Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот.
Одарённые дети с большим интересом ждут поступления в школу, но вскоре после начала занятий обнаруживается, что необычайность умственных возможностей ребёнка становится проблемой не только для семьи, но и для учителей. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе. Большинству учителей просто некогда заботиться об одарённом ребёнке, а иногда им даже мешают ученики с поражающими знаниями.
Дети, опережающие своих сверстников, стремятся привлечь к себе внимание. Стремительное выполнение заданий, готовность правильно ответить на вопрос учителя – для них желанная умственная игра, состязание. Часто в начальных классах наиболее развитого ученика перестают спрашивать, как бы не замечая его готовности к ответу. Если он настойчиво пытается что-то сказать или спросить, учитель начинает упрекать его за то, что он «выскочка».
В результате ребёнок становится всё менее активным на уроке, переключается на что-то постороннее, но при этом ему не миновать недовольства педагога.
Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам.
Таким образом, возникает противоречие между требованиями общества и настоящим состоянием дел в школе. С одной стороны государство требует активную, творческую личность, а с другой стороны школа ориентируется на среднего ученика.
В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, внедрения современных технологий в экономику, востребован конкурентно-способный выпускник, поэтому внимание к детям, опережающий сверстников – актуальнейшая задача школы.
В «Послании Федеральному Собранию Российской
Федерации» 5 ноября 2008 года Президента РФ Д.
Медведева говорится, что школа должна помогать
учащимся становится самостоятельными,
творческими и уверенными в себе людьми; они
должны получить возможность раскрыть свои
способности.
Под одаренностью ребенка понимаются более
высокая, чем у его сверстников при прочих равных
условиях восприимчивость к учению и более
выраженные творческие проявления. Существуют
специальные виды одаренности : академические,
художественные, творческие, лирические,
танцевальные, музыкальные, психомоторные, более
широкая – общая умственная одаренность.
Учебное сотрудничество и сотворчество в учебном процессе представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по направлениям: 1) учитель — ученик (ученики), 2) ученик — ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах), 3) групповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе. Г.А. Цукерман добавляет еще одну важную производную от всех других направлений сотрудничество ученика «с самим собой».
В сотворчестве с учителем ребёнок является субъектом инициативы. Сотворчество будет эффективным, если:
- интересы и усилия направить на разрешение проблем ребёнка,
- есть готовность к совместному исследованию проблемы,
- наличие (знаний, умений, ресурсов) ребёнка и педагога для решения проблемы.
Для того чтобы учащийся и учитель добились результативности в учебной деятельности, необходимо знание психологических особенностей учащихся, степень развития его психических функций, мотивации к учебной деятельности, знать какой вид одарённости преобладает у ребёнка.
С первых месяцев обучения выявляются педагогом-психологом на основе диагностического обследования, анкетирования родителей учащихся, опроса учителей, руководителей кружков способные, потенциально-одаренные, одаренные дети. Мною заполняется приведенная ниже таблица ( дана в сокращении). Это необходимо, так как есть дети с нераскрытой, т.е. незамечаемой учителями и родителями одарённостью. После выявления художественных, танцевальных, музыкальных способностей рекомендую родителям дополнительное образование. Необходимо создать для детей особую развивающую среду, где достаточно эффективно происходит творческое и личностное развитие. Как правило, наличие одних способностей влечёт за собой развитие других.
Общие интеллектуальные способности |
Академические способности |
Художественные способности |
Творческие способности |
Лидерские способности |
Танцевальные, музыкальные способности |
Спортивные способности |
Агейчик А. |
физкультура, рус.яз,окр.м. | Деревцов Н. |
Перовская Е. |
Ратушная В. |
Комисарова |
Агейчик А. |
Коротких В. |
матем, |
Проказова Е. |
Цыцарова |
Ламов А |
Смирнов И. |
Пьянкова В. |
Кравцов Д. |
труд, изо, мат, чт. |
Ступенькова А. |
Ратушная В. |
Бармина Н. |
Бармина А. |
Ламов А |
После детального изучения каждого ребёнка, выделяю группы с высоким уровнем творческого мышления, низким, средним.
При планировании урока методически строю его, ориентируясь на различный уровень способностей учащихся. С первых дней обучения обращаю внимание на детей с общей умственной одарённостью, в противном случае, у них может потеряться интерес к школе, снижается мотивация к учебной деятельности. Задания, как правило, даю нестандартные, творческого характера, воспитывающие неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления. Очень интересны задания ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя. Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ (или присоединяется к детскому неверному ответу); задания «ловушки», различающие понятийную и житейскую логику.
