Учебник: «Мир и человек», 4 класс (в двух частях), авторы: А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан, О.В. Бурский, рекомендованной МО РФ.
Пояснительная записка
Модифицированная программа учителя Топтуновой
М.В. по курсу «Окружающий мир» через
Гражданское образование» в 4 классе
разработана на основе государственной программы
для 4-х летней школы А. Вахрушева, А. Раутиан
«Окружающий мир», первой его части, рассчитанный
на один час в неделю, всего 34 часа, издательство
«Просвещение», 2008г, рекомендованной и допущенной
МО РФ и программы «Гражданское образование в
начальной школе», разработанной в рамках
эксперимента школы по теме «Становление
социальной зрелости учащихся в системе
непрерывного гражданского образования». Решение
о создании интегрированного курса «Окружающий
мир и гражданское образование» было принято на
педсовете № 1 от 28.08.2008 г.
В начальной школе одной из важнейших задач
является формирование правовой культуры детей.
Одно из основных направлений в реализации данной
задачи это знакомство с международными
правовыми документами – «Декларацией прав
ребенка», «Конвенцией о правах ребенка»,
«Всеобщей декларацией прав человека», – их
осмысление; призвана способствовать рождению и
становлению правового самосознания у детей, а
так же расширению ориентации младших школьников
в пространстве и времени. Задачи начального
образования в начальной школе реализуются через
систему уроков по курсу «Окружающий мир».
Для удобства изучения программного материала
учащимися 4 класса, темы курса «Окружающий мир» в
авторизованной программе даны в порядке,
предложенном учебником, а также сформулированы,
как в учебнике. Все темы, предлагаемые программой
А. Вахрушева, сохранены.
Данная авторизованная программа включает весь
материал, предусмотренный государственной
программой, содержит обязательный минимум
начального образования по данному предмету. И
соответствует требованиям к выпускнику
начальной школы.
Модифицированная программа «Окружающий мир» через Гражданское образование»
Тема |
Государственная программа, часы |
Авторизованная программа, часы |
Окружающий мир Тело человека как
самостоятельный организм. Гражданское образование «Ребенком является каждый человек до
достижения 18-летнего возраста…» (ст.1,
«Конвенция о правах ребенка») |
|
|
Окружающий мир Место человека в биосфере Земли. Гражданское образование «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст. 6) |
|
|
Окружающий мир Биосфера и происхождение человека. Гражданское образование «Родители и члены семьи несут
ответственность за ребенка по закону» (ст.5) |
|
|
Окружающий мир Происхождение рукотворного мира. Гражданское образование «Каждый ребенок имеет право на образование»
(ст. 28) |
|
|
Окружающий мир Как нам жить? Гражданское образование «Ребенку должны предоставляться возможности
свободно развиваться духовно, умственно и
физически» (ст. 27) |
|
|
Итого: Окружающий мир | 34 |
34 |
Итого: Гражданское образование |
|
32 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема |
Количество часов |
Дата |
Как устроен организм человека. Включение в процесс самопознания |
1 |
|
|
Кожа – «пограничник организма» Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, религии. |
1 |
|
|
Как человек двигается. Включение в процесс самопознание |
1 |
||
Путешествие бутерброда. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. |
1 |
||
Как удаляются ненужные вещества. | 1 |
||
Для чего и как мы дышим. Мир семьи. |
1 |
||
Волшебная восьмерка. Все люди рождаются свободными и равными в правах. |
1 |
||
Что такое кровь. | 1 |
||
Почему наш организм работает слаженно. Выявление особенностей характера. |
1 |
||
Окна в окружающий мир. Выявление интересов. |
1 |
||
Многогранный мир чувств. Выявление особенностей характера, интересов, чувств. |
1 |
||
Родители и дети. Знакомство с различными социальными ролями. |
1 |
||
От чего мы иногда болеем. Мир семьи. |
1 |
||
Наши предки – древесные жители. Осмысление понятий «старина», «предки», «потомки, «поколение». |
1 |
||
На заре человечества. «Мировое древо» как символ взаимосвязи времен. |
1 |
||
Проверочная работа. Родословная. |
1 |
||
Рукотворная жизнь. Понятие «человек», «общество». |
1 |
||
На службе у человека. Будущая профессия. |
1 |
||
Как стать сильным. Будущая профессия. |
1 |
||
Как человек использует свойства воды. Социальный проект «Чистый водоем». |
1 |
||
Как человек использует свойства воды. Защита проектов «Чистый водоем». |
1 |
||
Как человек использует свойства воздуха. Предназначение человека. |
1 |
||
Горные породы и минералы. Конституция Российской Федерации. |
1 |
||
Металлы. Права и обязанности граждан. |
1 |
||
Приручение огня. Будущая профессия. |
1 |
||
Невидимая сила. Будущая профессия. |
1 |
||
Чудо – волны. Взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущем. |
1 |
||
Человек проникает в тайны природы. Общий дом всего человечества – планета Земля. |
1 |
||
Как нам жить. «Мое здоровье» |
1 |
||
Как нам жить. Что такое взросление. |
1 |
||
Как нам жить. Социальный проект «Подарок школе» |
1 |
||
Проверочная работа. | 1 |
||
Основы выживания. Осмысление понятий «дом», «Родина». |
1 |
||
Завоевание биосферы. Осмысление понятий «отечество», «мир». |
1 |
||
Итог: | Окружающий мир Гражданское образование |
34 |
|
Реферативное описание разделов программы
«Окружающий мир» через Гражданское образование»
Окружающий мир. Тело человека как самостоятельный организм – 15 часов.Устройство человека. Система органов тела. Кожа. Движение человека. Мышцы. Пищеварение. Органы дыхания. Кровь. Мозг. Органы чувств. Микробы.
