Урок географии "Япония — обзорная тематика по стране"

Разделы: География


Цель урока:  познакомить учащихся  с историей, географией Японии,  дать   краткую обзорную характеристику Японии.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с государством Япония
  • Рассказать о географическом расположении государства
  • Дать краткую информацию об истории создания японской империи
  • Статистические данные Японии – площадь территории, плотность населения, количество населения , информационная справка
  • Рассмотреть традиции Японии
  • Показать национальный японский танец
  • Прослушать японскую музыку, определить ее стиль
  • Принять участие в чайной церемонии
  • Попробовать  искусство оригами.
  • Отгадать кроссворд о Японии
  • Рассказать об интересных фактах  государства –Япония.

Оборудование:

  • Географическая карта Японии
  • Доска, мел.
  • Интерактивная доска
  • Мультимедийная система
  • Проектор
  • Листки цветной бумаги
  • Тетради, контурные карты
  • Цветные карандаши, черная паста, ручка
  • Презентационная программа
  • Чашечки (пиалы) для чая
  • Музыкальный диск (мелодии Японии)
  • Веер

Участники:

  • Учитель (желательно в одежде японского стиля)
  • Учащиеся класса (помощницы учителя в японской одежде – 2 человека)
  • Учащиеся, которые танцуют японский  танец – 2 человека(девочки)
  • Учащиеся класса.

Оформление класса:

Парты стоят по периметру, центр классной комнаты освобожден, на доске написана тема урока, цель. Висит карта «Япония. Физическая карта.»
На интерактивной доске через проектор настроен показ презентации, звучит спокойная японская музыка.
На столах учащихся с краю стола находятся салфетка, на которой стоит пиала для чая, перед учеником лежит атлас по географии, тетрадь, контурные карты с контурами Японии. справа на столе – ручка, цветные карандаши, лист цветной бумаги (желательно с одной стороны – белая, а с другой цветная).

Методы формы.

Объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, рассказ; коллективная, индивидуальная групповая, дифференцированная.

Тип урока.

Подготовка к изучению материала.

Межпредметные связи.

История: прошлое Японии, династия императора; труд – изготовление фигурок из бумаги, заваривание чая; музыка и хореография – танец.

Термины и понятия.

Оригами, самурай, сакура, бансай, го, буси.

ХОД УРОКА

Учащиеся рассаживаются за столы, на которых находятся все  необходимые для работы принадлежности. Звучит спокойная японская музыка.

В класс входит учитель в национальной  японской одежде, кланяется детям по обычаю японцев. Учащиеся встают и также кланяются учителю (руки вдоль тела, склоняя корпус в пояснице). Это есть приветствие учителя и учеников.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня у нас с вами необычный урок, урок – путешествие в одну из самых необычных стран мира. Она  расположена на востоке Евразии, ее называют страной восходящего солнца, сами жители этой страны зовут ее на своем языке – Ниппон. Символом этой страны является красивый и нежный цветок – хризантема. На государственном флаге этого государства, на белом фоне – красное солнце.
Обратите внимание, что сейчас на экране перед вами еще один символ Японии, но не названный мной – это конечно  сакура, сорт японской вишни, особенно почитаемый  японцами во время цветения.  (Приложение, слайд № 1)
Давайте сейчас немного попутешествуем по этой  экзотической стране и как можно больше узнаем о ней интересного и увлекательного.

Откройте, пожалуйста, свои атласы на странице, где изображена Япония.

  • Япония – это горная страна с огромными лесными массивами  и более чем 200 вулканов, четверть которых сохраняет активность.
  • Япония – расположена на стыке  Филиппинской и Тихоокеанской плит, отсюда и частые землетрясения, количество которых за год достигает 1500.                                          (Приложение, слайд № 2)
  • Япония представляет собой цепь вулканических островов на фоне кристально чистой глади Тихого океана. Четыре главных острова Японии –  Хоккайдо, Хонсю, Сикоку, Кюсю.

Площадь – 377 835 кв.км. Побережье –  29 751 км. Столица – ТОКИО.Язык – японский. (Приложение, слайд № 3)
Так самый северный остров Японии носит название – Хоккайдо.

Девочка помощница выносит вырезанный из ватмана контур острова Хоккайдо и кладет его на пол.

– На этом острове самые холодные зимы, крупнейшим городом является город  Саппоро;  этот остров находится на границе с нашим государством Россия через проливы Лаперуза (о. Сахалин) и Кунаширский пролив (о. Курильские). Здесь проживает самый древний народ Японии – айны.
На ваших контурных картах давайте найдем этот остров и подпишем его название, а также город, и народ проживающий здесь.
Самым крупным островом Японии является остров – Хонсю.

Девочка помощница выносит вырезанный из ватмана контур острова Хонсю  и кладет его на пол рядом с первым островом, соблюдая последовательность расположения   островов.

