Русская народная игрушка. Урок по русской народной культуре в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели: Закрепление знаний обучающихся о колыбельных песенках, прибаутках, потешках; знакомство с русской народной игрушкой; развитие творческих способностей детей, умение вести диалог; знакомство с русским народным календарем.

Оборудование урока: Зыбка для младенца, выставка народных детских игрушек, детали – заготовки для практической работы по изготовлению игрушек.

Ход занятия

1. Вводная беседа: Сегодня день Солнцеворота.

- Как Вы думаете, почему так его называли? Из каких двух корней состоит это слово?

Солнце теперь поворачивает на лето, а зима на весну.

- Как Вы понимаете это выражение?

Еще наши предки говорили, что в этот день медведь поворачивается в берлоге на другой бок.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

- Какие песни родившийся человек слышит одними из первых?

- Какие колыбельные песни Вы знаете?

Дети напевают колыбельные песенки, покачивая “ребенка” в зыбке.

- Для чего же нужны колыбельные песенки? Что выражает через них мать своему ребенку?

- Какие песни звучали для ребенка, когда он подрастал?

- Какую роль играли эти песни?

(Звучит песня “Спят усталые игрушки”: Слова З. Петровой, Музыка А. Островского).

- Как Вы думаете, о чем очень важном для каждого ребенка мы будем с Вами говорить на сегодняшнем уроке?

3. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы будем говорить об игрушках. А какие Вы знаете стихи об игрушках?

(Дети читают стихи Агнии Барто “Игрушки”).

- Есть ли любимые игрушки у Вас? Назовите их. Почему они Вам нравятся?

- Одинаковые ли игрушки нравятся мальчикам и девочкам? Как Вы думаете, почему так происходит?

Ребята, у меня тоже есть любимая игрушка. Она двигающаяся: посмотрите на нее. Сделали эту игрушку народные умельцы из дерева. Когда мне грустно, я беру в руки эту медведицу, которая наказывает медвежонка, который, по-видимому, без разрешения съел мед.

У наших предков нежная забота о детях проявлялась необязательно открыто, но она проявлялась везде. Например, при кладке печи в доме, обязательно кто-нибудь да слепит для ребенка игрушку из глины. Если же резали барана или быка, то брали и сушили из желудка пузырь, опускали в него несколько горошин… Что за игрушка получалась?

Плотничая, отец обязательно вспомнит о ребенке и наколет для него несколько чурбачков. Варит хозяйка студень и обязательно отдаст детям некоторые косточки: позвонки – мальчишкам, лодыжки – девочкам. Посмотрите на них и подумайте, как можно было в них играть? Отец приходил с охоты – и дети получали пушистый белый заячий хвост, который подвязывался на ниточку. В кого мог “превратиться” этот хвостик в игре?

В каком из известных Вам произведений Б. Житкова описана похожая ситуация?

(Дети кратко пересказывают рассказ Б. Житкова “Кузя”).

Как Вы думаете, много ли времени нужно было затратить для того, чтобы сделать подобного рода игрушку?

Но были, конечно, и такие игрушки, которые делались специально для детей. Возникли даже специальные народные промыслы.

Посмотрите на нашу выставку игрушек. Что Вам понравилось, чему Вы удивились? Давайте послушаем, что они говорят:

- Ой, какая красивая матрешка!

- А мне понравились дымковские петухи.

- У тряпичной куклы почему-то нет лица.

- Хочется посвистеть в эту свистульку и в эту дудочку.

Ребята, наши предки подобные дудочки и свистульки давали детям не только для игры. Но и клали маленькому ребенку в зыбку. Считалось, что это отгоняет от кроватки ребенка злых духов.

(Исполняется на дудочке народная мелодия).

Посмотрите, вот эти глиняные свистульки – псковские. Их делают в некоторых районах области, но широкого распространения их производство не приобрело, так как нет подходящей для их изготовления глины.

Некоторые из игрушек, выставленных на нашу выставку, сделали ребята нашей школы. А Вы любите мастерить игрушки своими руками? Давайте попробуем их сделать. Мальчики будут собирать из готовых деревянных деталей игрушку-дергунчик. А девочек я научу делать тряпичную куклу.

4. Практическая работа по изготовлению игрушек.