Формирование устойчивых навыков чтения младших школьников как средство обеспечения уровня качества образования

Разделы: Начальная школа


Программа “Школа России” имеет огромный, годами проверенный, педагогический опыт. Авторами программы взято всё самое лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы.

Концептуальную основу учебно-методического комплекта “школа России” под редакцией Плешакова, по которой обучаются дети в нашей школе, составляют принципы: фундаментальность, надёжность, стабильность, открытость новому.

Проблемно-поисковый метод предусматривает создание проблемной ситуации, поиск доказательств, формулирование выводов. Эта программа не рассчитана на какую-либо специальную подготовку детей, оптимально соответствует возрастным возможностям младших школьников. Знания даются основательные: дети усваивают теоретический материал, умеют применить на практике.

В качестве приоритетной и перспективной цели своей педагогической деятельности считаю овладение учащимися навыком чтения и доведение его до совершенства. Это позволит:

  • воспитать любовь к книге, научиться думать, а не только запоминать, воспитывать культуру чтения;
  • развить у учащихся человеческие качества - доброту, терпимость, ответственность, способность сопереживать, готовность помогать друг другу;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • повышать мотивацию к обучению.

“…Развивающему обществу, - подчеркивается в Концепции модернизации Российского образования,- нужны нравственные предприимчивые люди…”. Для реализации этих задач расширяются ресурсы применения методов и приёмов активного обучения.

Нечитающий ребёнок – это катастрофа для школы и общества. Что же делать?

Для решения этой проблемы я выстраиваю процесс обучения с применением специальных упражнений для отработки этапов формирования навыка чтения. Чередую на уроке разные виды деятельности для быстрого овладения приёмами чтения. Использую устные практические упражнения, памятки, карточки отработки речевых умений.

В системе использую на уроках обучения чтению приёмы: перечитывание текста с разными смысловыми задачами;

  • выборочное чтение;
  • чтение про себя; и т.д.

Это позволит:

  • совершенствовать процесс смысловой переработки текста;
  • расширить фиксационное поле чтения;
  • развивать антиципационное восприятие текста и предотвращение регрессии;
  • развивать контроль и самоконтроль при чтении;
  • развивать умение слушать и воспринимать текст разных авторов.

Для достижения цели поставила ряд задач:

  1. Провести диагностику по выявлению причин, тормозящих процесс чтения.
  2. Научить использовать синтетический способ чтения как основной механизм, формирующий основы знаний.
  3. Создать педагогический мониторинг отслеживания формирования устойчивого навыка чтения.

Из опыта работы многих лет знаю, что автоматизация навыка чтения не произойдет сама собой, нужен совместный труд учителя, специалистов и ученика – это очень сложный процесс.

Что же такое навык чтения? Навык включает в себя:

  1. Техническую сторону – это способ чтения, темп и динамика;
  2. Смысловую сторону – это выразительность и понимание прочитанного.

Если рассмотреть цепочку становления технической стороны чтения, то она выглядит так:

способ чтения —> скорость чтения —> динамика скорости

Учащиеся пришли в 1 класс с разной подготовкой: одни читали слоги, другие слог+слово, некоторые слово+слог. И вот в этот момент очень важно работать с учащимся на соответствующем его возможностям этапе. Если он читает слог+слог – значит этот способ следует сделать устойчивым т.е довести его до навыка. Образно можно представить в виде лесенки.

Учащиеся по-разному справляются с этой задачей, задерживаясь на каждой ступеньке, но ни один из них не может перескочить через одну ступеньку.

Самая первая ступенька – это слоговой способ чтения. Наши учебники не содержат специализированных упражнений, обеспечивающих совершенствование навыка чтения слог+слог: и поэтому в этот период я даю читать карточки со слоговым способом чтения.

Основной признак послогового способа очень медленный темп и причиной является его многоэтапность. Остановлюсь на некоторых ошибках, которые мешают слогослиянию:

  • учащийся не твердо знает буквы, в этом случае ещё и ещё внимательно проанализировать сходство и различие Ш - нет пальчика, Щ - щекочет пальчиком;
  • замена букв, когда учащийся слабо различает не буквы, а звуки З-С, П-Б;
  • есть “шустрые” ребята, которым трудно быть внимательными, им можно предложить чтение “окошечком”, палец положить, линейку, закладку.

