Открытый урок по литературе во 2-м классе по теме "С.А. Клычков "Весна в лесу"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжить знакомства с творчеством С.А. Клычкова;
  • Развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств;
  • Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;
  • Воспитывать самостоятельную творческую активность.

Оборудование:

Музыкальные записи “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”, “Утро”, Э.Грига “Пэр Гюнт”

Ход урока

1. Организационный момент.

2.

- На доске одно слово “Весна”.

Давайте произнесём его вместе.

- Удивительно, как по разному вы произносите это слово.
- Скажите, какие ассоциации возникли у вас? Что вам вспомнилось? Молодцы!
- Как вы думаете, почему я выбрала для слова весна синий цвет? (голубое небо, много воды)
- А может взять другой цвет? Какой? Почему?

Зелёный – зелень;
Красный – красиво;
Чёрный – земля показалась.

- Всё верно. Замечательно!
- Скажите, а весна будет отличаться от весны? Чем? (м.б. настроением, чувствами поэта).

Верно.

3. Тема урока: Клычков Сергей Анатольевич стихотворение “Весна в лесу”

Как вы думаете, о чём будет стихотворение? (о весне, пробуждении природы)

Откройте учебник с.64.

Найдите стихотворение.

- Сейчас ученик прочитает это стихотворение вслух, вы про себя, по своим книгам и приготовьте ответ на вопрос: Какая весна у Клычкова? (звучит тихая музыка, ученик читает).
- Какая весна?
- Почему так считаете? (небо чистое, солнце, медведь щурится)
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (радость, веселье, оптимизм, т.к. природа пробуждается)
- Как относится автор к весеннему лесу? (он ему нравится, хочет уйти в лес до завтра)
- Прочитайте строчки, которые вам понравились (читают)

Замечательно.

- Как вы думаете, совпадают ваши чувства и авторские по отношению к весеннему лесу? (Да, мы почувствовали, что хотел сказать автор).
- Вы заметили, что ученик читал стихотворение под музыку? Совпадает ли она с нашими чувствами, вызванными стихотворением? (музыка светлая, прозрачная, оптимистичная)

  1. Можно ли назвать стихотворение “Весна в лесу” лирическим? (Да, в нём красота родной природы).
  2. С.А. Клычков – поэт романтик, ищущий красоту в родной природе.
  3. Скажите, какой художественный образ возникает при чтении стихотворения?

Трудно ответить.

- Да, весна в лесу - образ собирательный.
- Возьмите карандаш и подчеркните тихонько (действующих лиц, персонажей), слова о ком? О чём пишет автор, т.е. найдите действующие лица, персонажи.
- Что у вас получилось?
- Почему так много действующих лиц? (Чтобы лучше рассказать о весне в лесу)

Какие художественные приёмы использует автор? Я вам подскажу!

  1. Эпитеты;
  2. Сравнения;
  3. Олицетворения.

Использует слова, свойственные только поэтической речи.

Найдите их, подчеркните карандашом. Назовите. Какие слова используем.

Глаголы, чтобы передать изменения, происходящие в природе, их динамизм.

Прочитайте их.

Немного, но мы нашли их, молодцы!

Почему же хочется перечитать эти строчки ещё раз?

- Простота, скромность повествования, описательное раздумье автора; картины меняются одна за одной (как в клипе) и завораживают читателя.
- Вы согласны со мной? Хорошо, что вы чувствуете это.
- А сейчас прочитайте первую строфу про себя и найдите слова, которые зовут нас в лес (тепло, мягкий мох…).
- Почему автор приглашает нас рано в утренник? (чтобы больше успеть увидеть)

Прочитайте вторую строфу.

Кого мы встречаем в лесу? (З.и Д.)
Почему зайцы собираются грудой? (место сухое)
Какие звуки леса мы слышим? (капель, звук дятла)
Прочитайте, какой ствол выбирает дятел? (рыжий)
У какого дерева ствол рыжий? (м.б. сосна)

Третью строфу прочитайте про себя и подумайте, в каком темпе надо её прочитать? (не быстро)

А почему? Докажите! (тягучий – медленный, побродить – идти не быстро)

Почему – багровый хребет? (отсвет зари)

Медведь щурится в лому – как понимаете?

Покажите (еще раз, всего 3 раза)

Почему же медведь щурится?

Прочитаем вслух, соблюдая выбранный темп.

Четвертая строфа. Вслух. Ученик.

1) Почему автор хочет уйти в бор? (Наблюдать за пробуждением весны!)
2) Как понимаете слово яр?
3) Сои - кто это? (птицы сойки) Клохчут, как курицы (кло-кло)
4) Как понимаете истома? (чувство приятной расслабленности)
5) Глухари кружатся (как вы себе это представляете) – танцуют друг перед другом, распустив крылья.

Последняя строфа – про себя.

- Попробуйте определить, кого описывает автор? чудный странник (чем-то необычный)

Может быть Лель? (любимый герой Клычкова)

Может быть другой былинный герой?

А может быть ему виделся Сергей Есенин? в золотых кудрях? Мы знаем, что Клычкову было близко творчество Есенина.

- Мы перечитаем стихотворение “Весна в лесу” (на доске иллюстрации!)
- Рассмотрите работы ребят. Выберите из них ту, которая по вашему мнению подходит этому стихотворению. Почему?
- На перемене вы рассмотрели небольшие репродукции картин художников – мастеров. Все они о весне. Чья картина ближе всех весне Клычкова?

А что бы нарисовали вы?

- Мы смогли представить лес весной?

Что нам помогло? (стихотворение, музыка, рисунки, картины).

Наш урок подходит к концу!

Как можно оценить вашу работу на уроке?
Чьи ответы вам понравились?
Чье чтение можете отметить?
Что понравилось на уроке?

Д.З. Учиться выразительно читать.