– На этом острове находилась древняя столица Японии – Киото, а также нынешняя столица – ТОКИО, этот остров известен расположением на нем высочайшей вершины Японии – горы Фудзияма. (Приложение, слайд № 4)
Особую архитектуру имеют почти все строения Японии, расположенные в провинциях, особенно на этом острове. (Приложение, слайд № 5)
Сам же город Токио – это сердце современной Японии, где развитая сфера услуг: банковский сектор, страхование, машиностроение(самолеты, мотоциклы ,автомобили, железнодорожные составы); микроэлектроника. (Приложение, слайд № 6)
Население Японии – 127 млн. человек. Плотность населения – 336 чел. на 1 кв. км. В ТОКИО проживает – 12 млн.чел. В Токийской агломерации – 29 млн.чел. Площадь Токио –    2 166 кв.км. (Приложение, слайд № 7)
Здесь на территории этого острова есть  достопримечательность – буддийские храмы, которые напоминают нам об истории великой японской провинции. (Приложение, слайды 9, 10, 11)
На этом  острове защищая династию своего правителя  верой служили воины Японии – самураи. (Приложение, слайд № 12)
Слово самурай означает «слуга», другое слово, означающее самурая, – «буси» – воин.
Около 500 лет тому назад в Японии армии самураев  охраняли земли местных феодалов. Каждый самурай имел   право носить 2 меча: большой и малый. Большой для  битвы, малый для совершения харакири.
На севере острова Хонсю есть единственные приматы, которые могут жить среди снега и льда – макаки. – небольшие узконосые обезьяны. (Приложение, слайд № 13)
Хозяйственная деятельность жителей острова, да и всей Японии – выращивание риса. Это их хлеб, завтрак на языке японцев звучит – ранний рис, обед – полуденный рис, ужин – вечерний рис. Рис – это богатство Японии и самих жителей этой страны. (Приложение, слайд № 14)

– Сейчас мы с вами подпишем в контурных картах остров Хонсю и нанесем на него объекты, которые нам уже известны – Токио, г. Фудзияма, отметим цветом  территории выращивания риса и покажем условными знаками, где находится территория обитания макак, и где находится древняя столица Японии – Киото, буддийские храмы.
Наше путешествие продолжается и из четырех островов, наиболее крупных мы назовем с вами, конечно, тот который находится южнее Хонсю.
Этим маленьким островом в этом архипелаге можно назвать остров  – Сикоку.

Девочка помощница выносит вырезанный из ватмана контур острова Сикоку   и кладет его на пол рядом с островом Хонсю, соблюдая последовательность расположения   островов.

– Маленький, зеленый остров, утопленный среди своих собратьев и почти не заметен среди них, он тихо живет своей жизнью, где каждый японец наслаждается чистейшим воздухом и любуется прозрачными чистыми водами тихого океана.
На контурную карту нанесем остров, то есть подпишем его и океан, который омывает всю страну на востоке.
Завершает цепочку крупных островов архипелага – остров Кюсю.

Девочка помощница выносит вырезанный из ватмана контур острова Кюсю   и кладет его на пол рядом с островом Хонсю и Сикоку, соблюдая последовательность расположения   островов.

– Как видите, у нас вырисовалась полная картина – карта Японии, страны восходящего солнца, страны Ниппон.
На этом острове как в прочем и на других одним их занятий жителей является – вырастить ценные сорта чая. Очень  трепетно они относятся к  выращиванию чая. А особенно трогательна их чайная церемония. (Приложение, слайд № 15)
Любят японцы выращивать уменьшенные версии деревьев, ухаживать за ними, разговаривать, доверять свои тайны. Эти деревца они высаживают в горшки и подрезают их так, что они не вырастают более 60 сантиметров. (Приложение, слайд № 16)
В свободное время японцы очень веселый народ любит играть в национальные шашки – го, ходить  в кинотеатры, смотреть анимационные фильм, театр, танцы. (Приложение, слайды № 18,19)

– Сейчас я предлагаю вам во время церемонии чаепития просмотреть танец японских девушек. (Приложение, слайд № 20)

Девочки помощницы проходят и наливают чай в пиалы. Звучит музыка «Миллион алых роз» на японском языке в исполнении Фабрики звезд-5. Девочки – танцовщицы исполняют танец с веерами. (Приложение, слайд № 21)

– Теперь мы сможем нанести на контурную карту наш остров и подписать его. В Японии есть древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Давайте мы с вами станем на несколько минут японскими мальчишками и девчонками и попробуем овладеть этим искусством. Я предлагаю вам из листов цветной бумаги сложить парусную шлюпку оригами.

Для того чтобы сложить эту шлюпку, вам понадобится квадратный лист тонкой бумаги: белой с одной стороны и цветной с другой.

  1. Расположите лист бумаги белой стороной кверху. Сложите его пополам, чтобы образовалась складка, затем снова разверните.
  2. Согните боковые стороны листа к середине
  3. Сложите бумагу пополам, соединив верхний угол с нижним.
  4. Переверните бумагу и согните боковые короткие стороны к середине.
  5. Поднимите верхний слой бумаги и загните его как можно дальше
  6. Загните острый угол кверху. Поднимите верхний слой бумаги, чтобы получился парус.

– Ну вот! Молодцы! Вы овладели древним искусством оригами. (Приложение, слайд № 22)

– И в завершение нашего урока давайте повторим, что мы сегодня узнали. Для этого вам нужно отгадать кроссворд «ВУЛКАН ФУДЗИЯМА» и если вы ответите на все вопросы, то вы хорошо запомнили наше путешествие по стране сакуры, хризантем, солнца и удивительных людей с их традициями и культурой. (Приложение, слайд № 25)

– Мы немало узнали о стране, но еще много интересного и более подробно вы узнаете о ней на других уроках.

Домашнее задание: В контурных картах обозначить проливы, моря, омывающие Японию, подписать географические объекты, пользуясь атласом, для дальнейшего изучения Японии на следующих уроках, прочитать тему в учебнике и ответить на вопросы по теме в конце параграфа.

– До свидания, спасибо за урок.

Учитель кланяется ученикам, учащиеся поднимаются со своих мест и также кланяются учителю.

Литература:

1. Душина И.В., Коринская В.А.,  Учебник географии 7 класс, «География   материков и океанов»,«Просвещение», М., 2008 г.
2. Географический атлас, 7 класс.
3. Япония, современная электроника и цветы сакуры, буклет DeAGOSTINI, 2003 г.
4. Токио, сердце современной Японии, буклет DeAGOSTINI, 2003 г.
5. «Открой мир с Волли!», детский журнал, выпуск № 17, 2005 г.