Гражданское образование. «Ребенком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста…» (ст.1, «Конвенция о правах ребенка») – 5 часов. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Включение в процесс самопознания. Выявление особенностей характера, интересов, чувств. «Ты имеешь право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи» (ст. 7) – 4 часа. Знакомство с различными социальными ролями человека. Мир семьи. «В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами» (ст. 29, п. 1) – 4 часа. Все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола, религии.
Окружающий мир. Место человека в биосфере Земли – 5 часов. Сходство питания. Специфика человека. Безотходное производство. Разделение труда.
Гражданское образование. «Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст. 6) – 5 часов. Получение и расширение представлений об общим доме всего человечества – планете Земля. Осмысление понятий «дом», «родина», «отечество», «мир», «Россия»
Окружающий мир. Биосфера и происхождение человека – 3 часа. Основа выживания. Изготовление орудий труда. Завоевание биосферы.
Гражданское образование.«Родители и члены семьи несут ответственность за ребенка по закону» (ст. 5) – 1 час. Взаимосвязь между прошлым, настоящим и будущем. Осмысление понятий «старина», «предки», «потомки», «поколение».«Общая и одинаковая ответственность обоих родителей за воспитание и развитие ребенка» (ст. 18) – 2 часа. Родословная. «Мировое древо» как символ взаимосвязи времен.
Окружающий мир. Происхождение рукотворного мира – 7 часов. Экологическая система. Роль науки в жизни человека. Вода. Воздух. Горные породы. Звук. Электричество.
Гражданское образование. «Каждый ребенок имеет право на образование» (ст. 28) – 1 час. Конституция РФ. Права и обязанности граждан.«Ребенок должен иметь доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников» (ст. 17) – 2 часа. Понятия «человек», «общество». Предназначение человека.«Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе» (Преамбула Конвенции, ст. 29, п.1 ) – 4 часа. Будущая профессия. Социальный проект «Чистый водоем».
Окружающий мир. Как нам жить – 4 часа. Развитие цивилизации. Два пути человечества.
Гражданское образование. «Ребенку должны предоставляться возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически» (ст. 27) – 2 часа. Понятие здорового образа жизни как основы самореализации личности. Что такое взросление.«Ребенок имеет право свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством» (ст. 31, п. 2) – 2 часа. Осмысление общечеловеческих ценностей и нравственных понятий. Социальный проект «Подарок школе»
Заключение
Модифицированная программа по курсу «Окружающий
мир» через Гражданское образование», для 4
класса, разработана на основе государственной
программы «Мир и человек», А.А.
Вахрушев, А.С. Раутиан, Программы
общеобразовательных учреждений. Начальные
классы (1–4), Москва, «Просвещение», 2008г. и
программы «Гражданское образование в начальной
школе», разработанной в рамках эксперимента по
проблеме «Становление социальной зрелости
учащихся в системе непрерывного гражданского
образования».
Данная программа содержит все основные темы и
разделы государственной программы и программы
«Гражданское образование в начальной школы»,
разработанной в рамках эксперимента по теме
«Становление социальной зрелости учащихся в
системе непрерывного гражданского образования».
Таким образом, данная программа учителя
Топтуновой М.В. может быть использована для
проведения уроков «Окружающий мир» через
Гражданское образование» в 4 классе