Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству "Рождение весны"для учащихся 6-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Расширить знания учащихся о пейзаже как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника, композитора, поэта и их выражения в творческой деятельности.
  • Учить видеть красоту природы в ее пробуждении.
  • Воспитывать любовь к природе.
  • Укреплять межпредметные связи (литература, музыка, изобразительное искусство).

Форма проведения – школьный вечер

Оформление зала: высказывания великих людей:

«Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своем воображении настроение.
Поэзия слова дает мысль, и по ней нужно создать образ и настроение, а музыка дает настроение, и по ней надобно воссоздать мысль и образ».

Н. Римский – Корсаков

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

Микеланджело Буонарроти

«На музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы».

Оноре Бальзак

«Без музыки я не мыслю жизнь».

И.Е.Репин.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ученик читает отрывок  из стихотворения Николая Заболоцкого «Вечер на Оке».

В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей…

Ведущий. Мы слушаем музыку. Не удивляйтесь. Наша встреча в царство живописи начинается с нее.

(Звучит отрывок из фортепианного цикла «Времена года»  Чайковского «Март»).

Звуки, то отрывистые, то протяжные, льются из-под смычка, переплетаются, рассыпаются брызгами. То радостные, то печальные, они слагаются в  мелодию. Скрипка плачет и у нас невольно сжимается сердце. Нам грустно. Но вот зазвучали светлые, словно озаренные солнцем аккорды. Они спешат, перегоняют друг друга, и на душе становится радостно. Что же заставляет нас пережить столько эмоций, столько разнообразных чувств?
Звуки. Из звуков возникает мелодия, рождается музыка. 

Теперь заглянем в рабочую тетрадь поэта.

Ученик читает  отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.:

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Ведущий. Свои мысли и чувства вкладывает автор в каждую строчку стихотворения. Чтобы ярче,  точнее выразить каждую мысль, он подбирает, ищет самые выразительные слова. Как аккорды из звуков, из слов слагаются фразы. Из фраз – повествование. Мы читаем, и сами становимся участниками событий. Так велика сила писательского слова.
Материал музыки – это звуки.
Материал, из которого писатель слагает свои произведения, – слово.
Краски – материал живописи, материал художника.
Как звуки, краски могут быть и радостными, и печальными. Художник выдавливает их из тюбиков на палитру, и палитра вспыхивает всеми цветами радуги.  «При одном виде своей палитры, – говорил Французский живописец Делакруа, – как воин при виде своего, художник сразу приобретает в себе уверенность и мужество». Столько возможностей для передачи настроений и чувств дает художнику его палитра.
В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на  литературные произведения.
Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно. События в книге следует одно за  другим. На картине все неподвижно. Она изображает только одно мгновение, словно зорким глазом наблюдал художник событие  жизни – эти события , живые сцены проносились перед ним  одно за другим, но художник говорил себе: «Нет, это еще не то, посмотрим, что будет дальше». Он наблюдал долго , настойчиво – и вдруг наступил момент, самый значительный, достойный стоять на картине века и художник приказал времени: «Мгновение, остановись!» – и красками на холсте запечатлел все, что увидел в этом неповторимом мгновении.

(На доске изображение картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»)

Ученик. Наступила весна, художник хотел написать картину.  Но первые дни, недели работа не клеилась. Стоял у окошка  смотрел на ветхую церковку, голые березы. Уже порозовели почки на березах, но на полях еще лежит снег. Весеннее тепло  и зимний холод существует бок о бок, как боль и радость, старость и юность, жизнь и смерть, как написал в стихотворении Ф.И.Тютчев.

Зима недаром злится, прошла ее пора –
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И все засуетилось,  все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет и на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет и пуще ей шумит…
Взбесилась ведьма злая и,  снегу захватя,
Пустила, убегая  в прекрасное дитя…
Весне и горя мало: умылася в снегу
И лишь румяней стала наперекор врагу.

Ведущий. Ничто не трогало в этом пейзаже сердца художника.
– Далеко еще до весны. Ой, как далеко говорил Алексей Кондратьевич.
Но, весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу.    
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Наскоро накинув халат, Саврасов настежь распахнул створки окна. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Вот оно! Началось!
Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата,   маленькими  зеркальцами заблестели первые лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку, они закружились в прозрачном весеннем воздухе, и унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопочут уже, кричат и радуются прилетевшие долгожданные гости. 
Грачи прилетели! Грачи прилетели! – напевал художник, набрасывая на  холсте согретые первым лучом весны деревья, и почерневшие избы,  и  маленькую церковку.  Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперь….  Да что теперь? Пришла весна. Был сон – пробуждается жизнь!
Почему же так долго не мог взяться художник за кисти и краски? Чего же он ждал, чего  ему не хватало?  Он ждал и, наконец,  долгожданный  момент, когда в природе вдруг стало все меняться. Теперь он мог показать природу в движении.  «Грачи прилетели!» – так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой.  В этой картине Алексей Кондратьевич Саврасов выразил все, что томило его, чего ожидал с таким нетерпением: первое дуновение весны.

