный запас слов современного человека 4–5 тысяч, это те слова, которыми мы выражаем свои мысли. Пассивный запас 25–30 тысяч – это слова знакомые и понятные, но не используемые в речи. Как хороша народная мудрость, сколько пословиц и поговорок о речи.
Вспомните, пословицы и поговорки и впишите их. (Приложение 1)

НЕ ГОВОРИ ВСЕГО, ЧТО ЗНАЕШЬ, НО ЗНАЙ ВСЕ, ЧТО ГОВОРИШЬ.
ХОРОШУЮ РЕЧЬ ХОРОШО И СЛУШАТЬ.
НЕ НОЖА БОЙСЯ, А ЯЗЫКА.
СЛОВО НЕ СТРЕЛА, А РАЗИТ.
МНОГО ГОВОРЕНО, ДА МАЛО СКАЗАНО.
КРАСНО ПОЛЕ ПШЕНОМ, А БЕСЕДА УМОМ.

Слова учителя: В устной речи особое значение имеет техника: ПРАВИЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ, ПОСТАНОВКА ГОЛОСА, ДИКЦИЯ, ИНТОНАЦИЯ (ТЕМП, ТОН, ПРАВИЛЬНОЕ ПАУЗИРОВАНИЕ, РАСТОНОВКА ЛОГИЧЕСКИХ УДАРЕНИЙ).
Дыхание в процессе речи отличается тем, что вдох и выдох чередуется не равномерно: выдох значительно длиннее вдоха. Существуют специальные тренировочные упражнения для постановки речевого дыхания.
Дикция – это способность ясно и четко произносить слова. Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки. Благодаря им можно научиться преодолевать дикционные трудности. Отчетливо выговаривая каждый звук, прочитайте сначала медленно, потом несколько раз, ускоряя темп.

Течет речка, печет печка.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Маланья болтала-болтала да все выболтала около колокола.
На горе горько ревет Егорка. На дворе дрова, на траве дрова, не коли дрова на траве двора.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Король-орел, орел-король.
Пойду к Лавру, про Флора Лавру навру.
Хохлатые хохлушки хохотали хохотом.
Мама мыла Милу мылом.
Крыса в риге грызла рис.
Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.
Прохор и Пахом ехали верхом.
У быка губа тупа, тупа губа у быка.
ЩЕТКОЙ ЧИЩУ Я ЩЕНКА. ЩЕКОЧУ ЕМУ БОКА.
Полпогреба репы, гороху полколпака.
А мне не до недомогания.
Шакал шагал, шакал скакал.
Клара-краля кралась к ларю.
Расскажи мне про покупки! – Про какие про покупки? – Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Впишите свои любимые скороговорки (Приложение 1)

Ученик 1: Для того чтобы приобрести хорошую дикцию надо упорно трудиться. Древнегреческий общественный деятель Демосфен имел слабый голос, говорил невнятно, картавил, не умел держать себя перед публикой. Но юноша оказался настойчивым в достижении цели. Чтобы стать знаменитым оратором, а в то время в Элладе это было весьма престижным занятием, он каждый вечер уходил на покрытый галькой морской берег. Здесь он ходил взад и вперед целыми часами, никем не слышимый, упражнялся в искусстве говорить, стараясь каждое слово произносить четко, ясно, красиво. Когда он овладел этим мастерством, он стал задавать себе задачи повышенной трудности. Теперь, прежде чем приступить к речи, он брал в рот несколько окатанных волнами камешков и добивался идеальной звучности и понятности каждого слова. Когда и это стало ему доступно, он рискнул выступить с публичной речью и поразил всех настолько, что и сегодня, через два с половиной тысячелетия, мы называем красноречивых ораторов Демосфенами.

Ученик 2. Политические деятели, следуя примеру актеров, берут уроки дикции. Хороший преподаватель дикции представляет не меньшую ценность, чем хороший парикмахер. В США телефонистки в крупных фирмах, гостиницах, обязаны иметь соответствующий диплом: очарование их голоса действует на клиентов, как пение сирен на Одиссея.
Очень важно, с какой интонацией произносится фраза. Смысловая интонация помогает понимать вопрос, обращение, предупреждение. Произнесите с разной интонацией «казнить нельзя помиловать».
Эмоциональная интонация выражает чувства, отношение говорящего к другим людям, передовая оттенки радости и горя, ласки и грубости, похвалы и порицания.

Учитель: Попробуйте произнести с разной эмоциональной интонацией. (Приложение 1)

– Доброе утро, Иа! – сказал Пух.
– Доброе утро, медвежонок Пух! – уныло ответил Иа. Если оно доброе. В чем лично я сомневаюсь».

Учитель: Существует ряд средств, позволяющих придавать речи выразительность. Например, сравнение:

«Тогда все жители, и малый, и большой,
Часа не тратя, собралися
И вон из стен московских поднялися
Как из улья пчелиный рой».

И.А. Крылов «Ворона и курица»

Олицетворение – изобразительный прием, с помощью которого неодушевленные вещи наделяются признаками одушевл6нных.

