Основы социальной информатики

Разделы: Информатика


Тема: Основы социальной информатики

Цели:

  • образовательные – обобщить и систематизировать знания по теме «Основы социальной информатики»;
  • воспитательные – развитие познавательного интереса, правовое воспитание учащихся, воспитание информационной культуры;
  • развивающие – расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Тема: Основы социальной информатики

Цели:

  • образовательные – обобщить и систематизировать знания по теме «Основы социальной информатики»;
  • воспитательные – развитие познавательного интереса, правовое воспитание учащихся, воспитание информационной культуры;
  • развивающие – расширение кругозора, развитие памяти, внимания, мышления.

Форма урока: ролевая игра «Суд над гражданином Мышкиным».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Время проведения: предпоследний урок, отведенный на изучение темы «Основы социальной информатики».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска), CD-диск, кафедра, презентация (Приложение1), магниты, магнитная доска.
Предварительная подготовка к уроку: раздать всем участникам роли.

Действующие лица:

  • Судья.
  • Подсудимый Мышкин.
  • Адвокат.
  • Пострадавший Кнопкин.
  • Прокурор.
  • Секретарь суда (учитель).
  • Свидетели (свидетелями являются остальные ученики класса, готовые ответить на вопросы прокурора).

Подготовить помещение: <Рисунок1>.

План урока:

  • Организационный момент.
  • Ролевая игра.
  • Итог урока.

Ход урока:

1.
Слово учителя: Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные в результате изучения темы «Основы социальной информатики». Займите свои места (<Рисунок1>).

2.
Секретарь: Встать, суд идет!
Все встают. Входит судья.

Судья: Прошу садиться. Слушается дело по обвинению гражданина Мышкина по статье 272 Уголовного кодекса Российской Федерации «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд! Достопочтенная публика! Обвиняемый Мышкин совершил несколько тяжких преступлений. Давайте разберем подробности каждого эпизода.
Кнопкин: Во-первых, он распространял ложные угрозы о том, что всех людей на свете постигнет информатизация. Таким образом, он держал меня в страхе в течение многих лет.
Судью: Кто-нибудь может пояснить суду, чем так опасна эта информатизация? Что это?

Свидетель1: Информатизация – это … (свидетель рассказывает всё, что знает об информатизации, прокурор задает дополнительные вопросы).
Судья: Получается, что информатизация не представляет никакой угрозы. Переходим к следующему эпизоду.
Кнопкин: Мышкин пытался внушить мне, что я изгой, что я не могу жить в информационном обществе.
Судья: Мышкин, встаньте! Ответьте, почему вы считаете Кнопкина изгоем общества?
Мышкин: Информационное общество – это общество будущего, в настоящее время ни один человек не может в нем жить, так как оно ещё не существует. Это может подтвердить мой свидетель.
Судья: Свидетель, встаньте! Что такое информационное общество?

Свидетель2: Информационное общество – это… (после ответа прокурор может задать дополнительные вопросы).

Судья: Переходим к следующему эпизоду.

Кнопкин: Мышкин оскорблял меня, говоря, что я не обладаю информационной культурой. А ведь я даже в театре выступал. Что же получается, если я не умею работать за компьютером, значит я некультурный?
Мышкин: Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии. Пусть свидетель разъяснит.
Судья: Свидетель, встаньте! Что такое информационная культура?

Свидетель3: Информационная культура – это… (отвечает на дополнительные вопросы прокурора).
Судья: Всё ясно. Мышкин прав: не умея использовать компьютерные технологии, Кнопкин не может обладать информационной культурой. Что ещё вы можете сказать против Мышкина?
Кнопкин: Мышкин обокрал меня. У меня есть доказательства. Секретарь, включите, пожалуйста, видеозапись.
Секретарь суда включает проектор, на экране Слайд1 (Приложение1).
Кнопкин: Вот видите, Мышкин подслушал мой разговор с женой. Таким образом, он украл у меня мой информационные ресурсы.
Мышкин: Ничего я не крал! Пусть свидетель пояснит.
Судья: Свидетель, встаньте! Скажите, что такое информационные ресурсы?