Пример: 10-6. Найдите значение разности. (4, 4, …3, 4). У Вовы – 3, и у меня 3. Кто с нами согласен? В классе обязательно поднимется несколько рук и ропот протеста. При анализе поведения детей, спешащих присоединиться к учительской точке зрения, основной акцент должен быть сделан не на предметной стороне задания – на выяснение результата, а на правильном или неправильном способе действия детей.
Такие задания воспитывают привычку доверять себе не менее, чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.
Пример:
– Какое слово длиннее: час или минута, мышка или
мишка, усы или ушки?
– В каком слове звуков меньше слон или воробей
– Есть ли твердые согласные в слове «кирпич»?
– Правда, что корова и теленок, однокоренные
слова?
Отчетливое различие точек зрения на слово
можно воспитывать у школьника, если практически
на каждом уроке ученики работают с заданиями –
«ловушками».
Применяя принцип проблемности в обучении и
учитывая индивидуальные учебные способности
учащихся, использую такие методы проблемного
обучения, как проблемное изложение,
частично-поисковый метод. Выделенные уровни
проблемности позволяют достаточно четко
планировать свою деятельность на занятиях со
способными детьми и, следовательно, повышать
уровень познавательной самостоятельности
учащихся при решении проблем.
Фрагмент урока математики. 2 кл.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Тема: Вычитание с переходом через десяток.
Цель: познакомить с новым приёмом вычитания.
IV. Актуализация знаний Работа в
группах. (у слабой группы подсказка) |
2 4 6 |
Психолог Берулава Г.А. утверждает: “Продуктивное (творческое, креативное, эвристическое) мышление имеет место в том случае, если субъектом, в результате возникновения проблемной ситуации, продуцируются новые для него знания и умственные действия. Таким образом, если удельный вес продуктивности высок, говорят о собственно продуктивном мышлении”.
Побуждаю и поощряю детей к самостоятельному поиску и составлению заданий. Например, с 1 класса, составление кроссвордов, загадок, ребусов занимает особое место в системе дидактических игр, применяемых на уроках. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше самими собой, т.е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы. При выполнении данных видов работ я обязательно озвучиваю автора, что, во-первых, повышает самооценку ученика, а, во-вторых, возникает элемент соревнования, в результате которого повышается творческая активность. Младшие школьники с удовольствием, с интересом решают эту творческую задачу. При этом развивается и обогащается речь детей.
Комплексное развитие детского мышления в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; умение рассуждать логически и пользоваться понятиям. Первое, из названных направлений связано с формированием речи у детей, с активным ее использованием при решении разнообразных задач. Развитие в этом направлении идет успешно, если ребенка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат.
Например, работая над развитием связной речи,
использую различные виды пересказа: краткий,
творческий, выборочный. На уроках чтения
использую творческие задания:
– чтение по ролям, инсценирование,
– прошу сочинить предысторию или продолжить
события,
– превратить рассказ в сказку;
– задаю вопросы на ассоциации: «Когда ты слушал
это стихотворение, чей голос тебе представлялся?
Какую музыку ты услышал? Попробуй изобразить
музыку красками»;
– отгадай стихотворения по детским рисункам;
– поощряю любой вид творчества: сочинение
стихов, сказок.
Необходимы такие вопросы, которые позволяли бы
связывать чтение с активной мыслительной
деятельностью, становились бы толчком к
самостоятельному раздумью над прочитанным, вели
к определённым обобщениям. Часто использую
«дорисовывающее» задание, предложенное
психологом И.В.Дубровиной: дать словесное
описание картины, один из фрагментов которой
закрыт, а потом даю задание проверить себя.
На уроках математики применяю технологию
укрупнения дидактических единиц – УДЕ. (
П.М.Эрдниева) В этой технологии широко
используется умозаключения по аналогии –
важнейшему элементу дивергентного мышления.
Побуждаю детей к решению задач нестандартными
способами. Ещё А.Дистервег писал, что больше
пользы приносит рассмотрение одного итого же
предмета с десяти разных сторон, чем изучение
десяти разных предметов с одной стороны.
Для одаренных особенно важно совпадение стиля
обучения и их познавательных особенностей.
Особенно ярко сотворчество учителя и ученика
проявляется в работе по исследованию какой-то
проблемы, когда выстраивается совместная
деятельность:
- собеседование о способностях возможностях, интересах, интересах, хобби ученика,
- совместное планирование деятельности по исследованию.
- поиск и подбор материалов для работы,
- осуждение результатов деятельности.
При обсуждении поддерживаю критическое отношение ребенка к происходящему обращаясь к нему, как бы спрашивая у него совета : «Не знаю, какой вариант лучше, что ты думаешь по этому поводу?», «выбор, в конечном счете, будет только за тобой», «попробуй другой вариант».