Ученик читает стихотворение И.А.Бунина под музыку Э.Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно.

Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу зайчики трепещут.

Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковее греет
В затишье гумен и дворов.

Весна, весна! И все ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.

Ведущий. Перед нами картина   В.Н.Бакшеева  «Голубая весна». В искусстве Бакшеева ясно ощущается связь с лирической линией русского пейзажа.
«Голубая весна» – это рассказ о вечно юной природе. Прекрасно переданы в этой картине ясная голубизна небес,  проглядывающая сквозь хрупкие, еще не зазеленевшие ветви, нежные розоватые стволы берез, пробуждающаяся к жизни земля,  согретая теплыми лучами. Все в этой картине овеяно трепетным дыханием жизни.

Звучит музыка С.Рахманинова «Весенние воды». На доске картина И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

Ведущий. Почти все пейзажи И.И.Левитана музыкальны. Его живопись поет. Поют краски, поют линии. Поет сама природа, изображенная на холсте. Вот его прославленная картина «Весна. Большая вода». Ее мажорно – минорное звучание перекликается с «Грачами» Саврасова.
У Левитана все запело, зазвучало, прониклось музыкальным строем, все внешнее и случайное исполнилось особенного смысла, и потому полнее вылилась в живописи скорбно – радостная, чуткая душа художника… Тонкие, как свечки, по – девичьи стройные березки выглядят , как те самые березы, которые  искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо… Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно – жалобной свирели;  из этого хора  вырываются отдельные сильные голоса более могучих стволов…

Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева.

Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Они  гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Ведущий. Радостное приятие мира отражается и в картине «Март». Художник отображает самое начало  весны, когда еще не бегут шумные ручьи, не слышно гомона птиц. Но уже теплые лучи весеннего солнца начинают согревать землю. И вот этот мягкий солнечный свет, разлитый в картине, прежде всего и вызывает ощущение наступления весны. Все словно замерло кругом, согретое солнечным теплом. Не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег глубокие тени, гладкая стена дома залита золотистым светом, тихо стоит, погрузившись в дрему, лошадка у крыльца. Под действием солнечных лучей снег на крыше начал подтаивать; глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою белизну. В прозрачном воздухе  особенно интенсивно звучат голубой цвет бездонного  неба, синие тени на снегу. Этот звонкий цвет  в гармонически ясное и светлое настроение картины ноту ликующей, бездумной радости, созвучной ощущению весны. Полное безлюдье пейзажа  помогает почувствовать тишину, разлитую вокруг, погрузиться в созерцание внутренней жизни природы.

Ученик читает стихотворение И.З.Сурикова.

Весной всего милей мне жаворонок звонкий.
И пение его отрадно слышать мне.
В полях еще лежит снег пеленою тонкой,
А он уже поет песнь громкую весне.

Доволен долею он скромного поэта;
Кружася в вышине, он счастлив без конца.
Творит он песнь свою средь воздуха и света.

Его не уловить внимательному взгляду, –
Доступен он вверху лишь солнечным лучам;
В блаженстве творчества находит он награду
За песни, за любовь к весне и небесам.

Над полем,  в воздухе,  для глаз недостижимый,
Он реет, потонув в роскошном блеске дня, –
И льется песнь его и носится незримо,
От утренней зари до вечера звеня.

На доске появляется картина В.К.Бяльницкого – Бирули «Лед прошел». Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева под музыку Прелюдии соль мажор С.Рахманинова.

Смотри как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.

На солнце радужно блистая,
Иль ночью в поздней темноте,
Но все, неизбежимо тая,
Они плывут к одной мете.

Все вместе – малые, большие,
Утратив нежный образ свой,
Все –  безразличны, как стихия, –
Сольются с бездной роковой.

О, нашей мысли обольщенье,
Ты человеческое  Я,
Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя?

Ведущий. Природа пробудилась после долгих зимних дней. Зашумели воды, лиловой дымкой окутались деревья, воздух насыщен влагой. Цветовая гамма красок дает возможность почувствовать и глубокую синь реки, и пасмурное небо. Эта гамма сообщает единство картине.

Ученик читает стихотворение А.Н.Плещеева.

Весна

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят,
«Весна!» – читаешь в каждом взоре;
И тот как празднику ей рад,
Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

 Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят, кто больше всех
Природы любит обновленье!

Ведущий.

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

И.А.Бунин.

Друзья, вечер подошел к концу.
Любите и берегите природу!