Урок математики во 2-м классе "Площадь фигуры"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить с новой величиной – площадью фигуры.

Задачи:

  • найти способы сравнения и вычисления площади фигуры,

  • знакомство с квадратным сантиметром как единицей площади,

  • развивать мышление, речь.

  • воспитывать уважение к товарищам.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я проведу у вас урок математики.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Интересная наука-
Это математика!

Помогать в работе нам будет компьютер.

Слева на экране расположена панель (ряд) рисунков, на которые мы будем переключаться, нажав на них левой кнопкой мышки.

2. Сообщение темы.

Откройте 2 стр.

На доске и экране: (фигуры) Круг, треугольники, четырехугольник, квадрат, прямоугольник. (есть фигуры, одинаковые по площади).

У.: Какая из них занимает больше всех места на доске? Место, которое занимает фигура, называют площадью этой фигуры.

- Тема нашего урока: площадь фигуры. Мы – исследователи. Будем искать способы сравнения и вычисления площади фигур.

Работать будем на белом листе, фигуры на листе можно двигать, щелкнув на них левой кнопкой мышки, и удерживая, переносить куда необходимо.

3. Новый материал.

- Что можете сказать о площади прямоугольника по сравнению с площадью других фигур?

(В таких случаях говорят, что площадь прямоугольника больше, чем площади других фигур).

- Каким способом определили? (Это видно на глаз).

- Назовите предметы в классе, которые имеют площадь. ( парта, стол, окно). Площадь какого предмета больше?

- Какой способ нашли? (вывод)

- А можно на глаз сравнить площадь квадрата и площадь круга?

( нет, дети ищут другой способ).

Дети накладывают фигуры друг на друга, сравнивают.

( так же сравниваются треугольники)

- Сравните площади тетради, учебника, альбомного листа. (ответы).

- Что можете сказать об их площадях?

Вывод:

- Какие способы сравнения площадей фигур нашли? (На глаз, наложением одной фигуры на другую).

Перейдите на другой лист, для этого щелкните левой кнопкой мышки на 3 листе в ряду рисунков слева.

На экране фигуры: прямоугольник и квадрат, имеющие примерно одинаковую площадь, но разные длины сторон. ( у учителя эти фигуры с обратной стороны разделены на квадраты).

У.: - Какие фигуры на листе? Сравните площади этих фигур.

Как умеем?

- Можно площади фигур сравнить на глаз? наложением одной на другую? (нет)

Докажите. ( рассуждения детей).

Проблема: Как сравнить площади фигур, если наложение одной на другую не помогает?

У. переворачивает фигуры обратной стороной. (если верного ответа нет - закрасить клеточку на одной из фигур.)

У.: - Мы разбили фигуру на клеточки – маленькие квадраты. Что дальше?

(Обсуждение, кто- то предложит клеточки посчитать.)

- Давайте попробуем. (Определяется количество клеток в каждой фигуре. Сравниваются площади данных фигур.)

- Что можно сказать о площадях этих фигур?

Сделайте вывод: как еще можно сравнить площади ф.?

4. Физкультминутка.

Потрудилась детвора-
Отдыхать пришла пора!

Упражнение “Буратино”.

5. Практическая работа.

- Какой новый способ сравнения фигур нашли?

У. (показывая на не разлинованный квадрат): Задание: определите какова площадь этого квадрата? Что надо сделать? (Разбить на квадраты и посчитать их).

У каждого ученика на парте прямоугольник из бумаги.

У.: Найдите у себя такой прямоугольник и разделите его на квадраты.

Сколько у вас получилось? (результаты у всех разные).

- Как же так получилось, ведь фигуры у всех одинаковые, а квадратов разное количество? (разные единицы измерения).

- А как надо?

Переход на 4 страницу.

У.: Давайте введем единицу измерения площади. Договоримся, как и ученые, измерять площадь одинаковыми единицами, квадратом со стороной 1 см – называется он квадратным сантиметром. Чтобы отличать его от просто см, ставят после слова см цифру 2.

Переход на 5 страницу.

У.: Вычислите площадь данной фигуры в квадратных см.

Что для этого нужно? Как мы будем это делать?

Чему равна площадь? (проверка).

Все справились с заданием?

  1. Исследовательская работа.
  2. Вычислите площадь фигуры, сделайте вывод. Проверка на стр.7, для этого на полосе прокрутки потяните ползунок вниз.

  3. Итог.
  4. - С какой величиной познакомились?

    - Как мы научились сравнивать площадь фигуры, вычислять?

    - В каких единицах она измеряется?

  5. Рефлексия.
  6. Ребята, спасибо за урок, мне понравилось, как вы работали. Молодцы! На память об уроке я хочу подарить вам эти шарики. Если вам понравился урок, выберите цветной шарик, если нет – белый.

  7. Дома.

- Вычислите площадь шарика в квадратных см.

См. презентацию.