Урок по природоведению в 3-м классе по теме "Надежная защита организма"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Надежная защита организма.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с функциями кожи и ее значением для организма человека;
  • систематизировать и обогатить представления учащихся о сохранении и защите кожи;
  • научить четко излагать свои мысли, отвечать на вопросы, поддерживать беседу, слушать и рассуждать;
  • развивать познавательный интерес, логическое мышление, память, внимание;
  • воспитывать ответственность за товарища при работе в группе, формировать навыки здорового образа жизни.

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.

Оборудование: доска, карточки, компьютер, проектор, экран, книга.

Содержание учебного процесса

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

– Проверьте свои рабочие места.

Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу успешным стать
Будем мы стараться
Будет получаться.

II. Подготовка к восприятию

– Ребята, вы хотели бы узнать прогноз погоды на сегодня?
– Сегодня о погоде нам расскажет …
– Все согласны?
– Молодец. Оценка …

III. Проверка домашнего задания

– Ребята, а вы любите загадки? Тогда отгадайте одну: Рядом два колодца, а между ними одна перегородка. (Нос)
– А как называется этот орган чувств?
– А какие еще органы чувств человека вы знаете?

Приложение, слайд 1

Глаза
Уши
Нос
Язык
Кожа

– Какую роль играет в жизни человека каждый орган чувств?

Приложение, слайд 2

– человек  видит предметы, различает цвета, получает сведенья об окружающем мире.
– слышит звуки, речь человека.
– способность человека чувствовать запахи.
– различать вкус пищи.
– помогает человеку рассказать, что его окружает при помощи прикосновения

– Ребята, а с какой функцией кожи вы познакомились на прошлом уроке?

Приложение, слайд 3

  • орган осязания
  • заботится о здоровье человека

– А для чего еще необходима кожа нашему организму?

IV. Объявление темы урока

– Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Приложение, слайд 4

Тема урока – ?
Надежная защита организма.

– На прошлом уроке мы говорили о коже, как об организме осязания, то есть об органе чувств. А сегодня мы будем рассматривать кожу, как орган человеческого организма.

V. Работа над темой урока

а) Практическая работа

– Ребята, а теперь я вам предлагаю поработать в группах. У вас на парте лежит карточка с вопросами. Вы внимательно читаете вопросы и кратко записываете ответ.
– Как мы с вами будем работать?
– Вспомните  правило работы в группах.

Карточка.

1. Посмотрите внимательно на кожу руки при помощи лупы. Расскажите, что вы заметили.
2. Какого цвета кожа?
3. Что находится на поверхности кожи?
4. Возьмите зеркало. Пальцем проведите по лбу и этот палец приложите к зеркалу, что вы заметили?

Приложение, слайд 5

Кожа

1. Тонкая                     Бледно            Поры
2. Упругая                   розовая           Волоски
3. Мягкая
4. Прочная
5. Имеет кровеносные сосуды

– А теперь давайте все вместе проверим нашу практическую работу.
– Кто согласен? Кто хочет дополнить? (по 1, 2 вопросу)
  3 вопрос.
– Для чего нужны поры и волоски?
  4 вопрос.
– Почему на стекле осталось пятно?

VI. Изучение нового материала

– Ребята, а теперь я вам расскажу, из чего состоит наша кожа.

Приложение, слайды 5, 6

– Кожа самый большой орган тела и весит 4 кг. Кожа состоит из трех слоев:

1 слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений, в ней находятся поры, через которые кожа дышит.
2 слой – сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы.

– Ребята, как вы думаете, а для чего жир покрывает нашу кожу?
– А еще на поверхности  кожи находятся потовые железы. Пот испаряется с поверхности и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру человека. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.
– Ребята, как вы думаете, где кожа на человеке наиболее чувствительна?

3 слой – это подкожный жир.

– Подумайте, от чего предохраняет подкожный жир кожу человека?
– Цвет кожи зависит от красящего вещества- пигмента. Если больше пигмента в коже, тем кожа темнее.

Приложение, слайд 7

– Пигмент выполняет защитную функцию – под влиянием лучей солнца и кварцевых ламп кожа становится темной, т.е. мы получили загар.
– Ребята, а всем ли полезен загар?
– Кому нельзя загорать?
– Сделайте вывод из услышанного. Используйте таблицу.

VII. Сообщение ученика

– А теперь послушайте …, он приготовил небольшое сообщение о коже человека.
– Спасибо. Очень интересное сообщение. Ты обобщил еще раз то о чем мы только что говорили.
– Молодец! Умничка.
– Напомните, что поддерживает постоянную температуру кожи?
– С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на теле человека скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль и кожа становится грязной. На коже размножаются микробы на 1см2- 40000. Поэтому ваша кожа должна быть чистой. А вот как ухаживать за кожей я вам предлагаю поработать самостоятельно в ППС с. 138.
– Как надо ухаживать за кожей?
– Ребята, а какие повреждения кожи вы знаете?
– Какие бывают раны?
– И вот я вам предлагаю поработать в группах. У вас на парте лежит листок с небольшим рассказом. Прочитайте его внимательно, обсудите данную ситуацию, которая там описана и ответите на поставленный вопрос.

Карточка 1.

Вася и Петя играли на улице в салочки. Ребята бегали, догоняли друг друга. Но вдруг Петя упал. Ему было очень больно. Вася подошел к товарищу и увидел, что Петя получил поверхностную рану.

Вопрос. Какую помощь другу, при получении поверхностной раны должен оказать Вася?

Карточка 2.

Оля ,  Юля и Катя прыгали на скакалке. Девочкам было весело. Но вдруг Оля резко  повернулась и ударилась лбом с Катей. Девочки заплакали от сильной боли.

Вопрос. Какую помощь должна оказать Юля своим подругам?

VIII. Первичная проверка понимания темы

– Ребята, а теперь я вам предлагаю проверить свои знания, как вы усвоили тему нашего урока. У вас на парте лежит тест. Прочитайте его внимательно и обведите правильный ответ. (Тест придумывает учитель).

  IX. Итог урока

– Какое значение имеет кожа для человека? (Оценивание происходит в ходе урока)

X. Домашнее задание

Домашнее задание дифференцированного вида.

– Спасибо за урок!

Музыкальное сопровождение
Самоанализ

Психологический настрой

 

 

Прогноз погоды

 

Фронтальная работа

 

Отгадывание загадок

 

Фронтальная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самовывод темы

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа

 

 

 

Работа  в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение ученика

 

 

 

Работа по учебнику ППС

 

Работа в группах

 

 

Проблемная ситуация

 

 

Работа с тестом

 

 

Самостоятельная работа

 

 

Дифференцированное задание