Тема: Слагаемые. Сумма. Использование этих терминов при чтении записей.
Цель урока:
- познакомить с терминами «слагаемое», «слагаемое», «сумма»;
- закрепить умения прибавлять и вычитать по 1, по 2;
- активизировать мыслительную деятельность, развивать логическое мышление, усидчивость;
- пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания;
- прививать любовь к математике.
Оборудование: карточки с числами в пределах 10, мячик, таблица, на которой написан пример на сложение: (3 + 2 = 5) и обозначены слагаемые и сумма, рисунок с изображением Машеньки, Ванюшки, гусей-лебедей, рисунок с изображением избушки, иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», книжки-раскраски для каждого ученика, мягкие игрушки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок веселый,
Дети:
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Учитель: А урок у нас какой?
Ученик: Математика.
Учитель: Математику называют царицей
наук, потому что нет такой профессии, где бы ни
применялись знания математики.
Ученица:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо твердо на «пять»
Математику знать.
Учитель: Вот мы сейчас, ребята, и проверим ваши знания по математике: знаете ли вы цифры, умеете ли вы считать и решать задачи. Закрепим умения прибавлять и вычитать по 1, по 2. Познакомимся с терминами «слагаемое», «слагаемое», «сумма».
II. Устные упражнения и практическая работа
1. Игра «Где мое место?»
(К доске вызываются 10 учащихся, каждый из которых получает карточку с числами от 1 до 10. Дети должны быстро построиться по порядку номеров у доски).
Учитель: Правильно ли построились
ребята?
Дети: Правильно.
Учитель: Назовите соседей числа 3.
Дети: 2, 4.
Учитель: Назовите предыдущее число по
отношению к числу 7.
Дети: 6.
Учитель: Назовите следующее число числа
8.
Дети: Девять
Учитель: А теперь постройтесь, начиная с
самого большого.
(Дети построились)
Учитель: Кто стоит перед Катей?
Дети: Артур.
Учитель: Кто находится между Сашей и
Левой?
Дети: Маша.
Учитель: Кто стоит за Аленой?
Дети: Илья.
Учитель: Кто стоит последним?
Дети: Снежанна.
Учитель: Молодцы!
2. Закрепление прибавления и вычитания по 1, по 2.
Учитель: Ой, ребята, у нас в классе случаются чудеса. К нам в окно залетел волшебный мячик. Давайте поиграем. Тому, кому мячик попадет в руки, надо назвать следующий пример на сложение или вычитание с числами 1 и 2. (Например: я кидаю мяч Маше и говорю: к 1 + 1 = 2. Маша бросает мяч следующему и говорит: к 2 + 1 = 3 и т.д. В процессе игры каждый ученик должен получить мяч, назвать пример и бросить следующему).
3. Работа с кассами цифр.
5 + 1 + 1 = 6 – 1 – 1 = 9 – 2 = |
4 – 2 = 7 – 2 = 2 – 2 = |
4. Сравнение двух групп предметов.
(Около доски на стульях выставлены мягкие игрушки, на первом стуле четыре, а на втором две).
Учитель: На каком стуле игрушек больше
и на сколько больше?
Дети: На первом стуле на две игрушки
больше?
Учитель: Что нужно сделать, чтобы их
стало поровну?
Дети: Надо две игрушки убрать с первого
стула или две игрушки поставить на второй стул.
5. Игра «Что изменилось?»
(Меняю местами 2 игрушки).
Учитель: Сосчитайте, сколько всего
игрушек?
Дети: 6.
Учитель: Молодцы!
III. Работа над новой темой
Вступительное слово учителя:
Учитель: Сегодня, ребята, у нас совсем необычный урок. На нем мы с вами отправимся в волшебный мир русской народной сказки. Вы, конечно, часто слушали ее, видели по телевизору. А теперь вы можете стать ее героями. Я напомню вам начало сказки. Слушайте.
(Кратко рассказываю начало сказки до тех слов, как Маша догадалась, что гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их).
