Цель урока:
Образовательная: сформировать картографические представления о Мировом океане, его составных частях, участках суши в Океане.
Развивающая: Продолжить формирование навыков работы с картой в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
Воспитательная: Воспитание интереса к предмету через игровую деятельность, решение проблемных ситуаций. Воспитание толерантности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой.
2. Проверка домашнего задания.
Задаю вопрос учащимся: “Что мы изучали на прошлом уроке?” - Гидросферу. Прикрепляю понятие “Гидросфера” к стенду “Опорные понятия”.
Провожу письменный фронтальный опрос (тест) по теме “Гидросфера”.
По завершении работы производится самоконтроль (ключ вывешивается на доску).
Тест “Гидросфера”.
- Водная оболочка Земли:
- Атмосфера.
- Литосфера.
- Гидросфера.
- Биосфера.
- Пресными водами гидросферы являются:
- Воды Мирового океана.
- Внутренние воды суши.
- Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
- Круговороту воды в природе.
- Выветриванию.
- Океаническим течениям.
- Приливным явлениям.
- Землетрясениям.
- Вода на суше может находиться в следующем состоянии:
- Только в жидком.
- В жидком и твёрдом.
- К водам суши относятся:
- Реки, озёра.
- Реки, озёра, моря, ледники.
- Реки, озёра, болота, ледники.
- Вода гидросферы может находиться:
- Только в жидком состоянии.
- В жидком, твёрдом состоянии.
- В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.
- Поставщиком пресной воды на суше является:
- Ветер.
- Мировой океан.
- Осадки.
3.
Переход к изучению новой темы: (интеллектуальная атака).А. - Что же такое гидросфера? – Водная оболочка Земли.
Б. - Из каких частей она состоит? – Воды суши-2% и Мировой океан-98% (прикрепляю к понятию “Гидросфера” на стенде “Опорные понятия”).
В. - Благодаря чему сохраняются 2% пресной воды на суше? – Круговорот воды в природе.
Г. - Кто является поставщиком пресной воды на суше? – Солёный Мировой океан.
Д. - Знаете ли вы части Мирового океана, сушу в Океане? Прикрепляю эти понятия к понятию Мировой океан. Перечисляю новые понятия: моря, заливы, проливы, острова, полуострова, архипелаги.
Эти новые для вас понятия мы сегодня изучим. Это и является темой нашего урока. (Переворачиваю заранее приготовленный транспарант на доске. Дети записывают число и тему урока с доски в тетрадь).
- Целью нашего урока является: сформировать представление о Мировом океане, его составных частях, о размещении суши в нём.
- Задачей вашей является: в результате поисковой деятельности сформировать картографические представления о размещении частей Мирового океана и суши в нём, продолжить формирование умений и навыков нанесения объектов на контурную карту.
Просмотр видеосюжета о Мировом океане (дети отдыхают, получают положительные эмоции).
- Немного отдохнули, отправляйтесь в путешествие по Мировому океану! Каждая пара получает маршрутный лист с заданием.
4. Изучение нового материала (работа в парах):
1 пара – Части Мирового океана.
Инструктивная карта: 1. Составить структурно-логическую схему (СЛС) частей Мирового океана. 2. Обозначить их на контурной карте. 3. Работа по карте у доски (один из пары даёт определения, называет объекты, а другой показывает).
2 пара – Моря.
Инструктивная карта: 1. Дать определение моря. Написать понятие “Море” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Обозначить на к/к внутренние и окраинные моря, записать их определения в тетрадь. 3. Показать по карте у доски.
Работа в паре.
3 пара – Заливы.
Инструктивная карта: 1. Дать определение залива. Написать понятие “Залив” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Нанести на к/к заливы, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
4 пара – Проливы.
Инструктивная карта: 1. Дать определение пролива. Написать понятие “Пролив” в тетрадь в схему “Части океана”. 2. Обозначить на к/к проливы, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
5 пара – Материки.
Инструктивная карта: 1. Дать определение материка. Написать понятие “Ма-
терик” в тетрадь в схему “Суша в Океане”.2. Обозначить на к\к материки, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
6 пара – Острова.
Инструктивная карта: 1. Дать определение острова. Написать понятие “Остров” в тетрадь в схему “Суша в океане”. 2. Обозначить на к/к острова, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
7 пара – Архипелаги.
