Цели урока.
Обучающая: продолжать работу над текстом, дать общее понятие о тексте, научить отличать текст от набора отдельных предложений.
Развивающая: развивать умение находить предложения подчиненные одной теме, подбирать подходящий заголовок, составлять самостоятельно тексты на заданную тему. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитывающая: воспитывать интерес к изучаемому материалу, к высказываниям своих сверстников, любовь к природе.
Оборудование: таблица с текстом, презентация “картинный план урока”, индивидуальные карточки, демонстрационные орфографические карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приготовьте своё рабочее место, чтобы ваши помощники школьные принадлежности не стесняли ваши движения при письме.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться добывать знания. Побываем в роли исследователей, корректоров и писателей.
План нашего урока
-Давайте его озвучим. Какими же видами деятельности мы будем сегодня заниматься на уроке? (будет минутка чистописания, орфографическая минутка, новый материал, работа с учебником, минутка здоровья, самостоятельная работа, индивидуальная работа “Проверь себя”, домашнее задание). (Приложение №1 – презентация “Картинный план урока”).
II. Минутка чистописания.
- Итак, посмотрите на меня. Прочитайте:
Пишем чисто и красиво,
Чтоб не краснела тетрадь моя
И не болела голова.
- Подписываем число, классная работа (комментированное письмо с проговариванием орфограмм).
- Пропишите сочетания, которые записаны у вас в тетрадях (1ряд – жи-ши, 2ряд – ча-ща, 3ряд – чу-щу).
- Что можете сказать об этих сочетаниях? (Дети повторяют правописание данных сочетаний.)
III. Орфографическая минутка. (на доске записаны слова).
- Прочитайте записанные слова, вставьте пропущенную букву, спишите те из них, которые вы считаете нужными (каждый ряд записывает слова, которые подходят к минутке чистописания).
Ш. ло, ж . знь, ч . шка, щ . вель, ш . пы, ч . гун, щ . ка, ж . вот, ч . йник, рощ . , щ . рит, ч . б, ж . раф, маш . на, ч . лан, щ . пальца, прощ . й, ч . й.
- Проверка. Прочитайте группы слов, которые вы записали. Почему вы, списали именно эту группу слов? (например: я писала сочетания жи – ши на минутке чистописания, поэтому я и выбрала слова с этими орфограммами).
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке продолжим работу над текстом. Вы узнаете, что же такое текст? Научитесь находить тексты и определять тему текста. А также попробуете составлять тексты самостоятельно.
V. Актуализация знаний о тексте.
- Что же вы уже знаете о тексте?
(Текст состоит из предложений. Каждое предложение начинается с большой буквы. Предложения должны быть взаимосвязаны между собой. Текст можно озаглавить.)
VI. Работа по теме урока.
- Так что же такое текст?
(Это, когда о чём – то или о ком – то много рассказывается.
Это рассказ о ком – то. Все предложения должны дополнять друг друга.)
- Да вы правильно говорите, но как же сказать точнее?
- Текст это одно, или несколько предложений? (несколько)
- Предложения должны быть связаны между собой по смыслу? (да)
- Какой же вывод, что такое текст?
Вывод: Текст это группа предложений, связанных между собой по смыслу.
VII. Практическая работа.
1. Распознавание текстов на слух. - Учитель читает, учащиеся определяют: текст это или нет, доказывая утверждение.
2. - Чтение предложений с плаката.
Наступила осень тает снег мальчик читает птицы улетели в теплые края мама купила к обеду фрукты наступил вечер часто идут дожди ласточки щебечут.
- Прочитайте, что это отдельные слова, предложения или текст.
(это не отдельные слова, потому что можно составить предложения. Это не текст, потому что, если составить все предложения, то не понятно о чем говорится. Это отдельные предложения.)
3. Разбейте написанное на предложения.
- Давайте найдем начало каждого предложения, расставим точки (дети на плакате ставят точки в конце предложений и исправляют начало предложения на заглавную букву).
- Найдите здесь 3 предложения, которые можно объединить по смыслу. (Дети прочитывают предложения: Наступила осень. Птицы улетели в тёплые края. Часто идут дожди.)
