Особенностью современного этапа развития образования является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу. Роль школы усиливается в привитии вкуса к образованию, в том, чтобы научить получать удовольствие от учебы, научиться учиться, развивать любознательность.
Опыт использования технологии развития критического мышления помогает решить ряд противоречий, существующих в современной школе:
- между признанием педагогических теорий субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью методики педагогической деятельности, обеспечивающей признание субъектности личности;
- между значительным ростом информации и возможностью человека усвоить критически, осмыслить эту информацию;
- между пониманием пути развития современного общества как совершенствования информационного пространства и неготовностью педагогов в условиях тотальной информации работать над формированием в личности одной из ключевых компетенций современности – компетенции критического мышления.
Практикую стратегии, позволяющие разнообразить работу с учебными текстами, применяю доступные, действенные приемы, которые делают учение увлекательным и осмысленным. Технология позволяет включить каждого ученика в работу, тем самым повысить эффективность обучения.
Посредством использования технологии развития критического мышления создаю условия для становления ученика субъектом учебно-познавательной деятельности, для развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умение критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
1. Стратегия ЗХУ («Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое»)
Стратегия «ЗХУ» применяется с использованием таблицы:
Знаем |
Хотим узнать |
Узнали |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
1. 2. 3. |
Осталось узнать 1. |
Заполняя графу «З», учащиеся составляют список знаний. Заполняя графу «Хотим узнать», учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.
Учащиеся самостоятельно определяют основные
понятия и направления изучения темы, наполняя
содержанием графы «Х». Слушая лекцию, читая
текст, учащиеся отбирают ту информацию, которая
им была необходима для удовлетворения своих
познавательных запросов, связанных с темой. Это
обусловливает активность при восприятии лекции,
при чтении текста.
Слушая лекцию, учащиеся имеют возможность
корректировать некоторые знания, находящиеся в
графе «З». В графу «У» они записывают новую
для себя информацию, что способствует осознанию
приобретенного знания.
Заполняя графу «Что осталось узнать», учащиеся
формулируют направления для дальнейшего
самостоятельного исследования.
6-й класс. Тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал новое |
а/m + b/m = (a + b)/m а/m – b/m = (a – b)/m |
|
|
8-й класс. Геометрия. Тема: «Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма»
З |
Х |
У |
|
Формулы для вычисления площади:
|
Осталось узнать:
|
2. Прием «Представление информации в кластерах»
Использование на уроке рисунков способствует развитию критического мышления, мы лучше понимаем себя и то, что изучаем. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
3. Прием «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере
его чтения.
Прием используется на фазе «Реализация» (работа
с текстом), таблица с информацией используется на
фазе «Рефлексия».
Применяется для стимулирования более
внимательного чтения. Чтение превращается в
увлекательное путешествие.
1. Чтение индивидуальное.
1.Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал,
+ – новое,
– – думал иначе,
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу,
систематизируя материал.
Уже знал (V) |
Узнал новое (+) |
Думал иначе (–) |
Есть вопросы (?) |
|
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы.
Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект.
Учитель после заполнения учащимися таблицы
обобщает результаты работы в режиме беседы. При
этом учитель сам может прояснять затруднения,
возникшие у учащихся. Отвечать на трудные
вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице
ИНСЕРТ.
Активное чтение способствует развитию умения
классифицировать, систематизировать
поступающую информацию, выделять новое.
Стратегию «Инсерт» автор использует при
изучении нового материала, когда у учащихся есть
знания в этой области, но на данном уроке они
должны расширяться, уточняться.
8 класс. Геометрия. Тема урока: «Многоугольники»
Учащиеся читают, делают пометки карандашом в учебнике, заполняют таблицу в тетради. После индивидуальной работы идет процесс обсуждения, учитель фиксирует версии учащихся на доске.
Уже знал (V) |
Узнал новое (+) |
Думал иначе (–) |
Есть вопросы (?) |
|
|
|
|
4. Прием «Составление «Синквейна»
Выразить свои чувства, мысли, эмоции на бумаге достаточно сложно. В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи. Поэзия, по мнению американских педагогов, психологов является чрезвычайно эффективной формой рефлексии. Далеко не всякий способен писать стихи. Предлагается воспользоваться стихотворными формами, которые требуют соблюдения достаточно строгого алгоритма, но не вызывают значительных затруднений у подавляющего большинства. Это стихи, которые называются синквейнами. Слово «синквейн» – французское, обозначающее «5 строк».
Для его написания существуют правила:
- Первая строка – слово (существительное, местоимение), обозначающее объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.
- Во второй строке – два слова (прилагательные, причастия) для описания признаков и свойств выбранного объекта.
- Третья строка – три глагола, описывающие характерные действия объектом.
- Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объект.
- В пятой строке содержится одно слово,характеризующее суть объекта.
С большим успехом этот прием применяют для рефлексии. Синквейн позволяет учителю сразу решить несколько задач. Изменить атмосферу в классе, сделать ее творческой, позволяет учителю проверить как ученики запомнили важнейшие понятия темы. Синквейн можно писать индивидуально, в парах, в группах, дома, устраивая конкурс.
Примеры синквейнов,составленных учениками:
Масштаб
Арифметический,
географический
Делить,
находить,
вычислять
Дробь, которую нужно понять
Отношение
Комплексные числа
Сопряженные, чисто
мнимые
Складывать,
умножать,
делить
Стремление сделать уравнения разрешимыми
Мнимая единица
Призма
Правильная, выпуклая, п-угольная
Рисовать, находить площадь, строить
Мир, как через призму
Радуга
Использование технологии развития критического мышления на уроках математики
- развивает у учащихся: логическое мышление, алгоритмическую культуру, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, рассматривать несколько возможностей ее решения, сотрудничая с другими людьми, умение работать с информацией, активно ее воспринимать, творческие способности, умение строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;
- обеспечивает: осознание педагогом и ребенком себя в сложившейся педагогической ситуации, осмысление и освоение опыта взаимодействия;
- стимулирует учащихся: свободно выражать свое мнение, не боясь критики или опровержения; быть любознательными; воспитывает: способность размышлять о своих чувствах, мыслях, оценивать их, уважительное отношение, ответственность, самостоятельность, уверенность в себе.