Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чтоб хорошо учиться.
"Дошкольное детство - это важнейший период в становлении человека, ответственный период для развития многих психических процессов. Именно в дошкольном возрасте происходит совершенствование всех участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования у ребенка внимания, памяти, мышления, воображения, речи".
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Необходимо помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно вверенных методик, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте усвоить многое из того, чему раньше они начали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу - имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, развитие речи, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало очень важного периода школьного детства.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего детства.
Работая в детском саду более пятнадцати лет, я убедилась в том, что проводимые занятия по математике просто необходимы для формирования мыслительной деятельности, логического рассуждения ребенка. Я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Научить этому детей помогают математические занятия, где я использую занимательный материал, в который входят загадки, считалки, скороговорки, ребусы, головоломки, что облегчает запоминание математического материала.
Необходимо не только дать знания детям, но и научить последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение, уметь делать логические выводы, решать различные задания, умея доказывать правильность решения.
В комплексной работе по математическому развитию предполагается использование художественного слова. Метафоры, меткость и лаконичность образов, которые используют поэты, позволяют обогащать словарь детей. Рифма облегчает процесс запоминания стихотворных строк. Дети охотно пользуются ими в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.
На занятиях и в свободной деятельности я самостоятельно определяю объем и степень включения в работу стихотворного материала, считалок, загадок. Первоначальное знакомство со стихотворением или считалкой происходит на занятии по математике. Однако разучивание лучше всего я осуществляю в свободное время. После чего использование стихотворных строк при изучении математики применяю при работе с детьми. Запомнившиеся наизусть считалки используются детьми в различных ситуациях в повседневной жизни и в свободной игровой деятельности. Я поощряю речевую активность детей независимо от времени и места ее проявления.
Веселые задачи учат детей воображать, фантазировать, отвечать на вопросы, закрепляя количество и счет, форму, цвет, дети учатся анализировать, рассуждать, и доказывать.
Например:
На березе три толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тоненьких веточки. На каждой тоненькой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (Нисколько - на березе яблоки не растут.)
Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
Слушая такие задачи, ребенок представляет ситуацию, вживается в происходящие события. Тематика в задачках самая разнообразная: цветы, деревья, птицы, насекомые и, конечно же, сказочные герои. Именно такой подход позволяет расширить представления детей об окружающем мире.
Загадки находят свое применение в зависимости от целей познавательного общения. Их я использую на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в познавательных беседах. Затем подвожу детей к размышлению над загадкой, руковожу и направляю поисковую деятельность, наталкиваю на сравнения, которые доступны детям и могут привести их к нахождению ответа.
В своей педагогической деятельности я использую книгу В.В. Волиной "Праздник числа", которую рекомендую всем педагогам дошкольных учреждений. В этой книге кроме задач, логических игр, ребусов, много веселых стихов, загадок, скороговорок, пословиц. Весь этот материал не просто связан с тем или иным числом, но развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, тренирует внимание и память. "Да и кто сказал, что занятия математикой - а тем более с малышами! - непременно должны быть строгими, сухими и скучными. Пусть занятия с детьми станут царством смекалки, фантазии, игры, творчества!"
Игра-инсценировка:
"Геометрические фигуры на прогулке" для детей старшей группы.
Воспитатель рассказывает детям сказку о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат) по ходу, которой задает вопросы.
"Жили - были круг и треугольник (выходят двое детей в костюмах круга и треугольника).
Круг: "Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?" (дети отгадывают).
Треугольник: "Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам" (дети отгадывают).
И жили они вот в таком домике. И было им там очень тесно и неуютно.
Гуляли они как-то и увидели квадрата. Испугались Круг и Треугольник, спрятались за домик и думают: "Кто же это?"
- На круг похож? (Нет.) Почему? (Есть углы.)
- На треугольник похож? (Нет.) Посчитайте углы. (Четыре.)
Круг: "Пойдем, спросим, как его зовут". Вот они и познакомились:
"Я - круг. У меня нет углов. Я, как солнце, тарелка. Я могу катиться".
"Я - треугольник. У меня 3 угла и 3 стороны. Я похож на крышу".
Квадрат: "А меня зовут квадрат.
- 4 угла и 4 сторонки,
Похожи, точно родные сестренки.
В ворота меня не закатишь, как мяч,
И я за тобою не пущусь вскачь".
Затем круг и треугольник приглашают квадрата в дом.
Квадрат: "В вашем доме не хватает стен. Давайте, достроим домик. (Берет фломастер и рисует квадрат - "стены" под треугольником.) Получается домик. Вот сейчас я буду с вами жить. Все фигуры радуются и говорят:
- Ах, какой красивый дом,
Будем жить мы в нем втроем!!!