Инструктивная карта: 1. Дать определение архипелага. Написать понятие “Архипелаг” в тетрадь в схему “Суша в Океане”. 2. Обозначить на к/к архипелаги, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
8 пара – Полуострова.
Инструктивная карта: 1. Дать определение полуострова. Написать понятие “Полуостров” в тетрадь в схему “Суша в Океане”. 2. Обозначить на к/к полуострова, указанные в учебнике. 3. Показать на карте у доски. Работа в паре.
Работа выполняется при музыкальном сопровождении “Слушаем прибой” (магнитофон).
Проводится физкультминутка (учащиеся сбрасывают утомление).
5. Изложение нового материала.
Пары работают у доски: дают определения новым понятиям, прикрепляют на доску новые понятия, последовательно составляют структурно – логическую схему “Части Мирового океана” и “Суша в Океане”, показывают объекты на карте. Учащиеся вносят в свои тетради недостающие понятия, таким образом, составляя опорные структурно – логические схемы, сопровождающие изложение нового материала.
Учащиеся просматривают красочный видеофильм “Мировой океан”.
- Но не всегда Океан бывает таким спокойным и ласковым. Иногда он обрушивается на нас разрушительными цунами. Учёные – гидрологи высказывают свои предположения, что движения земной коры, вызывающие цунами, связаны с накоплением отрицательной энергии, исходящей от людей в результате военных конфликтов. Даже природа напоминает нам о более бережном, терпимом отношении друг к другу!
6. Закрепление знаний.
Проводится устный фронтальный опрос: игра “Пойми меня!”
Зачитывается утверждение. Если оно верное “+”, то учащиеся поднимают красные жетоны (раздаются заранее), если неверное утверждение “-”, то учащиеся поднимают синие жетоны. В списке класса фиксирую их ошибки, которые будут определять оценки.
А) Тихий океан – самый большой по площади “+”.
Б) Евразия – самый маленький материк “-”.
В) Северный Ледовитый океан – находится в южном
полушарии “-”.
Г) Остров Гренландия – самый большой остров по
площади “+”.
Д) Аравийский полуостров – самый большой по
площади “+”.
Е) Бенгальский залив – часть Атлантического
океана “-”.
Ж) Чёрное море – относится к внутренним морям
“+”.
З) Полуостров – часть суши, со всех сторон
окружённая водой “-”.
И) “Я – велик!” Кто это такой самозванец
выискался? “-”.
Молодцы, ребята! Конечно, это – полуостров Ямал! (показывают по карте, обозначают в своих контурных картах).
7. Проверка усвоения знаний.
Проводится письменный фронтальный опрос: “Программированный диктант”.
ОКЕАНЫ: | Тихий |
Индийский | |
МОРЯ: | Берингово |
Чёрное | |
СУША В ОКЕАНЕ: | Гренландия |
Австралия | |
Аравийский |
Выбрать ответы, номера проставить напротив терминов:
- Море – внутреннее.
- Океан по площади больше, чем вся суша.
- В этом океане расположена самая глубокая впадина.
- Море – окраинное.
- Этот океан омывает берега 4 – х материков.
- Воды этого моря омывают берега двух материков.
- Этот материк самый маленький.
- Самый большой полуостров.
- Самый большой остров.
- Материк, омываемый водами Тихого и Индийского океанов.
По завершении работы проводится взаимопроверка (ключ ответов вывешивается на доску).
8. Подведение итогов урока.
А). Итак, ребята, что же нового узнали вы сегодня на уроке? Какие выводы можно сделать? Ответы учащихся:
- Мировой океан составляет основную часть гидросферы (98% от гидросферы).
- В Мировом океане выделяют следующие составные части: океаны, моря внутренние и окраинные, заливы, проливы.
- Сушей в океане являются: материки, острова, архипелаги, полуострова.
Б). Оценки за урок:
- Проверка домашнего задания (тест “Гидросфера”).
- Изучение и изложение нового материала (работа в парах).
- Проверка усвоения знаний (программированный диктант).
9. Домашнее задание.
СПАСИБО вам, ребята, за активность на уроке! МОЛОДЦЫ!!!