Бывает, что ребенок не может проанализировать проблему в целости, поскольку видит только ее часть, или у него не хватает каких-то конкретных знаний или умений. В этом случае активно включаюсь в эту проблему, взаимодействую с ребенком как равноправный субъект с равноправным субъектом, которые направляют свои индивидуальные усилия в общем деле.
Активно использую проектную деятельность в личностно-ориентированном обучении.
Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный или способ решения проблемы проекта.
При выполнении проекта учащимися меняется роль
учителя в образовательном процессе. На всех
этапах подготовки проекта выступаю в роли
консультанта и помощника, а не эксперта. При этом
акцент обучения в ходе проектирования делается
не на содержании учения как самоцель («что нужно
делать?»), а на процессе применения имеющихся
знаний («знать, как»). Существование в среде
неопределённости активизирует познавательную
деятельность учащихся. Процесс выдвижения
гипотез всегда сопряжён с поиском, в котором
проявляется момент сомнения. И именно сомнение у
детей с высоким интеллектуальным развитием
выступает как стимул для дальнейшей
исследовательской активности, развивает
исследовательские способности учащихся,
формирует умение самостоятельно работать с
литературой, знакомит с состоянием проблемы в
науке, ребенок учится анализу источников. Т.о.
подготовка учебно-исследовательских работ
формирует навыки абстрактно-логического
мышления (анализ, синтез, сравнение), развивает
умение творчески осмыслить проблему,
самостоятельно найти критерии для этого,
воспитывает осознанное отношение к
культурно-историческим ценностям.
В результате совместной деятельности дети
приобрели навыки исследовательской работы от
моно проектов до исследований длительного
характера по времени и объёмного по содержанию.
Со своими работами они выступали на районных
чтениях:
- в VII районных ученических чтениях, посвящённых 175-летию Д.И.Менделеева 2006 г. « Из чего состоит мир?»
- в первых муниципальных соревнованиях юных исследователей « Шаг в будущее» 2007г., где заняли третье место. «У меня идут года…»
- в районном конкурсе исследовательских работ « От славянской письменности – к современным технологиям» 2008 г. «В начале было Слово…»
Одаренные дети всегда любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал. Рутина не для них. Интересно сделать что-либо глубоко и осмысленно, сформулировать выводы, которые нужны другим людям и применимы на практике. Помимо рекомендованной литературы по программе такие дети, как правило, читают что-то еще, они с интересом читают информацию об одних и тех же событиях по разным источникам, часто противоречащим друг другу. Поэтому у моих детей заведены «папки открытий», в которые они заносят интересную для них информацию на протяжении обучения в начальной школе. Полученной информацией дети делятся на уроках, внеклассных занятиях.
Наблюдения за деятельностью учащихся отражаются в информационном листе «Способный ребёнок».
Информационный лист «Способный ребёнок»
1) Фамилия, имя – Бармина Анастасия
Класс 1 – 4 кл.
2) Психолого-педагогическая диагностика:
Показатели интеллекта | 15.05.2004 |
23.05.2006 |
12.04.2008 |
ВИП |
106 |
108 |
110 |
НИП |
116 |
118 |
124 |
ОИП |
120 |
124 |
132 |
В ходе психолого-педагогического сопровождения наблюдается: значительный рост психических функций, интеллектуального развития. Уровень мотивации высокий. Хорошо развито дивергентное мышление, богатый словарный запас, хорошо развит кругозор, наглядно-образное мышление, инициатива, самостоятельность.
.3) Результаты обучения (итоговая аттестация)
Предметы |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
|
2004–2005 | 2005–2006 | 2006–2007 | 2007–2008 | 2008–2009 | |
Русский | хор. | хор. | 4 | 4 | |
Математика | удов | хор. | 4 | 4 | |
Литература | хор. | отл. | 5 | 5 | |
Окружающий мир | хор. | хор. | 4 | 5 | |
Английский язык | хор. | 5 | 5 | ||
ИЗО | отл. | отл. | 5 | 5 | |
Музыка | отл. | отл. | 5 | 5 | |
Труд | хор. | отл. | 5 | 5 | |
Физкультура | хор. | хор. | 4 | 5 |
В первом и втором классах отметки не выставляются, но на каждого ученика мною заведена тетрадь, где фиксируются результаты деятельности ученика в течение двух лет.
