Урок математики в 1-м классе по теме "Число и цифра 0"

Разделы: Начальная школа


Ключевым вопросом в современной начальной школе является проблема развития личности ребёнка. На этом уроке я  сочетала дидактическую задачу с воспитанием творческой личности. Специально подобранные задания дали мне возможность претворить в жизнь дифференцированный подход к детям и обеспечить успешное усвоение материала на данном уроке.
Урок достиг цели, так как поставленные задачи были выполнены. Учащимся на таком уроке было интересно. Он современен, так как используется компьютерная презентация, эмоционален, когда темп урока не позволял расслабиться и отвлечься, поэтому все на уроке были работоспособны и активны. Креативный подход в обучении математики положительно влиял на качество обучения, помогая развивать творческую личность, умственно активную, стремящуюся добывать знания; самостоятельно  решать проблемы, используя исследовательский характер обучения, развивая трудолюбие и прилежание.
Использование педагогических и информационных технологий является средством повышения качества обучения учащихся. Ведь человек усваивает 1/4 услышанного, 1/3 увиденного, 3/4 – в активной деятельности. Поэтому я считаю, что будущее школы именно за уроками, которые развивают творчески мыслящую личность, успешную в своих делах и обучаемую на основе личностно-ориентированного подхода учащихся.

Цели:

  • Создать условия для осмысленного знакомства с тем, что обозначает и как получается число 0, научить детей писать цифру 0
  • Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и смекалки
  • Воспитывать ответственность за выполняемые задания, развивая нравственные  качества и расширяя их кругозор

Оборудование: линейки, сигнальные круги с цифрами, цветные полоски, счётные палочки, индивидуальные карточки, диск  презентация, словарь Ожегова.

Доска: задания для индивидуальной работы на доске.

Предложения: Наша Родина – Россия. Наша малая Родина – город Шебекино.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Учитель:

Прозвенел и смолк звонок,
Всех позвал он на урок.

Дети, посмотрите у нас сегодня на уроке очень много гостей. Издавна русские люди говорили: «Гости в дом – радость в дом».

Ученик:

Гулять сегодня некогда.
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам,
И мы их удивим.

Ученица:

Наш весёлый 1 класс
Вам покажет всё сейчас.
То, чего достигли мы,
Находясь ещё в пути.

Учитель: Царица наук – Математика приглашает вас в путешествие.
– Дети, вы любите путешествовать?
– А кто знает,  зачем люди путешествуют?
– Вот и мы будем узнавать сегодня на уроке что-то новое, но сначала ответьте на мои вопросы

2. Актуализация знаний

Учитель:  Кто скажет, когда вас взвешивают на весах, то от какого числа ведётся  отсчёт?
Ожидаемый ответ: от 0.
Учитель:  Когда измеряют ваш рост, то откуда ведут отсчёт?
Ожидаемый ответ: от 0.
Учитель: С какого числа начались сегодняшние сутки?
Ожидаемый ответ: С нуля часов.
Учитель:  Значит нужно в жизни знать всё про число и цифру 0. Я приглашаю вас познакомиться с этим числом, путешествуя по теме урока, которую вы сами сформулировали.

Включаю 1 слайд Презентации. Читаем, о том, что  тема урока:  «Число и цифра 0».

3. Устный счёт

а) Индивидуальная работа, у доски 2 человека

1 ученик выполняет:                          2 ученик выполняет:
3 + 2          4 – 3       8 = 6 + *              7 + 2 ... 8             4 … 2
5 + 5          6 – 0       8 = * + 3              6 … 9 – 3            7 … 9

– А на чём вы будете путешествовать я, попрошу вас сконструировать самим. У вас на столах лежат листочки. На каждом листе есть точки с проставленными цифрами. Внимание! Надо соединить цифры отрезками в порядке возрастания. Задание понятно? Выполняйте! (Дети соединяют точки линейкой).
– Что за средство передвижения получилось для путешествия? (Ракета.) Но она взлетит только тогда, когда вы ответите на мои вопросы.

Вопрос 1. Из каких геометрических фигур она будет состоять, если соединить точки 4 и 6, 2 и 8? (Из треугольника, прямоугольника и трапеции)
Вопрос 2. Есть ли на ней квадрат, а круг? (Нет)
Вопрос 3. Поэтому, какому числу соответствует количество кругов и квадратов, которых нет? (Числу 0)

Учитель: На нашем пути 1 планета « Планета Конструкторская», которую мы уже успешно одолели и смоделировали ракеты.
– Настало время проверить детей, работающих на доске, а для этого возьмите полосочки с красным и зелёным цветом, если ребёнок сосчитал правильно ,показываете зелёный цвет, если нет – красный. (Идет проверка работы)

4. Арифметический диктант

Учитель: Ребята, летим дальше? Тогда читаем, какая следующая планета на нашем пути?

 Включаю слайд 2 Презентации. Помогаю прочитать «Планета Мозговая атака»

– Жители этой планеты вам предлагают поиграть в « Х и 0»   Хотите! Если вы будете с утверждением согласны, ставьте прямо в середине сконструированной вами ракеты – Х, не согласны ставьте – 0.Размещайте Х и 0 сверху  вниз.