Ученик 3.

«В прихожей, на углу,
Пустой мешок валялся,
У самых низких слуг
Он на обтирку ног нередко помыкался
Как вдруг мешок наш в честь попался,
И весь червонцами набит.
…Мешок завеличался,
Заумничал, зазнался,
Мешок заговорил и начал вздор нести.
О всем и рядит он и судит».

И.А.Крылов «Мешок»

Учитель: Еще один прием придает динамичность, усиливает экспрессию – это повторение одного из элементов словесной конструкции « Возможностей проявлять свою инициативу у учеников сегодня стало больше. Намного больше».
Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. Оптимальный темп произношения – 100-120 слов в минуту. Наиболее важные мысли высказываются в замедленном темпе. Второстепенная информация может даваться быстрее.
Одна и та же мысль, в зависимости от ситуации, конкретных обстоятельств, может быть выражена по-разному.

Ученики:

«ПО ДОБРОЙ ВОЛЕ ЧЕЛОВЕК РАБОТАЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ИЗ-ПОД ПАЛКИ.»
«ЧУВСТВО ЖЕЛАНИЯ БЫВАЕТ СИЛЬНЕЕ ЧУВСТВА НЕОБХОДИМОСТИ, ВОЗНИКШЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ НЕОБХОДИМОСТИ»
«КАКАИЕ СИЛЫ МОГУТ ЗАСТАВИТЬ ЧЕЛОВЕКА ПОЙТИ НА ТЕ ПОДВИГИ, КОТОРЫЕ ОН СОВЕРШАЕТ ДОБРОВОЛЬНО, ДВИЖИМЫЙ ОГНЕМ СОБСТВЕННОГО ЖЕЛАНИЯ»

Учитель: Чтобы вызвать интерес, выступление должно носить отпечаток вашей личности. Быть оригинальным.

Ученик: У короля Англии родился сын. Рождение принца вызвало всеобщее ликование. И вдруг выясняется, что наследник глухонемой. К лечению подключились лучшие врачи – бесполезно. Так прошло 20 лет. Однажды на званом обеде лакей подает молодому пэру бифштекс, но не с того плеча. Пэр вдруг ему; «Любезный. Тебя еще не научили, как подавать бифштекс?» Все ахнули – наследник заговорил! Отец-старик, обливаясь слезами, спрашивает: «Почему же ты, сынок, столько лет молчал?» Тот ему в ответ: «А что было говорить, пока все шло нормально …»

Учитель: Готовясь к выступлению, следует учитывать у себя наличие хотя бы небольших артистических способностей, ведь хороший актер способен вытянуть роль, даже написанную неестественным языком.

Ситуация-проба

1. Прочитайте текст басни И.Крылова «Волк и ягненок». Интерпретируйте его от лица: автора, критика, незнайки, главных героев, от себя лично» (Приложение 2)

2. Прочитайте и перескажите « Урок мудрости»(Приложение 3), учитывая все рекомендации, полученные на классном часе.

Упражнение «Я – говорящий».

Оцените качество вашей речи по пятибалльной системе
Я – логично строю речь
Я – ясно излагаю мысли
Я – правильно говорю
Я – красиво говорю
Я – владею интонацией
Я – умею варьировать темп речи
Я – владею вниманием
Я – не употребляю слов-паразитов.

Учитель:

ЗНАТНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЕСТЬ БЛАГО, НО ЭТО БЛАГО ПРЕДКОВ.
БОГАТСВО – ПОЧЕТНО, НО ЭТО ДЕЛО СЧАСТЬЯ.
СЛАВА – ЖЕЛАТЕЛЬНА, НО НЕ ПОСТОЯННА.
КРАСОТА – ПРЕКРАСНА, НО ПРОХОДЯЩАЯ.
ЗДОРОВЬЕ – ЦЕННО, НО ЛЕГКО РАЗРУШАЕМО.
СИЛА – ЗАВИДНА, НО УНИЧТОЖАТСЯ СТАРОСТЬЮ И БОЛЕЗНЬЮ.
ОБРАЗОВАНИЕ – ЕДИНСВЕННО, ЧТО БОЖЕСТВЕННО И БЕСМЕРТНО.
И ДВЕ ВЕЩИ – ЛУЧШЕЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ: РАЗУМ И РЕЧЬ.

Плутарх. (Приложение 4)

Список литературы:

1. Ботвинник М.Н. Жизнеописание знаменитых римлян и греков. М., 1987
2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. М., 2002
3. Калмыкова И.Р. Работа над техникой речи в курсе школьной риторики. Ярославль. 1997
4. Крылов И.А. Басни М.,1998
5. Михайличенко Н.А. Риторика. М., 1999.
6. Ротшильд Н. Правила хорошего тона. М., 2000
7. Успенский Л.В. За языком до Киева. Л.,1988
8. Я познаю мир. Философия. М., 1998
9. Я познаю мир. Этикет вовсе времена. М., 2001.