Цель: познакомить с новой величиной – площадью фигуры.
Задачи:
найти способы сравнения и вычисления площади фигуры,
знакомство с квадратным сантиметром как единицей площади,
развивать мышление, речь.
воспитывать уважение к товарищам.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я проведу у вас урок математики.
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Интересная наука-
Это математика!
Помогать в работе нам будет компьютер.
Слева на экране расположена панель (ряд) рисунков, на которые мы будем переключаться, нажав на них левой кнопкой мышки.
2. Сообщение темы.
Откройте 2 стр.
На доске и экране: (фигуры) Круг, треугольники, четырехугольник, квадрат, прямоугольник. (есть фигуры, одинаковые по площади).
У.: Какая из них занимает больше всех места на доске? Место, которое занимает фигура, называют площадью этой фигуры.
- Тема нашего урока: площадь фигуры. Мы – исследователи. Будем искать способы сравнения и вычисления площади фигур.
Работать будем на белом листе, фигуры на листе можно двигать, щелкнув на них левой кнопкой мышки, и удерживая, переносить куда необходимо.
3. Новый материал.
- Что можете сказать о площади прямоугольника по сравнению с площадью других фигур?
(В таких случаях говорят, что площадь прямоугольника больше, чем площади других фигур).
- Каким способом определили? (Это видно на глаз).
- Назовите предметы в классе, которые имеют площадь. ( парта, стол, окно). Площадь какого предмета больше?
- Какой способ нашли? (вывод)
- А можно на глаз сравнить площадь квадрата и площадь круга?
( нет, дети ищут другой способ).
Дети накладывают фигуры друг на друга, сравнивают.
( так же сравниваются треугольники)
- Сравните площади тетради, учебника, альбомного листа. (ответы).
- Что можете сказать об их площадях?
Вывод:
- Какие способы сравнения площадей фигур нашли? (На глаз, наложением одной фигуры на другую).
Перейдите на другой лист, для этого щелкните левой кнопкой мышки на 3 листе в ряду рисунков слева.
На экране фигуры: прямоугольник и квадрат, имеющие примерно одинаковую площадь, но разные длины сторон. ( у учителя эти фигуры с обратной стороны разделены на квадраты).
У.: - Какие фигуры на листе? Сравните площади этих фигур.
Как умеем?
- Можно площади фигур сравнить на глаз? наложением одной на другую? (нет)
Докажите. ( рассуждения детей).
Проблема: Как сравнить площади фигур, если наложение одной на другую не помогает?
У. переворачивает фигуры обратной стороной. (если верного ответа нет - закрасить клеточку на одной из фигур.)
У.: - Мы разбили фигуру на клеточки – маленькие квадраты. Что дальше?
(Обсуждение, кто- то предложит клеточки посчитать.)
- Давайте попробуем. (Определяется количество клеток в каждой фигуре. Сравниваются площади данных фигур.)
- Что можно сказать о площадях этих фигур?
Сделайте вывод: как еще можно сравнить площади ф.?
4. Физкультминутка.
Потрудилась детвора-
Отдыхать пришла пора!
Упражнение “Буратино”.
5. Практическая работа.
- Какой новый способ сравнения фигур нашли?
У. (показывая на не разлинованный квадрат): Задание: определите какова площадь этого квадрата? Что надо сделать? (Разбить на квадраты и посчитать их).
У каждого ученика на парте прямоугольник из бумаги.
У.: Найдите у себя такой прямоугольник и разделите его на квадраты.
Сколько у вас получилось? (результаты у всех разные).
- Как же так получилось, ведь фигуры у всех одинаковые, а квадратов разное количество? (разные единицы измерения).
- А как надо?
Переход на 4 страницу.
У.: Давайте введем единицу измерения площади. Договоримся, как и ученые, измерять площадь одинаковыми единицами, квадратом со стороной 1 см – называется он квадратным сантиметром. Чтобы отличать его от просто см, ставят после слова см цифру 2.
Переход на 5 страницу.
У.: Вычислите площадь данной фигуры в квадратных см.
Что для этого нужно? Как мы будем это делать?
Чему равна площадь? (проверка).
Все справились с заданием?
- Исследовательская работа.
- Итог.
- Рефлексия.
- Дома.
Вычислите площадь фигуры, сделайте вывод. Проверка на стр.7, для этого на полосе прокрутки потяните ползунок вниз.
- С какой величиной познакомились?
- Как мы научились сравнивать площадь фигуры, вычислять?
- В каких единицах она измеряется?
Ребята, спасибо за урок, мне понравилось, как вы работали. Молодцы! На память об уроке я хочу подарить вам эти шарики. Если вам понравился урок, выберите цветной шарик, если нет – белый.
- Вычислите площадь шарика в квадратных см.