Классное руководство

Разделы: Классное руководство


Воспитательная система в 6 «А» классе носит гуманистический характер и называется «Толерантность – это дружелюбие». Эпиграфом к моей работе могут служить следующие слова А.С.Макаренко:

«Человек не воспитывается по частям, он создаётся синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей системы средств, гармонически организованных».

Цель созданной системы: формирование гражданской позиции учащихся, воспитание толерантности.

Для того, чтобы реализовать эту цель возникают следующие воспитательные задачи:

  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений, гражданско-патриотическому воспитанию учащихся;
  • развивать познавательную активность учащихся;
  • содействовать формированию нравственной и гражданской позиции школьников.

 В 6 «А» классе обучается 30 человек, из них 16 мальчиков и 14 девочек.

Для жизнедеятельности классного сообщества имеет существенное значение участие во всех школьных мероприятиях. За все годы класс не пропустил ни одного мероприятия: везде участвовал и достигал высоких результатов: поздравление с днём учителя, подготовка к школьному мероприятию «Алло, мы ищем таланты», концертных номеров к Дню мамы, встреча Нового года – «Новогодняя карусель», участие на балах в Аничковом дворце и в городском семинаре по гражданско-патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности и т.д.

Ежегодно, кроме разовых посещений, класс приобретает абонементы и присутствует на различных мероприятиях. В прошлом году был прослушен лекторий психолога из городского института психологии человека «Культура поведения и общения». В этом году класс приобрел 2 годичных абонемента:

  • планетарий: «Занимательная астрономия», ежемесячное посещение;
  • бассейн, еженедельное посещение, где дети учатся плавать и с удовольствием отдыхают.

Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является сотрудничество с международной детской общественной организацией «Крылатый Единорог», фонда поддержки скаутских и пионерских отрядных движений <Рисунок1>. Эта деятельность способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребёнка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для других. Такое сотрудничество значительно расширяет воспитательное пространство, включая в воспитательный процесс дедушек и бабушек, пап и мам, людей старшего поколения из окружающего социума.

Участие детей в программах проходит только в командах. Поэтому они приобретают качества необходимые, чтобы быть востребованными в команде и качествами необходимыми, чтобы их команда была успешной.

Заметными  событиями в жизни класса являются классные часы. Они не проходят спонтанно, без тщательной подготовки. Их проведение носит системный характер. Они объединены  все  в единый цикл по реализации программы международной детской общественной организации «Крылатый Единорог». У нас в классе классе хорошо развита самоуправленческая деятельность. Для того, чтобы каждый мог проявить свои организаторские способности, действует институт сменных командиров отрядов, постоянно изменяется состав совета по подготовке и проведению коллективного творческого дела. Даже классные огоньки не имеют одних и тех же ведущих, так как эту роль осваивает большинство членов классного коллектива.

Мы с ребятами занимаемся культурным, творческим, физическим,  интеллектуальным и патриотическим развитием. В настоящее время
класс участвует в реализации трёх программ Фонда.

«Мой яркий мир» – отрядная жизнь в годовом учебно-воспитательном процессе, учащиеся собирали РАДУГУ по ленточкам:

  • красная лента – активность и воля;
  • оранжевая лента – общительность и жизнерадостность;
  • жёлтая лента – веселье и терпимость;
  • зелёная лента – вежливость и доброта;
  • голубая лента – тактичность и искренность;
  • синяя лента – мудрость и спокойствие;
  • фиолетовая лента – духовность и артистизм.

В прошлом, 2007-2008, учебном году ребята стали победителями программы «Мой яркий мир» и были награждены поездкой для участия в летнем международном детско-молодёжном слёте «Империя Дружбы» в г. Алматы, Республика Казахстан.

В этом, 2008-2009, учебном году мы с классом занимаемся реализацией программы «Волшебная страна» – второй уровень отрядной жизни в годовом учебно-воспитательном процессе. Программа рассчитана на учащихся, прошедших программу «Мой яркий мир», то есть ребят, освоивших основные умения работы в команде, научившихся преодолевать трудности сотрудничества с различными людьми и достигать цели, выбирая подходящие средства, получивших начальные навыки планирования и организации деятельности команды.

Мы занимаемся реализацией этой программы в течение всего года. В ходе программы я и учащиеся всего класса погружаются в своего рода ролевую игру, в которой мне присваевается  статус Мастера.

В течение программы участники проходят 6 этапов. Длительность этапа определяется его содержанием от 3 часов до месяца. Успешность прохождения каждого этапа фиксируется вручением «свитков»: Золотого, Малахитового, Кораллового, Бирюзового, Серебряного или Хрустального соответственного. На каждом этапе участник оказывается в новой команде, т.е. в новых условиях.

Детские сообщества, объединения крайне необходимы детям для социализации. В сообществе себе подобных ребёнок  лучше познаёт правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами поведения.

Этапы «Школы волшебства»:

  1. «Золотой свиток» – Пластическая свобода;
  2. «Малахитовый свиток» – Ораторское искусство;
  3. «Коралловый свиток» – «Театр марионеток»;
  4. «Бирюзовый свиток» – «Мир через объектив»;
  5. «Серебряный свиток» – «Танцевальный рай»;
  6. «Хрустальный свиток» – «Выпускник».

Для реализации программы «Империя Дружбы», мы с ребятами выезжаем для участия в международных детско-молодёжных слётах. Эта работа позволяет находить детям хороших друзей из других городов, раскрывает культурные ценности других народов, развивает и даёт ощущение своей Родины, учит толерантности и дружелюбию, пониманию и уважению достижений других городов и стран. В процессе этой деятельности происходит постепенное накопление знаний о различных государствах, что расширяет кругозор детей, формирует их гражданскую позицию и воспитывает толерантное отношение к людям других национальностей.

Мы вместе с классом выезжали в различные регионы России, а также в некоторые страны СНГ, участвовали в 5 международных детско – молодёжных слётах:

  • «Империя Дружбы: Карельская сказка», г.Питкяранта, Республика Карелия, осениие каникулы 2007 г.;
  • «Империя Дружбы: Санкт-Петербург – Мечты сбываются», г Санкт-Петербург, зимние каникулы 2008 г.;
  • «Империя Дружбы: Псковичи – Хранители Земли Русской», г.Красногородск Псковской области, весна 2008 г.;
  • «Империя Дружбы: Мудрость Востока – Алматы», г.Алматы, Республика Казахстан;
  • «Империя Дружбы: Витебск – Защитник Белой Руси», г.Витебск, Республика Беларусь.

Мы вместе с  классом участвовали в международном палаточном лагере «Детская Симфония», прошедшем в Пензенской области в июле 2008 года.

Целенаправленная совместная  деятельность классного руководителя, родителей и учащихся по построению воспитательной системы класса способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе. В результате такой педагогической деятельности складывается очень хороший коллектив родителей и детей. Мы с ребятами стремимся, чтобы в классе не было отстающих. В конце 1-полугодия мы  вместе с классом провели во всей школе мероприятие – акция «Фабрика Отличников», которое явилось стимулирующем событием в плане учёбы, повышении успеваемости в конце 1-полугодия. Учащиеся всей школы приняли с радостью активное участие. Также было проведено нашим классом для всей школы мероприятие «Мы все живём под небом России» в рамках проекта «Толерантность».

Такой системный подход способствует формированию гражданской позиции учащихся. Таким образом, мы вместе с ребятами 6 «А» класса успешно участвуем в реализации районной программы «Юные патриоты Невской Заставы».