Тема: Падежные окончания имён существительных единственного числа.
Цели:
- закрепление знаний о правописании падежных окончаний существительных единственного числа;
- формирование интереса и увлечённости к изучению предмета русского языка;
- развитие эрудиции учащихся; активизация внимания, мышления
Оборудование: учебник, прописи – ступеньки «Чистописание» (рабочая тетрадь №2), карточки, слайды, сова-символ мудрости, толковый словарь С.И.Ожегова
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Тут пословицы, загадки,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час.
II. Сообщение целей урока
– Следующая неделя объявлена неделей русского
языка.
– В начальных классах пройдёт олимпиада по
русскому языку.
– Что такое олимпиада? (Толкование слова в
словаре С.И. Ожегова)
1. Олимпиада – международные спортивные состязания
– Чем знаменателен 2008 г.? (Летняя спортивная олимпиада в Пекине, в которой наши спортсмены завоевали 72 медали)
2. Олимпиада – международный или
межнациональный культурный праздник,
сопровождающийся смотром знаний в какой-нибудь
области культуры.
– Наши ребята тоже будут участниками смотра
знаний «Мой верный друг – язык мой русский» (Приложение, слайд № 1).
– Сегодня на уроке предстоит выявить знатоков
русского языка.
– Принято на олимпиадах иметь символ. Кто был
символом летней олимпиады? (Чебурашка)
– На нашем уроке тоже будет символ. Отгадайте кто
это?
Загадка:
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)
– Сова – символ мудрости предлагает выполнить задания (Приложение, слайд № 2).
III. Чистописание
Рабочая тетрадь «Чистописание» №2 стр.2.
– Какое соединение в сочетаниях юл, юм (2 строка)
– Чтение предложений. Назовите ошибкоопасные
места. Запись 2 предложения и разбор по членам.
– Назовите словарное слово. (Сорока)
IV. Словарь (Приложение, слайды № 3 – 25)
– Прочитайте загадки, запишите отгадки и
определите склонение имён существительных
(горох, капуста, морковь, огурец, помидор, овощи).
– Как определить склонение существительных во
множественном числе?
– Прочитайте и запишите пословицу, употребив
слово овощи в нужном падеже. Выделите окончание,
определите падеж. (Каждому овощу (д.п.) своё
время.)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Какой овощ убирают самым последним?
V. Сообщение темы урока
– Сформулируйте тему урока.
– Правописание падежных окончаний имён
существительных единственного числа.
– Как проверить правописание падежных окончаний
имён существительных единственного числа?
VI. Актуализация опорных знаний
1. Игра «Найди свою пару» (Приложение, слайды № 26 – 28)
– Вставьте пропущенные окончания, определите
склонение, укажите падеж – (1,2 группа)
– 3группа выполняют половину задания
– Проверь себя (слайд № 27)
2. «Орфографический бой» – по вариантам (Приложение, слайды № 29 – 30)
- Задача игроков: дописать окончания, указать падеж.
- Самопроверка (оценивают свою работу)
- Поднимите руку ребята 1 варианта, кто не допустил ошибки. 2 варианта
- Счёт (у кого больше правильных ответов, тот и выиграл).
- Проверь себя (Приложение, слайд №31).
– Молодцы!
VIII. Физминутка
Поработали мы дружно
Отдохнуть немножко нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза
Наступает, наступает, наступает тишина
Вылетает на охоту
Наша мудрая сова.
IX. Работа с учебником
1. Выполнение упражнения № 130 стр.130.
– Прочитайте текст. Объясните значение выделенных слов:
каменья воротит – перетаскивает, носит камни
на колоде рубашку колотит – стирает в деревянном корыте (в колоде)
основу плетёт – паутину плетёт
– Сколько в тексте простых предложений? (7)
– Запишите 1 сложное предложение из 3 простых,
расставляя знаки препинания; укажите склонение и
падеж существительных с пропущенными
окончаниями.
– Какие предложения называются сложными?
2. Работа с деформированным текстом. (Приложение, слайды № 32 – 33)
– Какое время года наступило?
– На землю опустились волшебные снежинки. Они
растаяли, а слова остались, соберите из них
предложения, употребив слова в нужной форме.
На, ель, снег, на, полюбуйся, на, пушистый, яблоня, дуб!
Иней, ветки, серебристый, украсил, тополь.
Лёд, на, снег, покрыт, озеро, слой.
Готовятся, ловля, к, рыбаки, рыбная.
– Как его можно озаглавить?
X. Проверка домашнего задания (работа над развитием речи учащихся)
– Игра « Акростих» – это стихотворение в котором начальные буквы строк составляют какое-либо слово. Оно написано по вертикали. Затем нужно писать каждую строку.
– Ученики первой группы пробовали свои силы, выберем лучшее стихотворение (Приложение, слайд № 34)
XI. Итог урока
– Какие навыки отрабатывали на уроке?
– Как проверить правописание безударных
падежных окончаний имён существительных?
– Проанализируйте, что вам нужно повторить,
подучить, чтобы хорошо справиться с диктантом
– Тот, кто больше, лучше знает –
Тот награду получает! (Приложение,
слайд № 36)
XII. Выставление отметок
Оглашение знатоков русского языка, вручение символа урока
XIII. Домашнее задание
– Стр. 131 упр.131. Списать, вставить пропущенные буквы, 1–2 группе указать склонение и падеж существительных с пропущенными окончаниями (Приложение, слайд № 35)