Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: урок – лекция
Методы обучения: диалогический, сравнительный, объяснительно-иллюстративный, тестирование
Цели урока:
Образовательная: - Обобщить и систематизировать знания учащихся о неметаллах, как химических элементах и простых веществах. Проследить взаимосвязь между строением кристаллической решетки и свойствами неметаллов.
Развивающая: - Развитие умений определять вид связи, тип кристаллической решетки в простых веществах неметаллах, доказывать их химические свойства, записывать уравнения химических реакций.
- Продолжить формирование у учащихся навыков логического мышления: умения составлять схемы, конспектировать, проводить сравнение, делать обобщение, выводы.
Воспитательная: - Поддерживать интерес к изучению темы через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество.
Наглядные пособия и оборудование.
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
- Образцы неметаллов
- Модели кристаллических решеток неметаллов
- Колбы, наполненные кислородом
- Ложечки для сжигания веществ
- Фосфор, сера
- Раздаточный материал: план лекции и тестовые задания
Ход урока
1 этап урока – установочный.
Выступление ученика о значении неметаллов и их соединений, о роли неметаллов и их соединений в создании острой экологической проблемы.
2 этап – изучение нового материала.
План лекции
- Строение атомов.
- Положение в периодической системе.
- Изменение свойств в периоде и в группе.
- Сравнение окислительно-восстановительных свойств в периоде и в группе.
- Причины инертности благородных газов.
- Строение молекул и физические свойства неметаллов.
- Зависимость свойств неметаллов от строения / на примере аллотропии/.
На каждой парте имеется план лекции. Лекция сочетается с фронтальной беседой по каждому вопросу, составляется опорный конспект по ходу лекции.
Опорный конспект
- Внешний слой атомов неметаллов содержит от 4 до 8 электронов.
Исключение: Н (1e); Не (2e); В (3e)
Радиус атомов неметаллов меньше радиуса атомов металлов.
- Химические элементы неметаллы расположены в периодической системе в начале главных подгрупп, начиная с третьей группы и конце периодов, т.е. в правой верхней части периодической системы.
- Неметаллы проявляют окислительно-восстановительные свойства.
1s1 |
2s2 2p1 |
ns2 np2 |
ns2 np3 |
ns2 np4 |
ns2 np5 |
1 Н | |||||
2 | В |
С |
N |
O |
F |
3 | Si |
P |
S |
Cl |
|
4 | As |
Se |
Br |
||
5 | Te |
I |
|||
6 | At |
( докажите уравнениями реакций окислительно- восстановительную двойственность серы)
Исключение: фтор только окислитель.
- В периоде увеличиваются окислительные свойства и уменьшаются восстановительные. Причины: заряд ядра увеличивается, увеличивается число электронов на внешнем слое. Радиус атома может частично уменьшаться, т.к. значительно увеличивается притяжение внешних электронов к ядру.
( записать уравнение реакции горения угля, указать окислитель и восстановитель)
В группе увеличиваются восстановительные свойства, уменьшаются окислительные. Причина: увеличивается радиус атома.
Лабораторный опыт: Горение серы и фосфора в кислороде.
( записать уравнение реакции горения серы и фосфора, указать окислитель и восстановитель)
- Причины инертности благородных газов: заполненный наружный электронный слой.
- Молекулы неметаллов:
- Одноатомные (инертные газы)
- Двухатомные (H2,O2,N2,Cl2,F2,Br2,I2)
- Многоатомные (Р4, О3, S8)
- “полимеры” (пластическая сера, красный фосфор, алмаз, графит, карбин, бор, кремний)
a,b,c – вещества молекулярного строения
d – вещества немолекулярного строения
Демонстрация:
- образцов неметаллов
- моделей кристаллических решеток йода, алмаза, графита
7. Элементы, образующие несколько простых веществ (явление аллотропии):
О,C, Si, Se, S, As, Р, Те
Домашнее задание: §30, ответить на вопросы 1-4, задание 13(а)-письменно (с.138)
III. Этап рефлексии – самоанализ и закрепление. Предлагается тест на закрепление.
Тест
- Немолекулярное строение имеет
- Кристаллическая решетка вещества Si
- Аллотропия обусловлена
1) Р4 2) О3 3) В 4) I2
1) атомная 2) металлическая 3) ионная 4) молекулярная
- различной массой атомов элементов, образующих вещество
- многообразием неорганических веществ
- большим числом химических элементов
- различным порядком соединения атомов в молекулах и кристаллах
- К аллотропным модификациям относятся
- графит, алмаз, карбиды
- моноклинная сера, пластическая сера, серовород
- кислород, озон, пероксид водорода
- красный фосфор, белый фосфор, черный фосфор
- Верны ли суждения о неметаллах?
- Верны ли суждения о неметаллах?
- Верны ли суждения о неметаллах?
- В ряду элементов Р – S – Cl увеличивается
А. В системе Менделеева все неметаллы расположены в главных подгруппах.
Б. Неметаллы в реакциях могут только принимать электроны.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А. Все неметаллы химически активны.
Б. Неметаллы обладают только окислительными свойствами.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба
суждения неверны
А. Неметаллы образуют со щелочными металлами соединения с ионной связью.
Б. Между собой неметаллы образуют соединения с ковалентной связью.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба
суждения неверны
1) радиус 2) окислительная способность 3)восстановительная способность 4) число энергетических уровней
- В соединениях, состоящих из атомов неметаллов с одинаковой электроотрицательностью, будет:
1) металлическая связь 2) ионная связь 3) водородная связь 4) ковалентная неполярная связь
- Вещества с низкой температурой плавления, малой твердостью, почти непроводящие электрический ток имеют кристаллическую решетку:
1) молекулярную 2) ионную 3) металлическую 4) атомную
Ученикам предлагается обменяться тетрадями и проверить тест.
Итоги урока.