Учитель: Ребята, давайте поможем Машеньке освободить братца. Для этого нам придется хорошо думать, считать, правильно выполнять все задания:
1) Бежит девочка, стоит печь. Девочка просит сказать, куда полетели гуси, но печь просит съесть пирожок и выполнить задания:
5 – 2 = 8 – 1 –1 = |
7 + 1 = 10 – = 8 |
– 1 = 6 3 + + = 5 |
2) Побежала девочка дальше. Стоит яблоня.
Учитель: «Яблоня, покажи, куда гуси-лебеди полетели?»
– Решите задачу: «В небе было 5 гусей-лебедей. К ним подлетело еще двое гусей-лебедей. Сколько стало гусей-лебедей в небе?
(к 5 + 2 = 7 – выкладывают в кассах цифр)
3) На пути появляется речка.
Учитель: «Реченька! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?»
– Давайте поможем Машеньке построить мост из бревен через молочную речку – кисельные берега. Это не просто. Чтобы положить бревно, надо рассмотреть рисунок наверху на стр. 78.
– Сколько красных ?
Дети: Три.
Учитель: Сколько синих ?
Дети: Два.
Учитель: Сколько всего?
Дети: Пять.
Учитель: Как получили число 5?
Дети: К 3 + 2 = 5.
Учитель: Чтобы положить второе бревно,
надо прочитать название чисел при сложении.
Учитель: Какие 2 числа мы прибавили?
Дети: 3 и 2.
Учитель: Они тоже имеют свои имена.
Числа, которые складывали, называются
слагаемыми. Назовите первое слагаемое.
Дети: 3.
Учитель: Назовите второе слагаемое.
Дети: 2.
Учитель: В результате сложения мы
получили сумму. Сумма сложения равна 5. Слева тоже
записана сумма. Это сумма – выражение. А справа
сумма – результат. Сумма чисел 3 и 2 равна 5.
(Вывешиваю таблицу)
Учитель: Давайте немного отдохнем.
4) Физкультминутка.
«Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись»
Учитель:
5) – Чтобы положить 3-е бревно, надо решить
примеры № 1 (1-й пример стр. 78) – устно.
6) 4-е бревно (решить 2-й пример из № 1 стр. 78)
7) 5-е бревно (решить 3-й пример из № 1)
8) 6-е бревно (№ 2 – 1 ст.) – письменно
9) 7-е бревно (№ 2 – 2 ст.)
10) 8-е бревно (№ 2 – 3 ст.)
(Дети решают)
Учитель: Молодцы! Помогли Машеньке
добраться до домика Бабы-Яги. Надо помочь ей
вытащить братика из избушки. Для этого надо
правильно выполнить задание:
– Решить задачу № 4 стр. 79
Выполнили задание – вытащили Ванечку. Молодцы!
– Как вы думаете, догонит их Баба-Яга или
гуси-лебеди?
Дети: Нет.
Учитель: Почему? Кто им поможет?
Дети: Речка, Яблоня, Печка.
Учитель: Молодцы! Вот Машенька с братцем
целы и невредимы прибежали домой, и гуси-лебеди
не догнали их.
(Используется иллюстрация к сказке)
– А тут скоро и мама с папой Машенькины приехали
из города, привезли детям подарки. Вас тоже ждут
красивые книжки-раскраски. Будете раскрашивать и
считать.
IV. Итог
Учитель: Мне понравилось, как вы
сегодня работали на уроке.
А теперь давайте вспомним все вместе, чему
учились на уроке?
Дети: Складывали числа, играли, решали
задачи, путешествовали по сказке «Гуси-лебеди».
Учитель: Какие новые слова и понятия вы
узнали?
Дети: Слагаемое, слагаемое, сумма.
Учитель: Посмотрите на доску: 6 + 2. Чему
равно это выражение?
Дети: 8.
Учитель: Как можно записать?
Дети: 6 + 2 = 8.
Учитель: Как называется цифра 6 в этом
примере?
Дети: Первое слагаемое.
Учитель: Что такое 2?
Дети: Это второе слагаемое.
Учитель: Назовите сумму.
Дети: 8.
Учитель: А где еще сумма?
Дети: К 6 + 2.
Учитель: Молодцы!
«Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
Собери в портфель, дружок,
Аккуратно, по порядку
Книгу, ручки и тетрадки».
Учитель: Урок окончен.