Цели урока:
- Создать условия для осознанного усвоения определения логарифма; закрепить понятия десятичных и натуральных логарифмов;
- Повторить основные свойства логарифмов; обеспечить овладение всеми учащимися основными алгоритмическими приемами применения изученных свойств, при вычислении логарифмов;
- Формирование навыков самостоятельной работы с электронными ресурсами;
- Развитие познавательных интересов на уровне любопытства, любознательности, поиска способов решения поставленной задачи;
- Формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, аналогии;
- Формирование таких качеств личности, как чёткость и организованность в работе; умение контролировать свою деятельность
Оборудование урока:
- Компьютерный класс с мультимедийным проектором
- Учебник “Алгебра и начала анализа 10-11” А.Н.Колмогоров и др.;
- Карточки с заданиями;
- Таблица свойств логарифмов; Приложение 7
- Буклет-памятка “Логарифмы” Приложение 8
Ход урока
- Устный тест-опрос
- Самостоятельная работа на компьютере (из ЦОР)
- Выступление учащихся с сообщениями
- Логарифмическая диковинка
- Самостоятельная работа “Поле чудес”
- Головоломка
- Электронный тест
- Логарифмическая комедия
- Индивидуальная работа
- Подведение итогов урока. Рефлексия
- Домашнее задание
Урок обобщение по алгебре в 11 классе с компьютерной поддержкой, с использованием электронных средств обучения. Весь ход урока сопровождается презентацией (Приложение 1)
Устный тест – опрос. Каждый учащийся работает за компьютером – устно отвечает на вопросы теоретического теста. Затрачиваемое время – 2 мин. Кто не успеет за это время закончить выполнение теста – получает домой дополнительную теоретическую карточку ( Приложение 2)
Самостоятельная работа После теоретической разминки переходим к самостоятельной работе с использованием электронных ресурсов из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, расположенных на сайте http://school-collection.edu.ru
Подбор заданий позволяет индивидуализировать и дифференцировать работу учащихся. Примеры заданий:
Все типы заданий из этого ресурса, используемые на уроке Приложение3
Выступление учащихся с сообщениями (Приложение 4, 5)
Логарифмическая диковинка. Проблемная ситуация
Вычислите:
Решение. Воспользуемся редко используемым свойством . Ответ: 1
Самостоятельная работа в тетрадях “Поле чудес”
Учащиеся получают карточки с примерами на вычисление логарифмов. Все карточки имеют номер – порядковый номер буквы в отгадываемой фразе. На экране проецируется дублированный вариант заданий для тех, кто справился со своими карточками и готов помочь другим
1 | 11 | ||
2 | 12 | ||
3 | 13 | ||
4 | 14 | ||
5 | 15 | ||
6 | 16 | ||
7 | 17 | ||
8 | 18 | ||
9 | 19 | ||
10 |
Таблица кодов:
а | е | и | о | й | ы | л |
1/125 | 121 | 4 | 0 | 3 | 2 | |
с | м | в | т | щ | ш | р |
-5 | 0,04 | -4 | 0,1 | -2 | 7 |
Таблица ответов:
Р | Е | Ш | А | Й, | И | Щ | И, | Т | В | О | Р | И | И | М | Ы | С | Л | И |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
Головоломка
Этой головоломкой развлекались математики в Одессе. Предлагается задача: любое данное число записать с помощью трех двоек и математических символов.
Решение. Возьмем , например, число , так как
Аналогично,
Общее решение задачи записывается в виде
N раз
Электронный тест. Приложение 6
Логарифмическая комедия
Рассмотрим неравенство Оно верное. Кто сомневается – посмотрите на мерную выставку и убедитесь.
Заменим каждую дробь степенью с основанием ,
Тоже верное неравенство. Большему числу соответствует больший логарифм, значит
Сократим на Получаем . В чем ошибка этого доказательства? (Ошибка доказательства состоит в том, что число - отрицательное, а при делении на отрицательное число – знак неравенства нужно изменить на противоположный.)
Индивидуальная работа по карточкам
Карточки консультанты
№ 1 |
|
Прологарифмируйте по основанию 10 |
|
Образец: | Реши сам: |
№ 2 | |
Найдите число х | |
Образец: | Реши сам: 1. 2. 3. 4. |
№ 3 | |
Упростите выражения, пользуясь основным тригонометрическим тождеством | |
Образец: 1. 2. |
Реши сам: 1. 2. 3. 4. 5. 6. |
№ 4 | |
Вычислите | |
Образец: | Реши сам: 1. 2. |
Итоги урока. Рефлексия
- Что понравилось, запомнилось на уроке?
- Достигли ли вы поставленной цели?
- Над чем еще нужно поработать?
Домашнее задание
№№ А53. – А66. из [2]
Дополнительное задание
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
отвечай | проверяй | отвечай | проверяй |
Литература
- Приложение к газете “Первое сентября” “Математика” 1997-2008 г.
- Н.П.Левченко Практикум по подготовке к ЕГЭ. Рабочая тетрадь. Москва, “Вентана-Граф”, 2006г.