Падежные окончания имен существительных единственного числа (русский язык, 4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Падежные окончания имён существительных единственного числа.

Цели:

  • закрепление знаний о правописании падежных окончаний существительных единственного числа;
  • формирование интереса и увлечённости к изучению предмета русского языка;
  • развитие эрудиции учащихся; активизация внимания, мышления

Оборудование:  учебник, прописи – ступеньки «Чистописание» (рабочая тетрадь №2), карточки, слайды, сова-символ мудрости, толковый словарь С.И.Ожегова

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут пословицы, загадки,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час.

II. Сообщение целей урока

– Следующая неделя объявлена неделей русского языка.
– В начальных классах пройдёт олимпиада по русскому языку.
– Что такое олимпиада? (Толкование слова в словаре С.И. Ожегова)

1. Олимпиада – международные спортивные состязания

– Чем знаменателен 2008 г.? (Летняя спортивная олимпиада в Пекине, в которой наши спортсмены завоевали 72 медали)

2. Олимпиада – международный или межнациональный культурный праздник, сопровождающийся смотром знаний в какой-нибудь области культуры.
– Наши ребята тоже будут участниками смотра знаний «Мой верный друг – язык мой русский» (Приложение, слайд № 1).
– Сегодня на уроке предстоит выявить знатоков русского языка.
– Принято на олимпиадах иметь символ. Кто был символом летней олимпиады? (Чебурашка)
– На нашем уроке тоже будет символ. Отгадайте кто это?

Загадка:

Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

– Сова – символ мудрости предлагает выполнить задания (Приложение, слайд № 2).

III. Чистописание

 Рабочая тетрадь «Чистописание» №2 стр.2.

– Какое соединение в сочетаниях юл, юм (2 строка)
– Чтение предложений. Назовите ошибкоопасные места. Запись 2 предложения и разбор по членам.
– Назовите словарное слово. (Сорока)

IV. Словарь (Приложение, слайды № 3 – 25)

– Прочитайте загадки, запишите отгадки и определите склонение имён существительных (горох, капуста, морковь, огурец, помидор, овощи).
– Как определить склонение существительных во множественном числе?
– Прочитайте и запишите пословицу, употребив слово овощи в нужном падеже. Выделите окончание, определите падеж. (Каждому овощу (д.п.)  своё время.)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Какой овощ убирают самым последним?

V. Сообщение темы урока

– Сформулируйте тему урока.
– Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.
– Как проверить правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа?

VI. Актуализация опорных знаний

1. Игра «Найди свою пару» (Приложение, слайды № 26 – 28)

– Вставьте пропущенные окончания, определите склонение, укажите падеж – (1,2 группа)
– 3группа выполняют половину задания
– Проверь себя (слайд № 27)

2. «Орфографический бой» – по вариантам (Приложение, слайды № 29 – 30)

  1. Задача игроков: дописать окончания, указать падеж.
  2. Самопроверка (оценивают свою работу)
  3. Поднимите руку ребята 1 варианта, кто не допустил ошибки. 2 варианта
  4. Счёт (у кого больше правильных ответов, тот и выиграл).
  5. Проверь себя (Приложение, слайд №31).

– Молодцы!

VIII. Физминутка

Поработали мы дружно
Отдохнуть немножко нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза
Наступает, наступает, наступает тишина
Вылетает  на охоту
Наша мудрая сова.

IX. Работа с учебником

 1. Выполнение упражнения № 130 стр.130.

– Прочитайте текст. Объясните значение выделенных слов:

каменья воротит – перетаскивает, носит камни
на колоде рубашку колотит – стирает в деревянном корыте (в колоде)
основу плетёт – паутину плетёт

– Сколько в тексте простых предложений? (7)
– Запишите 1 сложное предложение из 3 простых, расставляя знаки препинания; укажите склонение и падеж существительных с пропущенными  окончаниями.
– Какие предложения называются сложными?

2. Работа с деформированным текстом. (Приложение, слайды № 32 – 33)

– Какое время года наступило?
– На землю опустились волшебные снежинки. Они растаяли, а слова остались, соберите из них предложения, употребив слова в нужной форме.

На, ель, снег, на, полюбуйся, на, пушистый, яблоня,  дуб!
Иней, ветки, серебристый, украсил, тополь.
Лёд, на, снег, покрыт, озеро, слой.
Готовятся, ловля, к, рыбаки, рыбная.

– Как его можно озаглавить?

X. Проверка  домашнего задания (работа над развитием речи учащихся)

– Игра « Акростих» – это стихотворение в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Оно написано по вертикали. Затем нужно писать каждую строку.

– Ученики первой группы пробовали свои силы, выберем лучшее стихотворение (Приложение, слайд № 34)

XI. Итог урока

– Какие навыки отрабатывали на уроке?
– Как проверить правописание безударных падежных окончаний имён существительных?
– Проанализируйте, что вам нужно повторить, подучить, чтобы хорошо справиться с диктантом
– Тот, кто больше, лучше знает –
Тот награду получает! (Приложение, слайд № 36)

XII. Выставление отметок

Оглашение знатоков русского языка, вручение символа урока

XIII. Домашнее задание

 – Стр. 131 упр.131. Списать, вставить пропущенные буквы, 1–2 группе указать склонение и падеж существительных с пропущенными окончаниями (Приложение, слайд № 35)