- Докажите, что это текст. (Здесь рассказывается о признаках осени. Предложения дополняют друг друга. Можно озаглавить.)
- Как можно озаглавить? (осень).
VIII. Самостоятельная дифференцированная работа учащихся.
- Спишите этот текст:
1 группа – как он есть;
2 группа – дополнить данный текст 2-3 предложениями.
Проверка. – Прочитайте, что у вас получилось. (Дети читают тексты творчески доработанные.)
- Молодцы, ребята, все отлично справились с поставленной перед вами задачей. У всех получились авторские тексты, которые мы поместим в школьную газету, и копилку нашего класса “Копилка творческих идей”.
- Примеры текстов об осени:
Осень
Наступила осень. Дни стали короче. Небо затянули хмурые тучи. Часто идут дожди. Насекомые попрятались. Они будут находиться в спячке до самой весны. Птицы улетели в тёплые края, им нечем стало питаться.
(автор: Буклов Иван).
Осень
Наступила осень. Птицы улетели в тёплые края. Часто идут дожди. В садах и огородах стало тихо. Зимующие птицы замолкли, как будто загрустили по теплу. Но ребята нашего класса не оставят их в беде. Они будут заботиться о птицах.
(автор: Некрасова Алина)
IX. Физкульминутка.
- А теперь давайте отдохнём, выполним нашу любимую физкультминутку.
Прилегли, глаза закрыли, мысли грустные ушли,
Голос мой не беспокоит, сны волшебные пришли,
Дышится легко, свободно, дышим ровно, глубоко,
Напряженье улетело и расслаблено все тело.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,
Все спокойно отдыхают, сны волшебные летают.
Отдохнем и обязательно вспомним то, что на занятиях
Так тщательно учили. Ничего мы не забыли.
Хорошо нам отдыхать, но не хочется отстать.
Все пора уже вставать.
Все головки поднимаем, и глаза мы открываем.
Веселы, добры мы снова и к занятиям готовы.
Потянулись, улыбнулись, окончательно проснулись.
X. Закрепление нового материала. (Рефлексия материала).
1) Прочитайте вывод в учебнике на странице 76.
- Что же такое текст? Какие бывают тексты? (монолог, диалог).
2) Приведите примеры диалогической и монологической речи используемой на уроке ежедневно.
(Рассказ учителя, пересказ учащихся – это монологическая речь.
Вопросы задаёт учитель или ученик, отвечает также учитель или ученик – это диалогическая речь.)
3) Устно. Прочитайте текст из упражнения 190.
- Это монолог или диалог? Докажите.
4) Прочитайте упражнения 188 и 189.
- Как вы думаете, в каком упражнении записан текст?
- Почему вы так думаете? (говорится о яблоневом саде, можно озаглавить).
- Как же вы озаглавите рассказ?
- Спишите рассказ, поставьте, где нужно точку, пишите первое слово в предложении с большой буквы.
5) Прочитайте стихотворение.
- Какую часть стихотворения можно назвать монологом? Сколько частей в этом стихотворении? Можно ли озаглавить каждую часть? Придумайте заголовки? Почему вы так озаглавили?
- Спишите часть стихотворения, которая является монологом.
- Подчеркните орфограммы.
XI. Итог урока.
-Что нового вы открыли для себя на уроке?
-Что, по – новому, смогли сегодня осмыслить из пройденного материала?
-Что же такое текст?
-Как вы определяете текст монолог или диалог?
(Текст – это группа предложений, связанных между собой по смыслу. Текст монолог – это передача речи одного человека. Текст диалог – это передача речи двух человек.)
- Вы сегодня хорошо потрудились на уроке, многое узнали, обогатили друг друга своими знаниями, помогали друг другу, молодцы! В подарок вам эти медали: “Знатоки русского языка”.
XII. Домашнее задание.
- Домашнее задание будет у вас в форме творческой работы, вам нужно
составить рассказ на тему: “Школа”
1 вариант – в форме монолога.
2 вариант – в форме диалога.