4) Научно-исследовательская работа
Класс |
Тема |
1 кл. |
О словах разнообразных,
одинаковых, но разных. ( для урока) Сколько сантиметров в слове «локоть»? для урока |
2 кл. |
Откуда берётся ветер? Какие опасности могут подстерегать меня дома. |
3 кл |
Клювы бывают разные. В царстве трёх склонений (презентации для уроков). |
4 кл. |
«У меня идут года» (для района). 3 место |
5) Рекомендации психолога
Год |
Рекомендации |
2004–2005 | Обратить внимание на развитие мелкой моторики, на повышенную возбудимость. Не ставить ребёнка в ситуацию неожиданного выбора, не торопить в учебной деятельности. |
2005–2006 | Поддерживать высокую мотивацию к учебной деятельности. «Программа под ребёнка» |
2007–2008 | Соблюдать преемственность в обучении при переходе во вторую ступень обучения, давать задания повышенной трудности. Творческого характера. Привлекать к исследовательской деятельности, не допускать перегрузки. |
Из года в год веду детей к более высоким
рубежам. В апреле 2008 года на базе нашей школы
проходил районный семинар по теме: «Работа с
одарёнными детьми». Мы с ребятами дали открытый
урок для присутствующих гостей. В подготовке и
проведении урока были задействованы все
учащиеся под руководством способных детей. Они
находились в поиске материалов, их отборе,
подготовке вопросов в своих группах,
систематизировали свои исследования по теме
урока, которая была посвящена изучению новой
темы. Раскрытие и изучение материала шло при
непосредственном участии самих учащихся, их
доказательств, выводов, дискуссий. Ребята
получили возможность учить педагога и всех
присутствующих на уроке, а я опиралась на их
самостоятельность, опыт, мне необходимо было
только умело варьировать между их суждениями,
сообщениями, вовремя вплетать в канву урока
обобщения по теме, акцентируя внимание на
поставленных образовательных целях и задачах.
Надо было видеть счастливые лица многих
учеников, когда они слушали отзывы
присутствующих о их деятельности, все поняли, что
я и мои ребята – одна «Команда», которая
справится с любой задачей.
К концу обучения наблюдалась позитивная
динамика интеллектуального развития.
Динамика интеллектуально развития способных и одаренных учащихся 1–4 кл.
Ф.И.О |
1 класс |
4 класс |
Рост показат. |
Рост в % |
||||||||
ВИП* | НИП* | ОИП* | ||||||||||
Алексей А. | 144 | 115 | 123 | 153 | 133 | 148 | 9 | 18 | 25 | 6,25 | 15,7 | 20,3 |
Анастасия Б. | 106 | 101 | 98 | 116 | 118 | 119 | 10 | 17 | 21 | 9,43 | 16,8 | 21,4 |
Николай Д. | 101 | 115 | 105 | 118 | 129 | 125 | 17 | 14 | 20 | 16,8 | 12,2 | 19 |
Анастасия К. | 137 | 97 | 110 | 144 | 110 | 121 | 7 | 13 | 11 | 5,11 | 13,4 | 10 |
Анастасия К. | 123 | 120 | 117 | 140 | 128 | 138 | 17 | 8 | 21 | 13,8 | 6,67 | 17,9 |
Данил К. | 124 | 107 | 112 | 145 | 117 | 136 | 21 | 10 | 24 | 16,9 | 9,35 | 21,4 |
Влад Ш. | 142 | 111 | 121 | 150 | 127 | 143 | 8 | 16 | 22 | 5,63 | 14,4 | 18,2 |
Антон Л. | 155 | 117 | 135 | 155 | 142 | 151 | 0 | 25 | 16 | 0 | 21,4 | 11,9 |
Виктория Р. | 121 | 101 | 107 | 130 | 125 | 124 | 9 | 24 | 17 | 7,44 | 23,8 | 15,9 |
Общие показатели | 1153 | 984 | 1028 | 1251 | 1129 | 1205 | 98 | 145 | 177 | 8,5 | 14,7 | 17,2 |
*Примечания: ВИП – вербальный
показатель интеллекта, |
Чтобы дети имели высокий уровень способностей, успешно учились в школе, овладевали знаниями и не только по школьным предметам – необходимо играть в игры, которые должны соответствовать возрасту. Я использую и советую родителям следующую литературу:
- Тихомирова Л. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники. Москва 2000
- Симановский А. Развитие пространственного мышления ребёнка. Москва 2000.
- Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития» 1997.
- Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6–7 лет; 7–8 лет; 8–9 лет; 9–10 лет) М.: Росткнига, 2006.
Сейчас мои выпускники в 5-м классе. На
психолого-педагогическом консилиуме по вопросу
«Реализация преемственности в обучении и
воспитании учащихся 5-х классов» было отмечено,
что учащихся моего класса обладают высоким
уровнем знаний, творческой инициативой,
самостоятельностью.
Сейчас у меня первый класс и надо начинать всё
сначала, но каждый раз по-новому.