Урок русского языка с использованием ИКТ по теме "Образование множественного числа имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Образование множественного числа имён существительных.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с образованием множественного числа имён существительных;
  • продолжить подготовительную работу к написанию сочинения о зиме; работать над развитием речи
  • продолжить работу по развитию орфографической зоркости.

Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка.

ХОД УРОКА

1. Организация класса

2. Сообщение темы и целей урока

Картина с изображением зимнего леса и надписью «Волшебное путешествие в зимний лес», звучит музыка (Приложение, 1-й слайд).

– Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес и будем учиться образовывать имена существительные множественного числа, продолжим подготовку к написанию сочинения о зиме.
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живёт сама
Красавица волшебница – Зима.

Картина с изображением зимнего пейзажа или леса (Приложение, 2-й слайд), музыка.

3. Чистописание

– В царство зимы мы тихо входим.
Вот зимний лес…
В него заходим…
Идти вперёд нам чтобы,
Преодолеем-ка сугробы.

ЛлЛлЛлЛл

– Во время письма обращаем внимание на высоту строчных и заглавных букв и нижнее соединение.

4. Словарная работа

– Зима подарила вам слова. Сейчас вы узнаете какие.

Появляются слова: зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо (Приложение, 3-й слайд).

– Какие орфограммы есть в этих словах? Запишите в строчку через запятую.
– К какой теме относятся слова? (Зима)
– Какое слово лишнее? Почему? («Спасибо». Все остальные имена существительные)
– Что такое имя существительное? Какие постоянные признаки есть у имён существительных? (Одушевлённые и неодушевлённые, род)
– А непостоянные?

Вывод. Имена существительные бывают единственного и множественного числа.

5. Изучение новой темы урока (Приложение, 4-й слайд)

– Вот и пришла к нам зима.
Синеют дальние дали
Птицы на склоне холма
Кому-то письмо написали.

– Вот это письмо. Расшифруйте его. (Мы, не, боимся, голода, холода, а)

Один ученик составляет предложение у доски.

– Кому же птички написали письмо? (Нам, людям)
– Зачем они его написали? (Чтобы мы им помогли).
– Как же мы им можем помочь? (Кормить зимой, делать кормушки)
– Птицам нужно помогать, но помните: чёрный хлеб вреден птичкам, сало нужно давать не солёное, а свежее, семечки лучше жареные.
– Запишите это предложение с комментированием.
– Определите род у существительных единственного числа.

(Приложение, 5-й слайд)

– Мы продолжаем любоваться картинами зимней природы. Я сейчас буду читать предложения, а вы их дополните словами и запишите только эти слова в столбик.

Здесь промчался трусливый … (заяц).
Белочка грызёт приготовленные летом грибки, … (орехи).
Стучит по стволу дерева … (дятел).
Только лежит в своей берлоге… (медведь) и сосёт лапу.

– Проверьте написанные слова (Приложение, 6-й слайд).

– Что у них общего? (Имена существительные)

(Приложение, 7-й слайд)

– На какие группы можно разделить эти имена существительные? (Одушевлённые и неодушевлённые).
– На какие группы их можно разделить по значению? (Растения и животные)
– Какое существительное отличается от других существительных? (Орехи)

6. Самостоятельная работа

– Напишите имена существительные единственного числа во множественном числе. А множественного числа в единственном.
– Выделите окончания у существительных множественного числа.

Проверка самостоятельной работы (Приложение, 8-й слайд).

– Что вы можете сказать об окончаниях имён существительных во множественном числе?
– Как определить род во множественном числе?
– Это какой признак?

7. Устная работа (Приложение, 9-й слайд)

– В тексте найдите имена существительные во множественном числе и постарайтесь выделить окончания. Сделайте морфологический разбор существительных (от ёлки, на берёзах)

8. Творческая работа (Приложение, 10-й слайд)

– Сильный ветер вдруг подул и некоторые буквы сдул. Вы внимательно смотрите и порядок наведите. (На фоне зимнего пейзажа).
– Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
– Напишите по памяти.

Проверка написанного (Приложение, 11 – 12-й слайды)

9. Подведение итогов урока

– Чему сегодня учились на уроке?

10. Домашнее задание (Приложение, 13-й слайд)

– Написать рассказ со словами: зима, мороз, снег, птицы, кормушка, спасибо.