Окислительно-восстановительные реакции. Урок химии, 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Тема: Окислительно-восстановительные реакции.

Дидактическая цель: обеспечить осознанное усвоение новой учебной информации средствами критического мышления.

Задачи:

  • Образовательная – создать условия для изучения и понимания окислительно-восстановительных реакций;
  • Развивающая – формировать умения расставлять коэффициенты в уравнениях реакций методом электронного баланса;
  • Воспитательная – создать условия для учения с увлечением.

Тип урока: изучение нового материала, урок-исследование, технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная и групповая.

Средства обучения:

  • О.С.Габриелян. Химия.8 класс.;Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.:Дрофа,2006.
  • Таблица: «Окислительно-восстановительные реакция».

Технологическая карта урока.

                 Вызов               Осмысление         Рефлексия
  Парная мозговая атака. Заполнение таблицы ЗХУ
(Знаю – Хочу узнать – Узнал)
Дальнейшее целеполагание.

ХОД УРОКА

I. Фаза вызова (парная мозговая атака)

Учитель предлагает учащимся в паре в течение 5 мин. Составить список того, что они знают или думают, что знают по теме урока. Парная мозговая атака помогает учащимся настроиться на учебную деятельность, создает условия для восприятия новой учебной информации, базирующейся на уже имеющихся знаниях о химических явлениях, позволяет высказаться тем учащимся, которые испытывают затруднения говорить перед большой аудиторией.
Учитель организует фронтальную беседу, возможно оформление на доске кластера – в центре доски записана тема урока «ОВР»  и  вокруг  темы  в  краткой форме   записывают высказывания учащихся по теме урока.
Известно, что хорошо усваивается актуальная информация, а интерес к новому знанию возможен через извлечение из нового материала сведений уже известных школьникам. Учащиеся назовут процессы отдачи и принятия электронов атомами, молекулами  или  ионами при образовании химических связей, отметят зависимость этого процесса от особенностей строения этих частиц, укажут степень окисления и т.д.

II. Фаза осмысления (заполнение таблицы ЗХУ)

Учитель организует самостоятельную работу по заполнению графы таблицы «знаю», предлагает подумать и оформить графу « хочу узнать». Каждый учащийся обдумывает дальнейшую работу по усвоению новой информации, многие отмечают практическое значение ОВР. На данном этапе урока учитель может организовать  обсуждение проблемы урока со всеми учениками.
Данная тема является трудной для учащихся, поэтому важно уделить время на уроке  осмысленному изучению текста учебника и этому способствует индивидуальное заполнение графы «узнал». Учащиеся в парах обсуждают результаты своей работы, в совместной деятельности ищут ответы на вопросы, обращаются за помощью к учащимся, которые, по их мнению, могут помочь.
Учитель индивидуально, в группе участвует в решении проблем, но не дает напрямую  ответ на вопрос, а организует поиск решения в совместном обсуждении противоречий.
Учитель проводит фронтальную беседу на понимание и уточнение терминов,  решению заданий на определение  числа отданных и принятых электронов, пониманию причин повышения или понижения степени окисления, определению окислителя и восстановителя. Целесообразно организовать фронтальную работу по определению порядка составления уравнения реакций с электронным балансом, определению окислителя и восстановителя, процессов окисления и восстановления.
Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях оформляют установленный в совместной деятельности алгоритм составления уравнений реакций методом электронного баланса.

Фаза рефлексии (дальнейшее целеполагание)

Учитель задает вопросы:

1. Что вы сегодня узнали нового?
2. Что еще хотели бы узнать?

Учитель предлагает домашнее задание. Желающие могут  приготовить сведения о процессах фотосинтеза и дыхания, как окислительно-восстановительные процессы.