Цели:
- повторить свойства и особенности графика квадратичной функции вида ;
- совершенствовать навыки построения графиков квадратичной функции;
-отработать приёмы построения графика функции на конкретных примерах; и уделить особое внимание формированию умения указывать координаты вершины параболы, её оси симметрии, направление ветвей;
-учить способам самоконтроля;
- развивать речь, пространственное представление, абстрактное мышление, мелкую моторику;
- воспитывать культуру выполнения графических работ;
Ход урока
- Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока.
- Проверка домашнего задания.
- Актуализация опорных знаний.
- Что называют «функцией»?
- Что называется графиком функции?
- Что называется областью определения и областью значений функции?
- Какая функция называется квадратичной?
- Как из графика функции получить график функции ? Показать на модели.
- Как изменится при этом область значений функции?
- Каким образом из графика функции получить график функции ?
- Перечислите свойства квадратичной функции при a>0, при a<0 (Таблица с изображением графиков на доске). Учащиеся подробно проговаривают все свойства функции (Область определения и область значений, нули, ось симметрии, промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения функции).
- На модели координатной плоскости построить графики:
Для работы использую следующее наглядное пособие:
1) модель координатной плоскости изображена на картоне;
2) гибкая проволока на парте у каждого ученика.
Использую на уроке следующим образом: проволока в руках учащихся превращается в параболу и может быстро занимать нужное место на координатной плоскости. В этом случае фразы «график перемещается относительно оси абсцисс» … становятся реальными и учащиеся перемещают графики, учитывая направление ветвей параболы и координаты вершины (можно использовать при работе в парах, группах или при фронтальной работе). Это наглядное пособие начинаю применять при изучении линейной функции.
< Фотография 1>
-Найдите ошибки.
a)
< Рисунок 1 >.
а) б)
в) г)
4. Построение графиков квадратичной функции (учитель показывает оформление на доске).
Построить график функции:
1). Квадратичная функция, графиком является парабола, a=-!, ветви параболы направлены вниз.
2). Найдём координаты вершины параболы.
Вершина параболы - точка (-3;4).
3). Дополнительные точки для построения графика.
x | -6 |
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
-1 |
0 |
y |
|
|
|
4 |
3 |
0 |
-5 |
Так как парабола симметрична относительно прямой, проходящей через её вершину, в данном случае x=-3, то проще вычислить значения функции для x=-2,-1,0, а вторую часть таблицы заполнить симметрично. Точки пересечения с осью абсцисс (-5;0); (-1;0), с осью ординат (0;-5).
4). Построение графика.
<Рисунок 2>
Обобщаем свои действия и разрабатываем план команд для построения графика квадратичной функции совместно с учащимися..
- Опиши данную функцию.
- Найди координаты вершины параболы.
- Определи расположение оси симметрии параболы.
- Вычисли значения функции в дополнительных точках. Найди точки пересечения графика с осями координат.
- Построй график функции.
Физкультминутка:
Руки поставили локтями на парту, ладони приняли форму параболы. Что происходит с ветвями параболы, если функция - ладошки раскрываются, как цветок. А если - ладошки тянутся вверх - цветок прикрывает свои лепестки. Меняем положение рук, они подняты вверх. Проделываем тоже с другими числовыми коэффициентами. Руки расслабили, спинки выпрямили. Продолжаем работу.
5. Какие из предложенных функций являются квадратичными?
Учащиеся выбирают и строят самостоятельно графики квадратичной функции.
Дополнительное задание:
1) При каких значениях b и c точка К (7;2) является вершиной параболы .
2) Найдите область значений функции
6. Итог урока и выставление оценок.
Я в течение урока заносила результаты каждого этапа в таблицу. Можно выделить группу учащихся, которые на этом уроке будут на контроле, или заранее разделить класс на группы и назначить ответственного в каждой группе.
Ф.И. |
Домашняя работа |
Устная работа |
Построение графиков |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
7. Домашнее задание