Свидетель4: Информационные ресурсы – это… (отвечает на дополнительные вопросы прокурора).
Адвокат: Кнопкин, у вас украли книги или документы?
Кнопкин: Нет.
Адвокат: Значит, кражи информационных ресурсов не было.
Кнопкин: У меня есть ещё одно доказательство вины Мышкина. Он нарушил закон об авторском праве.
Секретарь включает Слайд2 (Приложение1).
Кнопкин: Я рассказал ему анекдот, а он – посмотрите – разболтал его всей улице.
Адвокат: А этот анекдот вы сами придумали?
Кнопкин: Нет.
Адвокат: Значит, вы не являетесь его автором и не можете запретить Мышкину рассказывать его другим лицам.
Кнопкин: Я первый узнал этот анекдот и хотел сам рассказать его соседям. Он не имел права! И в конце концов это не этично!
Адвокат: У нас есть свидетель, который расскажет о правовых и этических нормах информационной деятельности людей.
Судья: Свидетель, встаньте! Что вы можете сказать по этому вопросу?

Свидетель5: Правовые нормы - …
Этические нормы - … (отвечает на дополнительные вопросы прокурора)
Адвокат: Так что, Кнопкин, ни правовые, ни этические нормы Мышкиным нарушены не были. Есть ли у вас другие претензии к обвиняемому?
Кнопкин: Конечно есть! Самое главное, что натворил этот Мышкин, это то, что он нарушил мою политику безопасности и поставил под угрозу информационную безопасность моей семьи.
Прокурор: В деле имеется вещественное доказательство.
Секретарь показывает прозрачный целлофановый пакет, в нем CD-диск.
Кнопкин: Мышкин принес это устройство в дом. Он утверждал, что оно заражено страшным вирусом! Значит, он заразил этим вирусом весь мой дом и всю мою семью. Тем самым он нарушил мою информационную безопасность.
Судья: Есть ли свидетели, которые могут нам рассказать об информационной безопасности и о политике безопасности?

Свидетель6: Информационная безопасность – это…
Политика безопасности – это… (отвечает на дополнительные вопросы прокурора).
Кнопкин: Получается, что информационную безопасность он не нарушал. Но всё равно он заразил своим вирусом мой дом.
Адвокат: Скажите, Кнопкин, а у вас дома есть компьютер?
Кнопкин: Нет.
Адвокат: Вопрос моему подзащитному Мышкину: может ли вирус, который находится на вашем диске, распространиться по дому Кнопкина без компьютера?
Мышкин: Диск, который является вещественным доказательством, не может работать без компьютера, поэтому в доме Кнопкина он совершенно безопасен.
Адвокат: Значит, политику безопасности Кнопкина вы не нарушали. У меня всё, Ваша честь.
Судья: Суд рассмотрел все эпизоды по делу Мышкина. Показания пострадавшего Кнопкина, свидетелей, вещественные доказательства не доказывают вину Мышкина. Суд постановил признать Мышкина невиновным!

3.
Слово учителя: Итак, мы повторили все ключевые моменты темы «Основы социальной информатики». Все участники и выступавшие свидетели получают оценки. Уходя, возьмите по магниту и оставьте его на доске в левой графе напротив той строчки, в которой написано, что вам понравилось, или в правой графе напротив той строчки, где написано, что вам не понравилось (разрешается взять несколько магнитов). Всем спасибо!

Мне понравился:

 

Мне не понравился:

 

Весь урок

 

 

Судья

 

 

Мышкин

 

 

Адвокат

 

 

Кнопкин

 

 

Прокурор

 

 

Свидетель1

 

 

Свидетель2

 

 

Свидетель3

 

 

Свидетель4

 

 

Свидетель5

 

 

Свидетель6