Цели:
- Продолжить знакомства с творчеством С.А. Клычкова;
- Развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств;
- Воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке;
- Воспитывать самостоятельную творческую активность.
Оборудование:
Музыкальные записи “Вальс цветов” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”, “Утро”, Э.Грига “Пэр Гюнт”
Ход урока
1. Организационный момент.
2.
- На доске одно слово “Весна”.
Давайте произнесём его вместе.
- Удивительно, как по разному вы произносите это
слово.
- Скажите, какие ассоциации возникли у вас? Что
вам вспомнилось? Молодцы!
- Как вы думаете, почему я выбрала для слова весна
синий цвет? (голубое небо, много воды)
- А может взять другой цвет? Какой? Почему?
Зелёный – зелень;
Красный – красиво;
Чёрный – земля показалась.
- Всё верно. Замечательно!
- Скажите, а весна будет отличаться от весны? Чем? (м.б.
настроением, чувствами поэта).
Верно.
3. Тема урока: Клычков Сергей Анатольевич стихотворение “Весна в лесу”
Как вы думаете, о чём будет стихотворение? (о весне, пробуждении природы)
Откройте учебник с.64.
Найдите стихотворение.
- Сейчас ученик прочитает это стихотворение
вслух, вы про себя, по своим книгам и приготовьте
ответ на вопрос: Какая весна у Клычкова? (звучит
тихая музыка, ученик читает).
- Какая весна?
- Почему так считаете? (небо чистое, солнце,
медведь щурится)
- Какие чувства вызвало у вас стихотворение? (радость,
веселье, оптимизм, т.к. природа пробуждается)
- Как относится автор к весеннему лесу? (он ему
нравится, хочет уйти в лес до завтра)
- Прочитайте строчки, которые вам понравились (читают)
Замечательно.
- Как вы думаете, совпадают ваши чувства и
авторские по отношению к весеннему лесу? (Да, мы
почувствовали, что хотел сказать автор).
- Вы заметили, что ученик читал стихотворение под
музыку? Совпадает ли она с нашими чувствами,
вызванными стихотворением? (музыка светлая,
прозрачная, оптимистичная)
- Можно ли назвать стихотворение “Весна в лесу” лирическим? (Да, в нём красота родной природы).
- С.А. Клычков – поэт романтик, ищущий красоту в родной природе.
- Скажите, какой художественный образ возникает при чтении стихотворения?
Трудно ответить.
- Да, весна в лесу - образ собирательный.
- Возьмите карандаш и подчеркните тихонько (действующих
лиц, персонажей), слова о ком? О чём пишет автор,
т.е. найдите действующие лица, персонажи.
- Что у вас получилось?
- Почему так много действующих лиц? (Чтобы лучше
рассказать о весне в лесу)
Какие художественные приёмы использует автор? Я вам подскажу!
- Эпитеты;
- Сравнения;
- Олицетворения.
Использует слова, свойственные только поэтической речи.
Найдите их, подчеркните карандашом. Назовите. Какие слова используем.
Глаголы, чтобы передать изменения, происходящие в природе, их динамизм.
Прочитайте их.
Немного, но мы нашли их, молодцы!
Почему же хочется перечитать эти строчки ещё раз?
- Простота, скромность повествования,
описательное раздумье автора; картины меняются
одна за одной (как в клипе) и завораживают
читателя.
- Вы согласны со мной? Хорошо, что вы чувствуете
это.
- А сейчас прочитайте первую строфу про себя и
найдите слова, которые зовут нас в лес (тепло,
мягкий мох…).
- Почему автор приглашает нас рано в утренник? (чтобы
больше успеть увидеть)
Прочитайте вторую строфу.
Кого мы встречаем в лесу? (З.и Д.)
Почему зайцы собираются грудой? (место сухое)
Какие звуки леса мы слышим? (капель, звук дятла)
Прочитайте, какой ствол выбирает дятел? (рыжий)
У какого дерева ствол рыжий? (м.б. сосна)
Третью строфу прочитайте про себя и подумайте, в каком темпе надо её прочитать? (не быстро)
А почему? Докажите! (тягучий – медленный, побродить – идти не быстро)
Почему – багровый хребет? (отсвет зари)
Медведь щурится в лому – как понимаете?
Покажите (еще раз, всего 3 раза)
Почему же медведь щурится?
Прочитаем вслух, соблюдая выбранный темп.
Четвертая строфа. Вслух. Ученик.
1) Почему автор хочет уйти в бор? (Наблюдать за
пробуждением весны!)
2) Как понимаете слово яр?
3) Сои - кто это? (птицы сойки) Клохчут, как
курицы (кло-кло)
4) Как понимаете истома? (чувство приятной
расслабленности)
5) Глухари кружатся (как вы себе это
представляете) – танцуют друг перед другом,
распустив крылья.
Последняя строфа – про себя.
- Попробуйте определить, кого описывает автор? чудный странник (чем-то необычный)
Может быть Лель? (любимый герой Клычкова)
Может быть другой былинный герой?
А может быть ему виделся Сергей Есенин? в золотых кудрях? Мы знаем, что Клычкову было близко творчество Есенина.
- Мы перечитаем стихотворение “Весна в лесу” (на
доске иллюстрации!)
- Рассмотрите работы ребят. Выберите из них ту,
которая по вашему мнению подходит этому
стихотворению. Почему?
- На перемене вы рассмотрели небольшие
репродукции картин художников – мастеров. Все
они о весне. Чья картина ближе всех весне
Клычкова?
А что бы нарисовали вы?
- Мы смогли представить лес весной?
Что нам помогло? (стихотворение, музыка, рисунки, картины).
Наш урок подходит к концу!
Как можно оценить вашу работу на уроке?
Чьи ответы вам понравились?
Чье чтение можете отметить?
Что понравилось на уроке?
Д.З. Учиться выразительно читать.