Тема урока: «Правописание слов с сочетаниями шипящих согласных с гласными».
Цели:
- Образовательная: закрепление знаний учащихся о способах обозначения гласных букв после шипящих согласных.
- Развивающая: способствование развитию мыслительной деятельности учащихся, совершенствование коммуникативных умений.
- Воспитательная: способствование формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремлённости, организованности, положительного отношения к учёбе.
Задачи:
- Довести до автоматизма правописание шипящих согласных с гласными.
- Развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения.
- Включить каждого ученика в активную деятельность, помочь ощутить свою ответственность за экологическую обстановку на Земле.
Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация
Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска
Тип урока: мультимедийный интегрированный урок – закрепление знаний.
ХОД УРОКА
І. Сообщение темы и целей
– Сегодня на уроке повторим изученные
сочетания шипящих согласных с гласными в словах,
а помогут нам животные леса. Мы узнаем как они
готовятся к зиме и как помогают сохранять и
преумножать природные богатства.
Нам предстоит решить следующую проблему: (Приложение 1, слайд №2)
Влияет ли образованность на грамотное решение
экологических проблем в нашей стране?
ІІ. Организационный момент
– [ч', щ'] – сидеть надо тихо, чтобы не спугнуть
животных, тогда мы узнаем о них больше.
– Какой метод научного познания будем
использовать на уроке? (Наблюдение)
– Какие звуки я произнесла, чтобы добиться
тишины?
– Дайте фонетическую характеристику этим
звукам.
– Какие изученные правила с этими звуками вы
знаете? (Ча-ща, чу-щу)
ІІІ. Минутка чистописания
– Итак, цели поставлены, правила вспомнили, посмотрим, удастся ли вам решить экологические задачи. В минутке чистописания повторим написание буквы с которой начинается название этого животного:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам;
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)
Презентация ученика (Приложение 2).
– Как белка готовится к зиме?
Запись: (Приложение 1, слайд № 3)
ІV. Работа над орфографией
1. Правописание сочетаний ча-ща.
– Белка делает на зиму запасы, она прячет их в
мох, под корнями деревьев. Давайте поможем
белочке сделать запасы. (Вставить в слова
пропущенные буквы) Помочь может только тот,
кто правильно вставит букву. (Приложение
1, слайд № 4)
Работа со слайдом, запись в тетрадях.
Вывод: Вы правильно вставили в слова
буквы и тем самым помогли белочке. Как думаете
она зимой под снегом все запасы найдёт?
– А что будет с теми семенами, которые останутся
в земле?
Задача: Одно большое дерево
выделяет в сутки столько кислорода, сколько его
необходимо для двух учеников нашего класса.
Сколько деревьев должно быть вокруг нашей школы
для учеников нашего класса? (11)
– На ГПД, гуляя, вы подсчитали деревья, которые
растут вокруг нашей школы. Сколько их? Хватит ли
их, чтобы удовлетворить потребности в кислороде
каждого нашего ученика?
– Как белка помогает преумножать природные
богатства? Она помогает природе восстановить
растительность. А мы с вами помогли ей в этом,
зная орфографические правила.
– А если бы не знали орфографические правила?
Запись: Часто белка забывает свои запасы и из них вырастают новые растения.
– Кто сам садил растения?
– Кто ещё запасает корм на зиму? (Приложение
1, слайд № 5)
2. Правописание сочетаний чу-щу.
– К нам пришла телеграмма. (Приложение 1, слайд № 6)
Телеграмма.
Я очень осторожный зверь. Охоч.сь ночью, поэтому меня увидеть не просто. Тело моё покрыто серебристо-серой жёсткой щетиной. От носа к затылку тянутся жёлтовато-белые полосы, а через глаза и уш. – чёрная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать ж.р – готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюж.й, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам ж.ра накоплю столько, что можно и спать лож.ться на всю зиму. (Барсук)
Презентация ученика (Приложение 3).
– Как барсук готовится к зиме?
– Поможем барсуку найти корм, для этого выполним
упражнение учебника. (№ 77)
Вывод:
– Какую пользу приносит барсук природе? (Регулирует
численность некоторых животных)
– Мы помогли ему в этом. Чем? (Грамотным
письмом)
– Кто ещё нагуливает жир и ложится в спячку? (Приложение 1, слайд №7)
3. Выполнение теста.
Кукольная сценка:
– Какую пользу природе приносят волки?
- Мы рождаемся беспомощными, слепыми.
- Заботятся о нас оба родителя.
- Пока мама нас кормит молоком, она никуда не уходит, папа приносит ей еду. Родители учат нас охотничьим премудростям.
- Зимой волки собираются в стаи.
- Мама, папа, молодые волчата, родившиеся в прошлом году. В стае может быть 6–10 волков.
- В стае царит железная дисциплина – вожаку все безоговорочно подчиняются.
- Выжить волку помогает его выносливость. Волки могут не есть по многу дней.
- При этом мы не теряем силы и формы.
- Нападаем только на больных животных.
- Чтобы заболевания не распространились на других.
Презентация ученика (Приложение 4)
– Как волки готовятся к зиме?
– Поможем волчатам научиться быстро бегать. (Приложение 1, слайд № 8)
Выполнение теста.
Тест.
- Зачеркни лишнюю букву: ч/а, я/й, ч/ю,у/ткий
- Подчерни правильное слово: чаща, чащя, чяща.
- Вставь нужную букву: сч.стье, удач., чищ.
– Кто ещё запасов не делает?
V. Итог урока
– На какие группы мы разделили всех животных? (Приложение 1, слайд № 9)
– Как мы помогали животным готовиться к зиме?
Какие правила правописания повторили?
– Помогла ли грамотность нашего письма в решении
экологической задачи: помочь животным
сохранить природу?
– Влияет ли образованность на грамотное решение
экологических проблем в нашей стране? (Приложение
1, слайд № 10)
– Человек – частичка окружающего мира. Зная
законы экологии, люди выполнят главную задачу –
сохранят нашу планету Земля для наших потомков.