Урок-деловая игра по истории Урала, 8-й класс. Уральские династии предпринимателей (культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков XVIII–XIX в.в.)

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Тема: Уральские династии предпринимателей. (Культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков в XVIII – XIX в.в.)

Цели и задачи урока:

  • Закрепить и проверить уровень сформированности знаний и умений учащихся по теме; «Уральские династии предпринимателей (культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков в XVIII – XIX в.в.)
  • Активизировать познавательную деятельность учащихся по изучению истории родного края, города; соотносить исторические события с конкретным периодом, эпохой (XVIII – середина XIX в.)
  • Научить пользоваться различными источниками исторических знаний, анализировать информацию, формировать и обосновывать своё отношение к изложенным в них фактам.
  • Воспитать чувство патриотизма, любви и уважения к истории Урала, к «малой Родине».

Оборудование урока:

  • Конспекты по истории Урала.
  • Раздаточные карточки с заданиями.
  • Репродукции портретов уральских предпринимателей
  • Карта Урала XVIII – XIX в., другие документальные материалы.
  • Учебники и источники по Истории Урала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель проверяет готовность класса, сообщает об особенностях урока.

II. Подготовительный этап

Вводное слово учителя. Чтобы понять современный мир, своё место в настоящем, необходимо изучать не только историю своей страны, но и историю родного края. Изучая историю «малой Родины», мы сможем понять и осмыслить современную Россию, её место в истории человечества.
На уроках Истории Урала мы познакомились с культурно-бытовым обликом уральских горнозаводчиков XVIII в., середины XIX веков, изучили историю происхождения уральских династий, бытовую и духовную сферу жизни уральских горнозаводчиков, познакомились с многообразием культурных традиций уральских предпринимателей.
На протяжении многих лет советская историография, обращаясь к истории российской, в частности, уральской металлургии, не уделяла должного внимания фигурам людей, стоявших у истоков российского предпринимательства, основавших и поднявших русскую промышленность. В последнее время появилось много исследований об уральских горнозаводчиках и в них затрагивается не только социально-экономический аспект вопросов, но и рассматриваются вопросы культурно-бытового облика уральских предпринимателей.
Внимание историков всё больше начинают привлекать фигуры российской истории такой величины, как Демидовы, Осокины, Подходяшины и др. их деятельность на уральской земле была поучительна и многообразна. С их именами связано открытие и разработка рудных месторождений на Урале и в Сибири, строительство десятков заводов, создание передовых технологий по добыче и переработке чёрных и цветных металлов, прогрессивный опыт хозяйствования, развитие художественных промыслов и основание художественных школ, широкомасштабная торговля и культурная деятельность.
Учитывая роль, которую сыграли представители уральских промышленных кругов в жизни российского общества XVIII в., середины XIX века, мы поговорим не только о их роли в создании уральской промышленности, но и о влиянии этих людей на развитие и формирование культурных традиций Урала и России.
Цели нашей игры таковы:

  • Проследить становление династий уральских заводовладельцев и выявить источники их первоначального капитала,
  • Выявить изменения, произошедшие в культурно-бытовой сфере жизни уральских горонозаводчиков за рассматриваемый период и попытаться определить направленность этих изменений.

III. Деловая игра

1. Вводный инструктаж

Учитель: Вспомните и запишите в тетрадях ранее изученные темы. У доски работает… (ученики выполняют задание)

  1. Происхождение династий уральских горнозаводчиков.
  2. Бытовая сфера жизни уральских горнозаводчиков.
  3. Духовная сфера жизни уральских горнозаводчиков.

(После выполнения учащимися задания учитель конкретизирует круг рассматриваемых вопросов и дает задание для последующей работы).
Учитель: Для проведения деловой игры нам необходимо выбрать экспертную группу. Эксперты не только оценивают результаты вашей работы. Но и отслеживают степень участия в работе каждого ученика. (Экспертами могут быть учащиеся, успешно освоившие изученный материал, либо коллеги – учителя).
Остальных прошу разделиться на 4 группы. Для работы вам будет предложены карточки с 4 вопросами. Время обсуждения – 5 минут, выступление команд – 3 минуты .
Результатом обсуждения должны быть точные и краткие сообщения по существу вопроса.
Критерии оценки лежат у вас на столах. (Приложение 1).

Напоминаю порядок работы:

  • Работа в группах (Обсуждение вопросов с привлечением документального материала – учебники, конспекты и др.);
  • Выступление группы;
  • Общие выводы по изученной теме.

