Классный час "Друг — это тот, кто рядом"

Разделы: Классное руководство


Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так…
Если сразу не разберёшь-
Плох он или хорош,
Парня в горы тяни - рискни,
Не бросай одного его,
Только в связке одной с тобой
Сам поймёшь, кто такой.

В. Высоцкий

Методический комментарий: подготовка к классному часу на нравственную тему в 5-м классе разработана с учетом возрастных и психологических особенностей данного класса. Учащимся будет предложено подготовить пословицы и поговорки о дружбе, подключить родителей к обсуждению данной темы.

Задачи классного часа:

  1. Совместно с учащимися обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы и ее значение в жизни каждого человека.
  2. Способствовать формированию умения высказывать своё мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению своих одноклассников по обсуждаемой теме.
  3. Воспитывать стремление быть настоящим другом, способствовать формированию самооценки своих поступков в дружбе.

Форма проведения: нравственная беседа.

Подготовительная работа к классному часу:

  1. Подготовка ситуаций для анализа учащимися по теме классного часа (см. Приложение 1).
  2. Анкетирование учащихся (см. Приложение 2).
  3. Конкурс – защита пословиц и поговорок о дружбе (см. Приложение 3).
  4. Создание классной газеты “ Невыдуманные истории о дружбе, которые нам хотелось рассказать”.
  5. Конкурс семейного рассказа “Дружба в рассказах мам и пап”.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Наш разговор будет посвящён очень важному состоянию, в котором может или не может пребывать человек. Это состояние заключено в короткое, но очень важное для каждого из нас слово. Это слово – ДРУЖБА.

Известный историк древности Платон сказал, что “ дружба – это соучастие в благих делах и испытаниях”.

Это состояние воспето в стихах и песнях, о нём говорили и говорят писатели и учёные, а алхимики современности пытаются изобрести эликсир дружбы. Выпил его – и у тебя появились друзья. Не захотел его принимать – нет друзей, нет обязательств, ты свободен.

По разному трактуется слово “ДРУЖБА”.

Кто-то говорит, что дружба – это схожесть интересов, внутренняя потребность быть рядом.

Другие говорят, что дружба – это внешняя схожесть людей, схожесть их характеров.

Недаром говорится: “ Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.

А как вы понимаете слова “ДРУГ и ДРУЖБА”?

  • Дискуссия учащихся о значении дружбы в жизни каждого человека.
  • Обсуждение результатов анкетирования.
  1. Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
  2. Какими качествами должен обладать твой друг, чтобы ты мог сказать о нем только самые хорошие слова? Наиболее часто употребляемые качества в ответах: верность, сдержанность, умение выслушать, понимание, умение сказать правду, откровенность.
  3. Считаешь ли ты себя хорошим другом?
  4. Каким твоим личным качествам твои друзья могут дать высокую оценку? Доброта, умение прощать, умение радоваться успехам друга, взаимопомощь, честность.
  5. Нужно ли прощать в дружбе?
  6. По твоему мнению, настоящую дружбу можно проверить только трудностями или радостями она тоже проверяется?
  7. Если друг справедливо и честно оценивает тебя и твои поступки, нужно ли на это обижаться?
  8. Может ли зависть убить дружбу?
  9. Нужно ли прощать другу предательство?
  10. Как можно вернуть дружбу, если ты незаслуженно обидел своего друга?

Классный руководитель: спасибо, ребята, за помощь. Ответы учеников нашего класса разнообразны и очень убедительны. Многие подтвердили мысль о том, что дружба – это очень важное состояние, в котором им хотелось бы пребывать и дальше. Многие ребята нашего класса – хорошие друзья, но кто-то, может быть, разочаровался в дружбе, ожидая от неё чего-то большего.

Дискуссия по вопросам:

  • Как вы подходите к выбору своих друзей?
  • Можно ли прожить жизнь, не имея друзей?
  • Кто был вашим первым другом?

Конкурс: защита пословиц и поговорок о дружбе. Защита рассказов учащимися.

Время ситуаций. Открытый марафон.

Для того чтобы высказать своё мнение по каждой из приведённых ситуаций, предлагается следующий порядок работы.

Каждая ситуация зачитывается. Ребята, которые хотят высказать своё мнение, выходят к трибуне, на которой прикреплены следующие слова: “Открытая трибуна”.

Ребята должны придерживаться основного правила: каждый имеет право на своё мнение. Все мнения принимаются.

Классный руководитель:

Это высказывание и два стихотворения написаны в разное время, в разных странах, людьми совершенно разных профессий, вероисповеданий и сословий, но пишут они об одном и том же и очень важном.

Именно они говорят нам о том, что ДРУЖБА - очень сосуд хрупкий. Он может разбиться, если человек не умеет или не хочет обращаться с ним бережно, не владеет законами его хранения.

Учащиеся зачитывают стихи и высказывание.

Если плачущие разделяют чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими…

Сорадование служит доказательством не только того, что ты чист от завистливости, но и от того, что в сердце твоём поселилась любовь.

Иоанн Златоуст.

Тот, кто в беде бросает друга,
Когда ему живётся туго,
Кто сердце не готов отдать
Тому, кто вынужден страдать,
Кто сам страдает безутешно,
Когда дела идут успешно
У друга первого его-
Достоин только одного:
Неумолимого презренья.
Добрый друг не только тот,
Кто перед нами спину гнёт,
К уловкам прибегая лисьим!
Но кто в поступках независим,
Удачу иль беду твою
Воспримет так же, как свою,
Кто за тебя горою встанет,
Не подведёт и не обманет

Альбрехт Дюрер.

Радость в мой дом пришла.
Поздравляют друзья.
Лишь один,
Почему-то не выдержав искуса,
Помрачнел
И, потухшую трубку грызя,
Наблюдает за радостью искоса.
Ну, а если б несчастье со мною стряслось,
Если б в душу недуги вонзились, как лезвия,
К моему изголовью склонился б небось,
Сокрушаясь и соболезнуя.
Часто дружба, к своей устремившись звезде,
Вдруг замрёт на каком-то градусе…
Кто сказал: человек познаётся в беде?
Человек раскрывается в радости!

Леонид Вышеславский.

  • Как вы думаете, испытали ли авторы стихотворений и высказывания разочарования в дружбе?
  • Может ли дружба в полной мере проявиться в экстремальных ситуациях?
  • Какие законы сохранения дружбы вы можете предложить?
  • Каких законов в дружбе придерживаются ваши родители?

Презентация классной газеты “Невыдуманные истории о дружбе, которые нам хотелось рассказать”.

Ребята рассказывают в газете о своих друзьях, с использованием фото, собственные рассуждения о дружбе.

Конкурс семейного рассказа “Дружба в рассказах мам и пап”

Анализируя ваши рассуждения, мы все ещё раз убедились в том, что без дружбы планета Земля перестала бы существовать, а люди перестали бы быть людьми. Из нашего обихода исчезли бы дружественные пожатия и тёплые взгляды, идущие от сердца слова и радость встречи, участие и сочувствие, доброта и понимание.

Очень хочется, что бы дружба никогда не покидала нашу землю, а слово “друг” было самым главным и важным словом после слова “семья”.

Для того чтобы ваша дружба сохранялась, её необходимо оберегать. В этом вам поможет напутствие, которое вы получили. Пусть оно поможет вам тогда, когда ваша дружба будет проходить испытание на прочность. (Приложение 4)