Развитие творческих способностей на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: "Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. " Основными показателями творческих способностей являются: беглость и гибкость мысли; оригинальность; любознательность; точность и смелость. Являются ли эти показатели врожденными или же они могут поддаваться влиянию среды? Один из создателей системы измерения творческих способностей – Торренс – говорил по этому поводу, что наследственный потенциал не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творческий характер, зависит больше от влияния родителей и других взрослых. Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка еще в дошкольном возрасте.

Как известно, развитие мыслительной деятельности учащихся тесно связано как со знаниями, приобретенными в ходе обучения, так и со способами их приобретения, то есть степенью мыслительной активности школьников в ходе оперирования знаниями. Мыслительная деятельность учащихся по преимуществу должна быть творческой, самостоятельной или продуктивной. Развитие мыслительной деятельности характеризуется мерой увеличения самостоятельности при оперировании знаниями в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение.

Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя интерес ко всему новому и необыкновенному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Дети же с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности отличаются стремлением к школьным успехам, которые выражаются в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, вместо надежды на успех у них скорее преобладает страх перед неудачей. Эти дети не любят риска, не любят высказывать публично свои мысли. Они сдержаны, скрытны и дистанцируются от своих одноклассников. У них очень мало близких друзей. Они не любят быть представлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов учения или деятельности.

А вот дети с низким уровнем интеллекта и креативности, как правило, внешне хорошо адаптируются, держаться в "середняках " и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе.

Таким образом, результаты рассмотренного исследования показывают, что при работе с детьми важно развивать не только интеллект, но и творческие способности, и, наоборот, при развитии творческих способностей не следует забывать об интеллекте. Ведь когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен, эмоционально уравновешен, независим и т. п. Креативность неоднозначно зависит от образования. Главное, чтобы учащиеся применяли полученные знания в новых, нестандартных условиях.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в значительной мере способствует (стимулирует) развитию творческих способностей ребенка. В самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других детей.

Ещё одно исключительно важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер её мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. И взрослым остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. При этом очень важно иметь в виду, что при развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

Так как же научить ребенка мыслить творчески? Наиболее эффективным методом такого развития является не просто игра, а игра развивающая. Но на что она должна быть направлена? Что она должна развивать?

Опять же исследования психологов показывают, что продуктивному мышлению способствует овладение специальными приёмами. К таким приёмам относятся такие, как:

  • выделение противоположных свойств;
  • поиск аналогий;
  • ассоциирование понятий;
  • постановка вопросов;
  • переформулирование;
  • генерирование идей;
  • смена альтернативы;
  • комбинирование;
  • “включение ” объекта в новые связи;
  • выбор самого оригинального образа и др.

Более подробно рассмотрим несколько приёмов. Например, выделение противоположных свойств. Этот приём предлагает выделение в одном и том же предмете или явлении противоположных свойств. Умение находить противоречия – есть основа парадоксального мышления, а оно в свою очередь, является обязательным атрибутом истинного творчества. Выделение противоположных свойств, их сопоставление и объединение, позволяет раскрывать новые, неожиданные стороны предметов и явлений.

Вот один из способов, как это можно делать. Выбирается предмет, ребенок называет какой-либо признак этого предмета. Затем предлагается ему определить, что является противоположным по значению данному признаку, и спрашивается, может ли данным признаком обладать и выбранный предмет. В качестве примера предлагаются развивающие игры: “Противоположности”, “И хорошо, и плохо”.

В игре “Противоположности” как раз и задаются противоположные свойства или признаки, а ребенок должен догадаться, какие предметы или явления могут этими свойствами обладать. Например:

  1. Острый - тупой (нож)
  2. Горячий - холодный (утюг, холодильник)
  3. Добрая - злая (собака)
  4. Весёлый грустный (человек)
  5. Глубокое - мелкое (море, озеро)
  6. Слабый - сильный (ветер, человек, животное)
  7. Быстрый - медленный (автомобиль, поезд)
  8. Идти - стоять (часы, человек)

Необходимо добиваться, чтобы ребенок называл как можно больше таких вариантов. В развивающей игре "И хорошо, и плохо" предлагается оценивать, пользуясь этой категорией, следующие явления природы, действия и предметы:

  1. Зима, лето, осень, весна;
  2. Дождь, снег, солнце, ветер, огонь;
  3. Кушать, спать, гулять в лесу, лазать по горам;
  4. Пить лекарства, делать зарядку, умываться;
  5. Нож, тарелка, стекло, утюг.

Ребенок должен найти хорошие, плохие стороны явлений.

Немаловажный прием – это постановка вопросов. Способность человека к постановке новых вопросов и проблем является одним из показателей развития творческих способностей. Для расширения возможностей ребенка и ломки стереотипов в формулировке вопросов (что? как? почему?), необходимо создание ситуаций общения с ребенком на равных, а также важно показать ребенку образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм. Важно обучить его выбирать направленность вопросов. Более важным являются вопросы, относящиеся к ключевым моментам проблемной ситуации, к причине явлений, к существенным признакам и функциям предметов.

Обучиться этому можно только в процессе обучения с взрослым в ходе совместной деятельности (как игровой, так и учебной). Главное, чтобы вопросы побуждали ребенка к интеллектуальной активности, чтобы в них были элементы неизвестности и противоречия, чтобы они были направлены более на развитие логических умений и навыков.

Когда ребенок задает вопрос, не надо спешить давать ответы, необходимо предложить ему высказать свое предложение ("А та как думаешь?"). Нужно научить его задавать вопросы самому себе и пытаться самостоятельно отвечать на них.

Например, игра "Да - нет". Ребенок загадывает какое-либо существительное. Дети задают не более 15 вопросов, на которые он отвечает либо "да", либо "нет". Цель: назвать существительное, которое было задумано.

Учим ребят составлять текст по вопросам.

Например, метод контрольных вопросов. Этот метод облегчает процесс творчества. Придумай сказку по вопросам:

- Кто это был? ...
- Что он ответил? ...
- Как выглядел? ...
- Что ему сделали? ...
- Куда пошел? ...
- Его реакция? ...
- Кого встретил? ...
- Чем история закончилась? ...
- Что ему сказали? ...
- Вывод или мораль.

В эту игру можно играть в парах: по очереди пишут ответы на вопросы.

Прием переформулирование – это умение выделять в предмете нехарактерные для него (несущественные с точки зрения назначения) свойства. Для овладения данным приемом ребенок должен предварительно научиться выделять различные свойства и признаки предметов и явлений, а также различать, какие из них существенные. Например, установить аналогии. В чем сходства и различия?

Утро - Вечер;
Трамвай - Автобус;
Корова - Лошадь;
Озеро - Река;
Летчик - Танкист;
Река - Птица;
Лыжи - Коньки;
Дождь - Снег;
и т. д.

Генерирование идей – это один из наиболее важных приемов, обеспечивающих творческий подход к решению самых разных проблем. Суть его предельно проста - генерировать как можно больше идей. И чем больше идей, тем больше вероятности, что среди них будит хорошие, а может, даже гениальные. Тренировка умения генерировать идеи тесно связана с развитием творческого воображения.

В связи с этим важным также является обучение ребенка еще двум умениям, которые помогают созданию оригинальных образцов:

  1. Умению "включать" воображаемый объект в новые связи и отношения;
  2. Умению выбирать из нескольких образов самый оригинальный.

Таким образом, для развития творческих способностей учащиеся имеют значение не просто готовые обобщенные знания, а высокая умственная активность учеников в процессе приобретения и оперирования знаниями и навыками. Там, где организуется основательный опыт самостоятельного обобщения, происходит интенсивное развитие творческого мышления.