Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для проведения урока по данной теме:
- учащиеся владеют слоговым чтением.
- умеют моделировать произведение.
- любят выполнять творческие работы по тексту.
- учатся работать в группах.
Учебные задачи:
Учебные умения:
Оборудование урока.
- Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса, с.48.
- Листочки, цветные карандаши для моделирования.
- Компьютерная презентация урока.
- Выставка книг В. Г. Сутеева.
- Костюмы Зайца, Ежа.
- Карточки для рефлексии.
Конспект урока
1. Организация класса.
- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
2. Сообщение темы
.-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.
-Заголовок произведения “Палочка - выручалочка”.
Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)
- О чём может быть текст с таким названием?
-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка)
-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения
3. Чтение учителем произведения
(Книги закрыты).
4. Проверка первичного восприятия.
-Понравилось произведение?
-Что вам понравилось?
-Что вам не понравилось?
-Когда вам было весело? А грустно?
-Оправдались ли ваши предположения?
5. Моделирование обложки
-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?
-Сказку.
-Почему вы так решили? Докажите.
-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.
-Подумайте, о ком эта сказка?
-О животных.
-Покажите это на своих моделях.
(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)
-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?
-В.Сутеев.
Значит, какая это сказка?
- Авторская (литературная).
-Укажите на модели фамилию автора.
-Что вы знаете об этом человеке?
-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.
-Писал сценарии к мультфильмам.
-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
-Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.
Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.
-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть замечательная книга, с которой она хочет вас познакомить.
(Аня знакомит с книгой “Стихи и сказки в картинках В.Г.Сутеева”.)
-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.
-С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек.
-Мы прочитали сказки Сутеева “Дядя Миша”, “Яблоко”, “Под грибом”, “Ёлка”, “Капризная кошка”.
-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.
-Сравните с моей моделью.
-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.
Сутеев “Палочка - выручалочка”. Эта сказка о животных.
6. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения.
-Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?
(Если есть такие слова, то они заносятся в “Словарь нашего класса”)
-Кто главные герои в сказке?
-Ёжик и Заяц.
-Переверните модели и запишите это на обратной стороне.
-Почему я поставила двустороннюю стрелку?
-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
-Каким был Ёжик? Заяц?
Ёжик | Заяц |
Воспитанный | Невоспитанный |
Вежливый | Грубый |
Смелый | Трусливый |
Добрый | Благодарный |
Умный | |
Находчивый | |
Сообразительный | |
Скромный |
-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
-Как автор относится к ежу? К зайцу?
-Кто вам понравился больше и почему?
-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.
(Учитель собирает модели и степлером соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)
-Где эта книга родилась?
-г. Урень, МОУ УСОШ №1
- Книга оформлена под руководством С.Ф.Сироткиной.
-Я поздравляю вас, в нашей “Библиотечке развития” появилась ещё одна новая книга.
7. Релаксация. Музыкальная пауза
Дети исполняют песню “В мире много сказок”
В мире много сказок грустных и смешных,
Грустных и смешных.
Не прожить на свете нам без любимых книг,
Не прожить на свете нам без них.
8. Повторное слушание.
- Хотите послушать сказку в исполнении артиста Всеволода Абдулова?
-На экране будут слайды – рисунки Сутеева
Прослушивание аудиокниги. Просматривание иллюстраций к сказке
9. Творческая работа в группах.
-Сейчас будем работать по группам.
1 группа “Мишки”– составить диафильм
2 группа “Белочки”- работа в книге “Литературное чтение”, с. 117
-Задача вашей группы – прочитать отрывок из сказки, проинсценировать диалог главных героев.
3 группа “Лисички”– придумать продолжение сказки от имени Зайца
Презентация работы каждой группы.
Вопросы учащимся после инсценирования сказки:
-Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?
-Что посоветуете Ежу? Зайцу?
10. Рекомендации для самостоятельной работы.
-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами? Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.
- Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.
11. Итог урока. Рефлексия
.-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?
-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?
-“Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!”
-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”! Чему учит нас сказка?
- Какой урок возьмём из неё?
-Что хотел нам сказать автор?
-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!
-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?
-Какое произведение помогло?
-Покажите ваше настроение. (Графический словарь)
-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.
Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой
-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.
-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.