Итак, чтобы быстрее совершенствовать навык на этапе послогового чтения, я использую разработанные занятия с 1 по 10. Все упражнения подобраны и направлены на автоматизацию послогового способа чтения и доведения его до навыка.

Следующая ступенька, на которую ступают наши учащиеся – это чтение по слогам и целым словом. Этот период является началом перехода от слогового способа к синтетическому (чтению целым словом). Этот этап также очень сложен, т.к учащиеся совершают несколько действий:

  • читают слоги;
  • объединяют их в слова;
  • стараются понять значение слова;
  • учатся читать слово орфографически (сегодня - севодня, его – ево).

На этом этапе овладения навыком чтения я использую упражнения с 11 по 20. Эти упражнения направлены на чтение и осмысление прочитанных слов, словосочетаний, потом предложений. Также здесь включены упражнения на расширение поля зрения, на совершенствование артикуляции, внимания, на развитие антиципации.

Следующая ступенька – это чтение целым словом и по слогам. На этом этапе учащиеся в основном читают целыми словами и некоторые по слогам. Я решила провести работу и выявила основные причины, из-за которых учащиеся читали отдельные слова по слогам:

  • отсутствие этого слова в активном словаре учащихсяся;
  • недостаточно или полное непонимание значения слова;
  • наличие 5-ти и более слогов в этом слове;
  • наличие стечения согласных (техническая сторона).

Работу над смысловой и технической стороной слова я стала работать одновременно. Предложу вашему вниманию один из приёмов работы над “трудным” словом. Напечатала слова и вместе с учащимися изготовили карточки по текстам учебника по “литературе” и по “ознакомлению с окружающим миром”. Ребята работают в парах, читают и объясняют значение слов, используют словарь толковый. На этом этапе я также использовала специальные упражнения, помогающие довести мне до навыка этот способ чтения (с 21 по 30).

Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Расскажу о приемах и видах работ, которые обеспечивают формирование устойчивых навыков чтения.

Учащиеся делают ошибки при чтении, а значит им трудно решать задачи, делают нелепые ошибки при письме. Если учитель во время разберется в этих проблемах, отправит к специалисту, то своевременные коррекционные занятия помогут учащимся. Причин, тормозящих скорость чтения много. Но из них можно выделить 7 основных причин:

  • природный темп деятельности;
  • регрессии;
  • отсутствие антиципации;
  • артикуляция;
  • малое поле зрения;
  • уровень организации внимания;
  • уровень развития памяти.

Природный темп деятельности.

Ребенок медлительный “копуша”, а если темп урока высок, то учащийся не успевает, устает. Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. И тогда чтение на скорость у таких учащихся напоминает бег с препятствиями. Смысл прочитанного не постигается, чтение неровное, пропуски, искажения. Тогда я проверила темп деятельности у учащихся при помощи теппинг – теста. (слайд 6 приложения)

Хотя темп деятельности является врожденным и устойчивым свойством нервной деятельности, но может постепенно и меняться. Для этого я использовала ряд упражнений.

“Молния”- это упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе, по команде – “Молния”.

Упражнения “Буксир”, “Сравни”, “Многократное прочтение”.

Регрессия.

Это возвратные движения глаз. Самая распространенная ошибка. Возникает от того, как учили ребенка читать. Для преодоления этой причины я использую “чтение с окошечком”.

Взгляд ребенка передвигается вдоль строки и учащийся привыкает скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Работаем с памяткой. Скажу, чтобы преодолеть эту привычку – это достаточно длительный процесс. А если ребенок делает ошибки в окончании слов, то прорезь в окошечке должна находиться слева. (слайд 7 приложения)

Антиципация.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий. Для определения владеет ли учащийся приемом антиципации можно дать текст. Зафиксировать время на прочтение с пропуском и без пропуска. Станет видно, если долго думал над окончанием, то следует работать над развитием антиципации.

Что же нам дает антиципация? У учащихся развивается навык чтения, словесно-логическая память, а значит лучше будет писать сочинения, изложения.

Еще один прием – “Чтение с решеткой”.

Могут быть тексты с несуразицей. Например: Поздней осенью зацвели яблони. Здесь важно, чтобы учащийся осознал смысл прочитанного. Работа над развитием антиципации тесно связана с работой речи, обогащение словарного запаса, понимание переносного значения слов. Применяю упражнения: “Угадай”, “Кенгуру”, “Вертикальное чтение”, “Фотоглаз”. (слайд 8 приложения)

Недостаточная артикуляция.

