Тема: Род имен существительных в единственном и во множественном числе
Цель:
- познакомить учащихся с определением рода имен существительных во множественном числе;
- формировать умение определять род имен существительных в единственном числе;
-способствовать развитию орфографической зоркости; обогащению словарного запаса;
- развивать речь, память, мышление;
- воспитывать трудолюбие.
Оборудование: 2 карточки с буквами для минутки чистописания, ребус, карточки со словарными словами и соответствующие им карточки для запоминания, рисунок ракеты.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.
Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Откройте тетради, запишите дату.
ІІ . Минутка чистописания.
Начнём с минутки чистописания.
Определите букву, которую будем писать. Она « лишняя » в этом ряду:
Б Т В Р К С Ф
(Буква «Р», так как этой буквой обозначаются непарные согласные звуки [р], [р’ ], а остальными – парные.)
- Какой грамматический признак имени существительного начинается с этой буквы?
(Род.)
Сегодня на уроке продолжим работу над определением рода имён
существительных.
IV. Словарная работа
Сначала повторим словарные слова. (Отгадывают коллективно, записывают самостоятельно.)
1.
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)
2. Запишите одним словом:
Дорожка в парке, по обеим сторонам обсаженная деревьями. (Аллея)
3. Название этой ягоды связано с понятием «земля». У поляков она именуется поземка, у немцев — «земляная ягода». (Земляника)
4. Отгадайте ребус
(Месяц)
5. Вставьте в предложение подходящее по смыслу слово из словаря.
В воскресенье к дяде Косте на ______ поедем в гости. (Метро)
6. Отгадайте загадку:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы-
Уши больше головы. (Заяц)
6. Какое ещё словарное слово встретилось в этом предложении? (Воскресенье)
7.С каким словом могут сочетаться данные имена прилагательные: свежие, ранние, сырые, варёные, мороженые, дорогие...(овощи)
Проверьте. (Учитель вывешивает таблицу со словами; рядом карточки, облегчающие запоминание).
Определите род словарных слов. (Слово «овощи» затрудняются)
V. Изучение нового материала.
Как определить род имён существительных во множественном числе?
(Ответы детей)
Прочитайте правило (с. 154)
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе: имена-имя(ср.р.),фамилии-фамилия(ж.р.).
А сейчас потренируемся определять род имен существительных.
Упражнение 409. Определи род имён существительных. Напиши их в единственном числе в три столбика по родам (по 1 слову « по цепочке» на доске, 4 слова самостоятельно, проверяем)
Письма, орехи, огурцы, осины, крылья, помидоры, комнаты, ракеты, болота,перья, минуты, овощи, обезьяны, мячи, голуби, ручьи, гнёзда, деревья.
образец: М. р. Ж. р. Ср. р.
(он, мой) (она, моя) (оно, моё)
карандаш осина звено
- Как определяли род имён существительных? Напишите ещё по одному слову в каждый столбик.
В этом упражнении встретились новые словарные слова. С одним из них познакомимся и запомним его.
- Что это за слово?
Крыльев нет у этой птицы, но нельзя не подивиться: лишь распустит птица хвост и поднимется до звёзд. (Ракета)
(Вывешивается рисунок.) Определите «опасное» место.
Напишите слово «ракета» на новой строчке, выделите орфограмму; допишите до конца строки.
Составьте с этим словом предложение .(Лучшее записываем с комментированием.)
Найдите главные члены. Определите, какой частью речи они выражены. Напишите.
VI. Физминутка.
Мы сейчас все дружно встанем
(Дети встают)
И немножко отдохнем.
(Потягиваются)
Вправо, влево повернитесь,
(Повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
(Наклоны)
Руки вверх и руки вбок,
(Движения руками)
И на месте прыг да скок!
(Прыжки на месте)
А теперь бегом вприпрыжку.
(Бег на месте)
Молодцы вы, ребятишки!
VII. Изучение нового материала (продолжение)
А сейчас посмотрите на ряды слов .Вставьте пропущенные буквы. Найдите « лишнее»
слово в каждом столбике. Определите у него род.
Д...БРОТА ДЕКАБРЬ НОЖНИЦЫ
СМЕЛЫЙ МАРТ ВЕРЁ...КА
ВЕЖЛИВЫЙ ЯНВАРЬ БУМАГА
КРАСИВЫЙ ФЕВРАЛЬ КЛЕЙ
У слова «ножницы» род определить не можем, т.к. это слово не употребляется в единственном числе.
Приведите примеры таких слов. (Очки, брюки...)
Теперь прочитайте слова.
красит, а человека-, солнце, труд, Землю
Составьте из них предложение.
- Что получилось? (Пословица.)
- Как вы её понимаете?
Найдите имена существительные. Определите их род.
Игра на внимание: я назову слово, если оно женского рода- садятся за парты девочки, если мужского - мальчики, если среднего - все.
Стена, пенал, шкафы, солнце, тетради, линейка, цветы, книги, платье.
Составьте из данных букв слово
ЛБЕОЖЕАК (лежебока)
Определите род этого слова (одни ученики говорят мужской, другие - женский)
- Кто прав?
В русском языке есть слова, которые бывают и мужского, и женского рода. Говорят, что у них общий род. Приведите примеры слов общего рода.
VIII.Закрепление
Упражнение 411.Замените каждое предложение одним словом. Напишите. (Отгадывают коллективно, записывают с комментированием.)
- Работник почты, который доставляет письма, газеты, журналы.
- Приспособление, с помощью которого проводят прямые линии или измеряют что -либо.
- Белое сладкое вещество, которое приготовляется в нашей стране из свеклы.
- Сосуд, в котором кипятят воду для чая или заваривают чай.
Определите род имен существительных. (Самостоятельно, затем проводится взаимопроверка.)
IX. Итог
- Чему учились сегодня на уроке?
- Как определить род имен существительных во множественном числе?
- Что повторяли?
X. Домашнее задание
Упражнение 412. На странице 254 напечатаны слова, которые нужно уметь правильно произносить. Выпишите 10 имен существительных. Поставьте над словами знак ударения, обозначьте род. Запомните как произносятся эти слова. Подчеркните безударные гласные в корне.