Урок литературного слушания в 1-м классе "В.Сутеев. «Палочка-Выручалочка»"

Разделы: Начальная школа


Описание исходного уровня знаний, умений и навыков, необходимых для проведения урока по данной теме:

  • учащиеся владеют слоговым чтением.
  • умеют моделировать произведение.
  • любят выполнять творческие работы по тексту.
  • учатся работать в группах.

Учебные задачи:

  • ввести в круг чтения новую авторскую сказку;
  • включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Учебные умения:

  • правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять жанр и тему;
  • выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
  • прогнозировать содержание на основе заголовка;
  • редактировать деформированный словесный и картинный план, создавая при этом диафильм;
  • разыгрывать диалог;
  • создавать продолжение сказки

Оборудование урока.

  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1 класса, с.114-117.
  • Л.А. Ефросинина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса, с.48.
  • Листочки, цветные карандаши для моделирования.
  • Компьютерная презентация урока.
  • Выставка книг В. Г. Сутеева.
  • Костюмы Зайца, Ежа.
  • Карточки для рефлексии.

Конспект урока

1. Организация класса.

- Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Сообщение темы.

-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новым произведением.

-Заголовок произведения “Палочка - выручалочка”.

Заголовок – это окошко для взгляда вперёд –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова! (С.К.Тивикова)

- О чём может быть текст с таким названием?

-Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка)

-После чтения посмотрим, оправдались ли ваши предположения

3. Чтение учителем произведения

(Книги закрыты).

4. Проверка первичного восприятия.

-Понравилось произведение?

-Что вам понравилось?

-Что вам не понравилось?

-Когда вам было весело? А грустно?

-Оправдались ли ваши предположения?

5. Моделирование обложки

-Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала?

-Сказку.

-Почему вы так решили? Докажите.

-Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.

-Подумайте, о ком эта сказка?

-О животных.

-Покажите это на своих моделях.

(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)

-Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?

-В.Сутеев.

Значит, какая это сказка?

- Авторская (литературная).

-Укажите на модели фамилию автора.

-Что вы знаете об этом человеке?

-Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.

-Писал сценарии к мультфильмам.

-Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.

-Художник и писатель в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр, сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами В.Г.Сутеев.

Обратите внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.

-У Ани Евстафьевой в домашней библиотеке есть замечательная книга, с которой она хочет вас познакомить.

(Аня знакомит с книгой “Стихи и сказки в картинках В.Г.Сутеева”.)

-Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.

-С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек.

-Мы прочитали сказки Сутеева “Дядя Миша”, “Яблоко”, “Под грибом”, “Ёлка”, “Капризная кошка”.

-Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.

-Сравните с моей моделью.

-Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.

Сутеев “Палочка - выручалочка”. Эта сказка о животных.

6. Работа с произведением: анализ содержания, определение темы чтения.

-Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?

(Если есть такие слова, то они заносятся в “Словарь нашего класса”)

-Кто главные герои в сказке?

-Ёжик и Заяц.

-Переверните модели и запишите это на обратной стороне.

-Почему я поставила двустороннюю стрелку?

-Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.

-Каким был Ёжик? Заяц?

Ёжик Заяц
Воспитанный Невоспитанный
Вежливый Грубый
Смелый Трусливый
Добрый Благодарный
Умный  
Находчивый
Сообразительный
Скромный

-Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?

-Как автор относится к ежу? К зайцу?

-Кто вам понравился больше и почему?

-Ребята, сейчас появится ещё одна книжечка, в которой каждая страничка – это ваша работа.

(Учитель собирает модели и степлером соединяет в общую книжечку, обложка выполнена учителем.)

-Где эта книга родилась?

-г. Урень, МОУ УСОШ №1

- Книга оформлена под руководством С.Ф.Сироткиной.

-Я поздравляю вас, в нашей “Библиотечке развития” появилась ещё одна новая книга.

7. Релаксация. Музыкальная пауза

Дети исполняют песню “В мире много сказок”

В мире много сказок грустных и смешных,
Грустных и смешных.
Не прожить на свете нам без любимых книг,
Не прожить на свете нам без них.

8. Повторное слушание.

- Хотите послушать сказку в исполнении артиста Всеволода Абдулова?

-На экране будут слайды – рисунки Сутеева

Прослушивание аудиокниги. Просматривание иллюстраций к сказке

9. Творческая работа в группах.

-Сейчас будем работать по группам.

1 группа “Мишки”– составить диафильм

2 группа “Белочки”- работа в книге “Литературное чтение”, с. 117

-Задача вашей группы – прочитать отрывок из сказки, проинсценировать диалог главных героев.

3 группа “Лисички”– придумать продолжение сказки от имени Зайца

Презентация работы каждой группы.

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

<Рисунок 3>

Вопросы учащимся после инсценирования сказки:

-Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?

-Что посоветуете Ежу? Зайцу?

10. Рекомендации для самостоятельной работы.

-Сегодня на уроке вы побывали в роли авторов, мультипликаторов, артистов, хотите быть иллюстраторами? Это вы по желанию сможете сделать дома – нарисовать иллюстрацию к любому отрывку из сказки, а затем мы соберём книгу – самоделку.

- Ещё предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим братьям, сестричкам, родителям.

11. Итог урока. Рефлексия.

-Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

-Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?

-“Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!”

-“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”! Чему учит нас сказка?

- Какой урок возьмём из неё?

-Что хотел нам сказать автор?

-Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.

-Мой добрый друг, пожалуйста,
Добро совершать не бойся.
Помог кому – то – и радуйся,
Награды не нужно большей.
-Дарите людям добро!

-Ребята, хочется узнать, каким был для вас урок? Что понравилось? Что не понравилось? Чему научились?

-Какое произведение помогло?

-Покажите ваше настроение. (Графический словарь)

-Оцените свою работу на уроке. Выберите любой знак. Нарисуйте улыбку, если урок понравился.

Сегодня я работал лучше, чем вчера
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой

-Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

-Прикрепите на общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.

Приложение (презентация)