Тормозит скорость чтения учащихся, а значит и навык чтения.

Язык, губы, нижняя челюсть недостаточно согласованно работают при произношении звуков, за счет этого снижается скорость чтения и медленно формируется навык чтения. Диагностика говорит, что 50% дикция достаточна, 50% слабо владеет.

Малое поле зрения.

Одна из причин тормозящая развитие навыка чтения у учащихся. Для формирования навыка чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. Взгляд человека воспринимает то, что слева и справа составляет зону периферического зрения. Малое поле зрения также можно увеличить. Я включаю ряд упражнений. (слайд 10 приложения)

Уровень развития внимания и памяти.

Роль внимания и памяти при формировании устойчивого навыка чтения также велики. Потому на своих уроках я уделяю время упражнениям на внимание и тренировки памяти.

Нужно помнить, что степень сосредоточенности внимания есть показатель, влияющий на становление навыка чтения. Дети с хорошей зрительной памятью будут лучше запоминать образ слова, быстрее читать и грамотнее писать. Зрительные диктанты также хорошо развивают зрительную память. (слайды 11, 12, 13 приложения)

В содержании обучения чтению одновременно должны развиваться все его линии: усвоение форм, видов и способов чтения, формирование понимания литературы, как искусства слова, расширение чтения детских книг, связь чтения со всеми видами речевой деятельности. Если учащийся овладел навыком чтения, но не умеет общаться со слушателями, полно отсутствие мимики или, как говорит К.С.Станиславский, не умеет “действовать словами”, то такой учащийся эмоционально глух, у него отсутствует целостное восприятие произведения, учащийся некомфортно чувствует себя в любых сферах жизни, не может точно выразить свои мысли и глубже понимать чужие. Главными интонационными средствами выразительности чтения являются: паузы, тон, мимика, темпоритм, жест, понижение и повышение голоса, сила голоса, тембр, логические и фразовые ударения.

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание детей читать или, говоря научно, мотивация. Мы взрослые должны открыть ребенку этот мир книги, поддерживать его желание, подбадривать. Любая положительная оценка повышает значимость ребенка. Американский философ и педагог Д.Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением присущим человеческой природе, является “желание быть значительным”.

В 1-м 2-м классе я предлагала своим учащимся оценить себя по трем критериям. Моя оценка: правильность, скорость, настроение.

Я интересовалась, о чем бы хотели учащиеся читать, давала, советовала какие взять книги. И, конечно, обязательно я показывала учащемуся его продвижение. Чтобы отследить продвижение, мы с 1 класса ведем индивидуальные графики техники чтения. (слайд 15 приложения)

В 3 классе мы придумали строить “замки”, где каждый кирпичик – это прочитанная книга. Особое значение имеет похвала. Например: Вове Калинчикову говорю, что тебе, Вова, надо читать, это тебя сделает сильнее, ты будешь лучше учиться. Тревожность – главный бич учащихся. Снять тревожность можно только, когда учащиеся увидят свои достижения.

Систематическая целенаправленная работа по формированию навыка чтения приносит хорошие результаты. Мониторинговые исследования показывают, что уровень сформированности навыка чтения учащихся стабильно растёт. (слайд 14 приложения)

Так как в 1 класс приходят обучаться дети с разным уровнем подготовки, обучение с опорой на результаты диагностики позволяют выстроить учебный процесс в оптимальном режиме для каждого ученика. Для этого я начинаю отслеживание техники чтения уже в начале 1 класса. На каждого ученика заведен индивидуальный график техники чтения, который даёт возможность судить о результативности работы по формированию навыка чтения, объяснить причины изменения графика и совместно с родителями наметить план коррекции.

Симон Львович Соловейчик в своей давней статье писал о том, что ни у одного ребенка не должно быть груза незнания за плечами. Тяжел этот ему мешок, бросает он его. А когда и как это начинается? Да в самом начале. Он писал еще: Все дети хотят учиться. Важно, чтобы ребенок испытывал успех. Успех – это хорошее настроение, двигатель жизни, здоровья.

Мой опыт работы будет полезен не только педагогам начальной школы. Его успешно могут использовать учителя русского языка и литературы среднего звена.