Перед учителем стоят следующие задачи:
- замечать любые креативные проявления учащихся;
- создать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Знакомство с построением стиха. На этом этапе стоит задача научить чувствовать ритм, музыку, рифму стихов. Передавать свое настроение, свои представления об окружающем мире.
Сначала учащиеся сочиняют чистоговорки, проговаривают их, вслушиваются, изменяют, дополняют стихотворения.
Чу-чу-чу-чу – на Луну я полечу.
Га-га-га-га – съем кусочек пирога.
Ра-ра-ра-ра – у лисицы есть нора.
Ша-ша-ша –
Мама моет малыша.
Та-та-та –
У нас в доме чистота.
Ученикам по силам и предлагаемые ниже творческие задания на подбор рифмы.
В нашем доме на окошке
Сидят серенькие ________ .
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали ______ .
Постепенно ученики начинают чувствовать ритм стиха, а это основа стихосложения. Затем дети учатся подбирать рифму к словам.
косы – росы – покосы;
снежок – лужок – прыжок ;
синичка – водичка – птичка.
Большой интерес у детей вызывают простые
случаи литературной игры буриме. «Буриме» – это
игра, в которой участники придумывают
стихи на заданные рифмы. Например, дополнить
четверостишие по предложенным двум строчкам:
В чистом поле, в белом поле Было все белым, бело. ……………………………… ……………………………… |
В чистом поле, в белом поле Было все белым, бело. Только зайчик прыгал быстро, Оставляя след кругом. Соколов Вова |
Более сложный вариант:
______________________ Мила ______________________ разбила ______________________ Иван ______________________ стакан |
Моя дочка Мила Сегодня вазу разбила. А маленький сын Иван Разбил мой любимый стакан. Федоров Ростик |
______________________ дедушка ______________________ седой ______________________ дедушка ______________________ с бородой. |
Наш любимый дедушка Старый и седой. Очень милый дедушка С белой бородой. Павлова Адэль |
______________________ с холма ______________________ зима ______________________ вдали ______________________ журавли |
Скоро спустится с холма Распрекрасная зима. Клином тянутся вдали Дружной стаей журавли. Писарова Арина |
Проведение подобных игр стимулирует ребят на
создание собственных стихов. Конечно, стихи
разные по уровню, и по соответствию нормам
стихосложения, но главная задача – это поощрение
детского творчества, совершенствование техники
стиха, проведение поэтических разборов и
обсуждений.
Может возникнуть вопрос, какой смысл в
литературном творчестве, если оно не может
воспитать в ребенке будущего писателя, творца,
если оно составляет только краткое и
эпизодическое явление в развитии, которое потом
свертывается и иногда исчезает совершенно? Смысл
и значение этого творчества только в том, что оно
углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную
жизнь: впервые пробуждающуюся и настраивающуюся
на серьезный лад, и , наконец, значение его в том,
что оно позволяет ребенку , упражняя свои
творческие стремления и навыки, овладеть
человеческой речью, этим самым тонким и сложным
орудием формирования и передачи человеческой
мысли, человеческого чувства, человеческого
внутреннего мира.
Тема: Упражнение в правописании имен прилагательных.
Цели:
- развивать умение писать родовые окончания прилагательных;
- умение определять число прилагательных;
- развивать словотворчество учащихся.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Минутка калиграфии
– Вспомните изученные фразеологизмы.
– В каком из них есть прилагательное?
– Запишем « Варфоломеевская ночь» с
комментированием у доски.
– Определите число и род прилагательного.
– Вы нашли прилагательное в фразеологизме,
теперь – в северных загадках.
III. Якутские загадки
– Маленькая рыбка сто серебряных
монеток таскает. (Карась)
– На северной стороне шелковый платок
трепещется-колышется. (Северное сияние)
– Из загадок я выбираю слово платок, с которым
проведем игру.
IV. Игра «Только в рифму»
– Придумайте рифму к слову платок – … – … – …
– …
– А теперь подберите к слову платок, подходящие
по смыслу прилагательные.
V. Подбор прилагательных
Соревнование по рядам.
(Учитель пишет слово «платок» на доске, а
каждый ученик записывает подходящее
слово-прилагательное в столбик)
VI. Игра учащихся
– Придумайте свою игру и определите число
прилагательных.
(Например, ученик придумывает любое
прилагательное, а остальные ученики –
подходящее по смыслу имя существительное)
VII. Чистоговорки
– Предлагаю еще поиграть в народную игру –
чистоговорки.
– Учимся придумывать в рифму. Закончите:
Чу-чу-чу-чу… (Чу-чу-чу-чу я белье в тазу мочу)
Ра-ра-ра … (Ра-ра-ра у собаки конура)
– Можно заняться и стихосложением.
VIII. Стихосложение
– По последним словам четверостишия
придумайте свой вариант стихотворения
«Ветер» юкагирского поэта Николая Курилова,
жившего в с. Нелемное Республики
Саха (Якутия)
На доске:
…………. пляшет
…………. кружит
…………. наши
…………. сушит.
Авторский вариант:
Ветер пляшет,
Ветер кружит.
Ветер наши
Сети сушит.
Вариант учащихся класса:
Ветер пляшет,
Листья кружит.
На веревке наши
Вещи сушит.
IX. Предложение с шифром
– Найдите код и расшифруйте предложение: ы д ж а н д О в е о н н у л я м е р в а л ш о п а н о а з й о д о в с м о л с ы м о р о к .
Ответ: Однажды в лунное время пошла она за водой с коромыслом.
– Откуда это предложение? (Якутский миф «Девочка на луне»)
X. Итог урока
– Итог подведем в форме синквейна.
Cинквейн – стихотворная форма, где:
1 строчка – одно существительное;
2 строчка – два прилагательных;
3 строчка – три глагола;
4 строчка – одно итоговое слово.
Вариант учащихся:
Урок.
Веселый, интересный, игривый.
Повторяли, писали, сочиняли.
Здорово!
– Спасибо за урок.