Урок окружающего мира по теме "Мои домашние друзья" с использованием информационных технологий, 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить детей с некоторыми породами кошек и собак;
  • показать важность и нужность каждой породы;
  • воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей;
  • учить детей сопереживать, сочувствовать;
  • развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно.

Оборудование: рисунки детей, сочинения о собаках и кошках. ТСО (слайдовая презентация “Мои домашние друзья”).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Беседа по теме

Учитель читает загадки:

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!

Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!

– Как вы думаете, ребята, о ком сегодня пойдет речь?
– А как вы догадались?
– У кого из вас есть домашние животные?
– А как вы думаете, чем они отличаются от диких?

3. Работа с раздаточным материалом

Слово учителя:

– Все домашние кошки, похожи друг на друга, хотя люди и вывели разные породы: (показ слайда  № 2) сибирские – крупные и пушистые; (показ слайда  № 3) ангорские – с очень тонкой и пушистой шерстью; (показ слайда  № 4) сиамские – розоватопалевые с голубыми глазами и с тёмными отметинами, словно мордочку, хвост и все четыре лапы окунули в тёмно-коричневую тушь; (показ слайда  № 5) есть породы с отвислыми ушами, с утолщениями на хвосте. Есть порода короткохвостых кошек с кисточками на ушах, совсем как у рыси.
– Найдите эти породы кошек у себя на карточках. (Рисунок 1)

– Как вы думаете, от кого произошли домашние кошки?
Ответ: от дикой лесной кошки. (Показ слайда № 6)
– Давайте вспомним, при каких обстоятельствах люди приручили кошку? Ответ: люди стали заниматься земледелием, зерно стали свозить в хранилища и амбары. На это добро набросились мыши и крысы, тогда человек и приручил кошку.
– В какой стране кошку считали священным животным? Ответ: в Древнем Египте. (Показ слайда № 7)
– Совершенно верно. Этих животных египтяне увековечивали в скульптурах и картинах, возносили им почести как божеству.
– Живут кошки рядом с человеком. Вот и у многих из вас тоже есть кошки. Сегодня Юля Забавина принесла нам свою кошку. (Рассказ о кошке)

4. Физкультминутка

5. Работа над темой (продолжение)

Слово учителя:

– В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году,
В переулке и в саду,
На вокзале,
Во дворе,
На мосту,
На пустыре,
На проспекте
Вам встречались звери эти.
Может даже вы видали на ошейниках медали?
А скажите вам известны
Их отвага, ум и честность?
Вот об этом-то сейчас
И пойдет у нас рассказ.

– Вы, наверное, догадались, что мы продолжим разговор о наших домашних друзьях,
– Сейчас на земном шаре нет такого места, где рядом с человеком не жила бы собака. Она помогает людям во всем.
– На какие группы можно разделить собак? Ответ: служебные, охотничьи, декоративные. (Показ слайда № 8) А для чего здесь волк? Наверное, эта фотография попала сюда ошибочно? Ответ: нет, собака произошла от волка.
– Совершенно верно, давным – давно люди приручили древнего волка, точнее было два вида волков, от которых позднее произошли собаки (показ слайда № 9). От индийского волка произошли гончие, борзые, терьеры, болонки (показ слайда № 10). От северного волка – овчарки и лайки.

– Я не зря глаза таращу –
Я давно хочу узнать
Как собачкой настоящей
Поскорее можно стать.
Чтобы взяли на границу,
Чтоб в дозоре я лежал
Долго мне ещё учиться?
Очень долго?
Очень жаль.

– Как вы думаете, о какой породе собак пойдет речь? Ответ: овчарка (показ слайда № 11).
– Об овчарках нам сейчас расскажет Орлов Артем.
– А вот у Артема Голованова охотничья собака. Какая, вы сейчас узнаете. Рассказ Артема (показ слайда № 12).
– Каких еще охотничьих собак вы знаете? Ответ: легавые, борзые.
– Чем необычна лайка? Ответ: она еще и ездовая собака.
– Совсем недавно мы с вами выполняли проверочную работу по чтению. Давайте вспомним, что мы прочитали о собаках – космонавтах? Ответ: полет Лайки. Она погибла. Белка, Стрелка, Уголёк, Ветерок, Мушка., Пчелка…
– Вы уже довольно много знаете о собачках, я думаю, легко справитесь с кроссвордом (рисунок 2).
– О собаках знает наука. Как она называется? Ответ: кинология.
– А как называют людей, которые занимаются обучением собак? Ответ: кинологи.

Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.

– На уроках «Валеологии» мы с вами говорили о правилах общения с животными. Давайте их вспомним.

Ответы учащихся:

а) не пытайтесь играть с собакой или кошкой, если они этого не хотят;
б) не трогайте собаку или кошку во время еды;
в) не отнимайте у животных детенышей;
г) не шутите с хозяином собаки, пытаясь его обидеть;
д) не гладьте незнакомых животных;
е) мойте руки после игры с животными;
ж) не бегите от лающей собаки и не замахивайтесь на неё.

6. Вывод

– Собака самый верный, самый преданный друг человека, она некогда его не бросит, но, к сожалению, люди бывают менее верны к нашим четвероногим друзьям и зачастую, заведя себе собаку или кошку, бросают их.

Чтение отрывка из стихотворения Эдуарда Асадова «Дачники» учителем:

И слышат только седые тучи
Да с крыш галдящее вороньё,
Как жалобно воет, скулит, мяучит
На дачах брошенное зверьё.

Что ж, поиграли – и с глаз долой!
Кончилось лето, и кончились чувства.
Бездумно меняться вот так душой –
Непостижимейшее искусство!

А впрочем, «звери» и не поймут,
Сердца их все с той верой бьются.
Они на крылечках сидят и ждут,
И верят, глупые, что дождутся…

– Прочитайте слова Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» (показ слайда № 13). Как вы понимаете эти слова?

7.  Домашнее задание