Задания на слайде:

– Число последующее 9 это 10.
– Число предыдущее 8 это 9.
– Между 6 и 5 в ряду чисел 5.
– Увеличив 6 на 1, получишь 5.
– Уменьшив 7 на 2 получишь 5.
– В предложении «Знание – сила!» 2 слова.

– Внимание!  Полёт продолжаем! Прилетели на планету «Зоркий глаз».

Включаю – слайд 3 Презентации.  Ученики занимаются самопроверкой со слайда на этой планете.

– Встаньте дети, которые не сделали ниодной ошибки. Молодцы! Летим дальше и читаем, что за планета нас встречает.

Включаю – слайд 4 Презентации. Дети читают: «Остров любознательных» (Р1а, па3от, 100л)

– Что это за  загадки? (Это ребусы)
– Что за слово скрыто за 1 ребусом? (Родина)
– А как называется наша Родина? (Россия)
– А как называется наша малая родина, город,где ты родился? (Шебекино)
– А сколько лет отметил наш город со дня основания? (70)
– Отгадайте, 2 ребус? (Патриот)
– А кто такой патриот? (Человек, который любит свою родину).
– А, если хотите знать точнее кто это такой, обращайтесь к толковым словарям русского языка. Я сегодня предлагаю посмотреть и прочитать, что значит это слово по  «Словарю русского языка» С.Ожегова (Открываю и зачитываю)
– А теперь посмотрите внимательно на все три слова, скажите, чем они похожи? (В каждом есть какое-то число).
– Какое слово лишнее и почему? (Стол, оно на тему мебель и в нём 1 слог).
– А какое слово из ребусов содержит цифру 0? (Стол)

5. Работа над темой урока

а) Работа с наглядным материалом: со счётными палочками.

1 ученик работает у доски со своими палочками.

Учитель: Положите 4 палочки.
– Уберите 1
– Сколько осталось? (3)
– Уберите ещё 1.
– Сколько останется? (2)
– А, если убрать ещё1 (Ни одной)
Запишем последний пример в тетрадь: 1 – 1 = 0

Вывод: Число 0 показывает, что не останется ниодного предмета.

б) Игра «Ответь на вопрос» и покажи ответы на светофоре.

– Сколько в классе окон? (3)
– Сколько дверей? (1)
– Скажи употребляя число: подстричь наголо. (Под 0)
– Сколько в классе кроватей? (0)

Учитель: Летим дальше!  Включаю слайд 5 Презентации. Помогаю прочитать «Планета отдыха»

6. Физкультминутка-релаксация

Учитель:

Все легли, глаза закрыли.
Мысли разные ушли.
Напряженье улетело.
И расслаблено всё тело.
(Дети слушают музыку 30 секунд)
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Все встряхнулись,
Потянулись и друг
Другу улыбнулись.

7. Работа по учебнику

а) Коллективная

– Откройте стр 64.
– Рассмотрите верхний рисунок.
– Что показывает число под картинкой?
– Сколько листочков было на веточке? (3)
– Сколько осталось?(2)
– Как это записать? (3 – 1 = 2)
– Увеличилось или уменьшилось количество листочков? (Уменьшилось)
– Увеличилось или уменьшилось листочков на втором рисунке? (Уменьшилось)
– Как это записать? (2 – 1 = 1)
– А, что случится, если и последний упадёт? (Ниодного не останется)
– Как записать примером? (1 – 1 = 0)
– Что меньше 0 или 1? (0 меньше 1)

Включаю 6 слайд Презентации. Дети читают. Планета «Соображай-ка»

– Где место нуля в числовом ряду, если 0 меньше единицы?
– А задачу на смекалку решите?
– Стоит дуб, а на нём 3 ветки. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок всего?
– Молодцы! Справились с заданиями и на планете «Соображай-ка».

б) Работа в парах по учебнику (стр.65). Устное решение и объяснение простых задач.

 8. Работа в тетради на печатной основе

а) Показ учителем письма цифры 0

б) Разноуравневая работа

Учитель: Ребята, послушайте внимательно и определитесь сами, какое задание вы хотели  бы выполнить.

Группа заданий № 1

5 + 2 =               4 – 0 =
0 + 3 =               6 + 0 =

Группа заданий № 2

… + 7 = 7             8 – … = 8
… – 2 = 3             4 + … = 4

Взаимопроверка тетрадей.

9. Итог урока

Включаю слайд 7 Презентации.

Учитель: Путешествуем далее! На планете «Знай-ка» нас ждёт интересное задание. Нужно найти лишнее число среди чисел 0, 5, 10. (Дети высказывают свои точки зрения)

– Наш полёт подходит к концу и встречает нас планета, на которой мы живём. Кто, знает, как она называется? (Земля)

Включаю слайд 8 Презентации.  Дети читают: «Планета Земля».

10. Рефлексия

Учитель: Нарисуйте в тетради в нижнем правом углу солнышко, если вам на уроке было интересно, а тучку, если нет. А я вам за хорошую работу говорю: «Спасибо!»
Наш урок закончен.