"Химические элементы – неметаллы. Строение и свойства простых веществ неметаллов" (урок-лекция в 11-м классе)

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – лекция

Методы обучения: диалогический, сравнительный, объяснительно-иллюстративный, тестирование

Цели урока:

Образовательная: - Обобщить и систематизировать знания учащихся о неметаллах, как химических элементах и простых веществах. Проследить взаимосвязь между строением кристаллической решетки и свойствами неметаллов.

Развивающая: - Развитие умений определять вид связи, тип кристаллической решетки в простых веществах неметаллах, доказывать их химические свойства, записывать уравнения химических реакций.

  • Продолжить формирование у учащихся навыков логического мышления: умения составлять схемы, конспектировать, проводить сравнение, делать обобщение, выводы.

Воспитательная: - Поддерживать интерес к изучению темы через самостоятельную работу, воспитывать сотрудничество.

Наглядные пособия и оборудование.

  • Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
  • Образцы неметаллов
  • Модели кристаллических решеток неметаллов
  • Колбы, наполненные кислородом
  • Ложечки для сжигания веществ
  • Фосфор, сера
  • Раздаточный материал: план лекции и тестовые задания

Ход урока

1 этап урока – установочный.

Выступление ученика о значении неметаллов и их соединений, о роли неметаллов и их соединений в создании острой экологической проблемы.

2 этап – изучение нового материала.

План лекции

  1. Строение атомов.
  2. Положение в периодической системе.
  3. Изменение свойств в периоде и в группе.
  4. Сравнение окислительно-восстановительных свойств в периоде и в группе.
  5. Причины инертности благородных газов.
  6. Строение молекул и физические свойства неметаллов.
  7. Зависимость свойств неметаллов от строения / на примере аллотропии/.

На каждой парте имеется план лекции. Лекция сочетается с фронтальной беседой по каждому вопросу, составляется опорный конспект по ходу лекции.

Опорный конспект

  1. Внешний слой атомов неметаллов содержит от 4 до 8 электронов.

Исключение: Н (1e); Не (2e); В (3e)

Радиус атомов неметаллов меньше радиуса атомов металлов.

  1. Химические элементы неметаллы расположены в периодической системе в начале главных подгрупп, начиная с третьей группы и конце периодов, т.е. в правой верхней части периодической системы.
  2. 1s1

    2s2 2p1

    ns2 np2

    ns2 np3

    ns2 np4

    ns2 np5

    1 Н          
    2

    В

    С

    N

    O

    F

    3  

    Si

    P

    S

    Cl

    4    

    As

    Se

    Br

    5      

    Te

    I

    6        

    At

  3. Неметаллы проявляют окислительно-восстановительные свойства.

( докажите уравнениями реакций окислительно- восстановительную двойственность серы)

Исключение: фтор только окислитель.

  1. В периоде увеличиваются окислительные свойства и уменьшаются восстановительные. Причины: заряд ядра увеличивается, увеличивается число электронов на внешнем слое. Радиус атома может частично уменьшаться, т.к. значительно увеличивается притяжение внешних электронов к ядру.

( записать уравнение реакции горения угля, указать окислитель и восстановитель)

В группе увеличиваются восстановительные свойства, уменьшаются окислительные. Причина: увеличивается радиус атома.

Лабораторный опыт: Горение серы и фосфора в кислороде.

( записать уравнение реакции горения серы и фосфора, указать окислитель и восстановитель)

  1. Причины инертности благородных газов: заполненный наружный электронный слой.
  2. Молекулы неметаллов:
  1. Одноатомные (инертные газы)
  2. Двухатомные (H2,O2,N2,Cl2,F2,Br2,I2)
  3. Многоатомные (Р4, О3, S8)
  4. “полимеры” (пластическая сера, красный фосфор, алмаз, графит, карбин, бор, кремний)

a,b,c – вещества молекулярного строения

d – вещества немолекулярного строения

Демонстрация:

  • образцов неметаллов
  • моделей кристаллических решеток йода, алмаза, графита

7. Элементы, образующие несколько простых веществ (явление аллотропии):

О,C, Si, Se, S, As, Р, Те

Домашнее задание: §30, ответить на вопросы 1-4, задание 13(а)-письменно (с.138)

III. Этап рефлексии – самоанализ и закрепление. Предлагается тест на закрепление.

Тест

  1. Немолекулярное строение имеет
    1. 1) Р4 2) О3 3) В 4) I2

  2. Кристаллическая решетка вещества Si
    1. 1) атомная 2) металлическая 3) ионная 4) молекулярная

  3. Аллотропия обусловлена
    1. различной массой атомов элементов, образующих вещество
    2. многообразием неорганических веществ
    3. большим числом химических элементов
    4. различным порядком соединения атомов в молекулах и кристаллах
  1. К аллотропным модификациям относятся
    1. графит, алмаз, карбиды
    2. моноклинная сера, пластическая сера, серовород
    3. кислород, озон, пероксид водорода
    4. красный фосфор, белый фосфор, черный фосфор
  1. Верны ли суждения о неметаллах?
    1. А. В системе Менделеева все неметаллы расположены в главных подгруппах.

      Б. Неметаллы в реакциях могут только принимать электроны.

      1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

  2. Верны ли суждения о неметаллах?
    1. А. Все неметаллы химически активны.

      Б. Неметаллы обладают только окислительными свойствами.

      1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба

      суждения неверны

  3. Верны ли суждения о неметаллах?
    1. А. Неметаллы образуют со щелочными металлами соединения с ионной связью.

      Б. Между собой неметаллы образуют соединения с ковалентной связью.

      1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба

      суждения неверны

  4. В ряду элементов Р – S – Cl увеличивается

1) радиус 2) окислительная способность 3)восстановительная способность 4) число энергетических уровней

  1. В соединениях, состоящих из атомов неметаллов с одинаковой электроотрицательностью, будет:

1) металлическая связь 2) ионная связь 3) водородная связь 4) ковалентная неполярная связь

  1. Вещества с низкой температурой плавления, малой твердостью, почти непроводящие электрический ток имеют кристаллическую решетку:

1) молекулярную 2) ионную 3) металлическую 4) атомную

Ученикам предлагается обменяться тетрадями и проверить тест.

Итоги урока.