2. Работа в группах

Учитель вручает каждой группе карточку с заданием.
В процессе работы учащихся члены экспертной группы наблюдают за тем, как проходит обсуждение, чтобы выявить самую активную группу.
Учитель контролирует деятельность учащихся, помогает найти необходимую информацию, документы, литературу. (См. Приложение 2)

Карточки с заданиями

1 группа

  1. Назовите крупного промышленника, вышедшего из Тульской слободы, основоположника уральской металлургии. Составьте краткий рассказ о происхождении этой династии.
  2. Кто из уральских предпринимателей заработал первоначальный капитал хлебной торговлей? Какой ещё деятельностью занимался этот предприниматель?
  3. Кто из уральских предпринимателей мало строил, а заводы покупал у менее удачных промышленников? Назовите заводы, принадлежащие этой династии.
  4. Этот человек жил в Верхотурье в огромном деревянном доме, о чём это свидетельствует? Выходцами из каких сословий были уральские горнозаводчики?

2 группа

  1. Этот дворянский род ведёт свою историю с XVI века, приобщение к металлургии происходило без всякого энтузиазма? Что ещё можно рассказать об этой династии?
  2. что являлось обязательным атрибутом усадебного комплекса? Приведите примеры, кто из предпринимателей владел такими усадьбами.
  3. кто из уральских предпринимателей своим видом напоминал вельможу, одевался по европейской моде? О чём это говорит?
  4. кто из представителей династий уральских горнозаводчиков упоминается в сказах П.Бажова? назовите эти сказы.

3 группа

  1. О каком человеке идёт речь… «превращение уроженца Верхотурья в посадского, а затем в миллионера, одного людей страны конца XVIII века»? Какими делами прославился этот человек?
  2. Кто из уральских предпринимателей предпочитал жить в деревянных купеческих домах древнерусского «хоромного» типа? Какие черты характера были присущи этому человеку?
  3. Этот человек не жалел денег на строительство церквей. Приведите другие примеры благотворительности уральских горнозаводчиков.
  4. Заводы какого предпринимателя особенно сильно пострадали во время крестьянской войны 1774 г. Как отразились эти события на развитие Урала, его промышленности?

4 группа

  1. О каком человеке идёт речь: «.. в истории металлургии России ни один заводовладелец не пользовался столь обширными привилегиями… это был самый одарённый представитель династии за всю двухвековую её историю»? Каким образом с именем этого человека связана история нашего города?
  2. Кто из предпринимателей основал Ботанический сад в Москве, в дельнейшем получивший название Нескучный Сад? Приведите примеры «садовых» достижений уральских предпринимателей.
  3. Кто из уральских горнозаводчиков проявлял неожиданную скупость в собственном быту: одевался как простолюдин (летом – кафтан с заплатами, зимой – тулуп) о чём это свидетельствует?
  4. Как вы думаете, библиотеки уральских предпринимателей имели практическое применение или были «модным» атрибутом их домов? Приведите примеры.

3. Выступления учащихся

Учитель дополняет, конкретизирует, обобщает.

4. Выводы по проделанной работе

Учитель: Проанализировав и обобщив ваши ответы, можно сделать следующие выводы:

  1. Зарождение уральских династий охватывает период с конца XVIII века до начала XIX в. Путь большинства уральских заводовладельцев – основателей династий – в металлургию был одинаков: через винокурение, откупа и подряды, внутреннюю и внешнюю торговлю.
  2. Рассмотрев быт уральских горнозаводчиков (жилище, одежду), можно сделать вывод о том, что в бытовой сфере их жизни за рассматриваемый период произошли значительные перемены, проявившиеся в сближении с бытом дворянства. Если сначала горнозаводчики жили в деревянных домах купеческого типа, то со временем, они отстраивали современные и капитальные каменные дома с многочисленными надворными постройками, садами, оранжереями, богатыми в плане архитектурного оформления. Это уже не просто дома, а дома-дворцы, некоторые из которых не уступают по богатству внешнего и внутреннего оформления царским.
    Наиболее ярко произошедшие изменения прослеживаются в одежде, которая становится показателем богатства и высокого общественного положения уральских горнозаводчиков.
  3. Заметные изменения произошли не только в бытовой, но и в духовной сфере жизни уральских горнозаводчиков, которые смогли не только приобрести внешний лоск, но и подняться до высокого уровня русской культуры XVIII – серед. XIX в.в. подтверждением тому служат замечательные, богатые библиотеки и уникальные коллекции произведений искусства, собранные представителями уральских династий; любовь к поэзии, музыке и театру, свойственная большинству из них; занятия наукой и многое другое.
  4. Проанализировав культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков, можно сделать предположении о том, что уральские заводовладельцы эволюционировали в направлении не буржуазного, а скорее дворянского личностного образца, шёл процесс сближения, взаимопроникновения культурно-бытового облика уральских горнозаводчиков с культурно-бытовым обликом российского дворянства.

IV. Подведение итогов

Учитель подводит итоги работы, даёт слово экспертной комиссии, выставляет оценки.

V. Домашнее задание

Каждой группе выбрать одну из династий уральских горнозаводчиков и подготовить обобщающий анализ или презентацию по теме «Культурно-бытовой облик уральских горнозаводчиков XVIII–XIX веков»