Структура традиционных библиотечных уроков не
отвечает требованиям времени. Одна из основных
задач нашего лицея – задача подготовки
выпускников, успешно интегрирующихся в
современное общество, т.е. умеющих и готовых
искать необходимую информацию, используя не
только традиционные источники – книги, брошюры,
периодику. Сегодня наш
информационно-образовательный центр, располагая
необходимыми ресурсами, готов помочь ученикам в
реализации этой задачи. Как это может
происходить, мы постараемся показать на примере
нашего мастер-класса «Поисковая работа с помощью
нетрадиционных носителей информации».
Нетрадиционные носители информации – это
обучающие CD и DVD-диски.
В нашем информационно-образовательном центре
третий год существует регулярно пополняемая медиатека
(специально созданная картотека позволяет
увидеть весь перечень имеющихся дисков по
предметам и темам). Постараюсь кратко
представить ее содержание:
- Это диски серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» практически по всем школьным предметам;
- Репетиторы по русскому языку, литературе, математике, физике, биологии, английскому, химии;
- Диски серии «Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Практический курс»;
- Диски серии «Познавательная коллекция», «Интерактивный справочник», «Интерактивная энциклопедия науки и техники»;
- Диски серии «Административное управление образовательным учреждением»;
- Диски, где представлены звуковые сценарии праздников, фонограммы, литературно-художественные композиции, тематические музыкальные подборки для проведения различных мероприятий, общеразвивающие и логопедические программы;
- Наибольшим спросом у ребят пользуются «Спортивная энциклопедия Кирилла и Мефодия» и «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» – современная мультимедийная энциклопедия, о ней хочется рассказать поподробнее (показ на проекторе и рассказ о ней);
- Лидер по рейтингу запросов среди учеников – «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», которая установлена на всех компьютерах нашего информационного центра.
И сейчас я предлагаю перейти к практической
части нашей встречи. Для этого вы должны
погрузиться в новую для вас роль – роль
учащихся-пользователей электронных изданий.
Приглашаются 10 человек, умеющих обращаться с
компьютером на уровне пользователя. Остальные
могут присоединиться и помогать коллегам.
Пожалуйста, выбирайте карточки с Вашими новыми
ролями и заданиями, при выполнении которых Вам
поможет самый востребованный из электронных
справочников нашего информационного центра –
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Задание 1.
Я – ученик 2-го класса. Мне необходимо подобрать пословицы по теме «Учение – наука».
Задание 2.
Я – ученик 11 класса, занимающийся на подготовительных курсах в учебном центре «Абсолютус», где мною получено задание объяснить лексическое значение следующих слов иностранного происхождения:
- адъюнкт;
- боди-арт;
- контингент;
- цинубель;
- граффити;
- драбант;
- имаго;
- консистория;
- наргиле;
- сиквел.
Задание 3.
Я – ученик 7-го класса. Мне необходимо сделать сообщение на тему «Открытие Нового Света Христофором Колумбом».
Задание 4.
Я – ученик 10 класса. При подготовке к семинару по теме «Политические партии России начала XX века» получил задание найти материал об одном из руководителей «Боевой организации» эсеров Борисе Викторовиче Савинкове.
Задание 5.
Я – ученица 10 класса. Учитель литературы дал мне задание подготовить биографию автора строк: «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд…»
Задание 6.
Я – ученица 4 класса. На уроке «Ознакомление с окружающим миром» учительница дала задание подготовить материал о животных Крайнего Севера на выбор (можно о нескольких).
Задание 7.
Я – ученик 9 класса. Учитель по обществознанию дал нашему варианту ознакомиться с первой главой Конституции РФ «Основы конституционного строя», изучить статьи.
Задание 8.
Я – ученик 10 класса, считающий себя эрудитом.
Поэтому с удовольствием играю в викторины по
интересующим меня предметам, предложенные
Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия.
Задание 9.
Я – ученица 11 класса. По мировой художественной культуре мною получено задание подготовить доклад по представителям Эпохи Возрождения (на выбор).
Задание 10.
Я – ученица 5-го класса. Учитель дал задание подобрать русские пословицы и поговорки по теме «Работа – безделье».
Задание 11.
Я – ученица 11 класса. Мне необходимо подготовить реферат по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».
Задание 12.
Мне, ученику 7-го класса, надо найти
дополнительную информацию об Атлантическом
океане.
Задание 13.
Я – ученик 9-го класса, получил задание подготовить сообщение на тему «Законы И.Ньютона».
Задание 14.
Для урока алгебры в 7-м классе мне необходимо найти дополнительную информацию о понятии «функция».
Задание 15.
Мне, ученице 10-го класса, необходимо подготовить реферат по теме «Белки – биологические полимеры».
Прежде, чем вы начнете выполнять задания, необходимо познакомиться с основными разделами Энциклопедии Кирилла и Мефодия. Это: статьи, поиск, словари, справочники, приложения. В основном всю информацию можно получить, работая с разделом «поиск» – набирая в поисковой строке необходимое имя собственное или понятие. В разделе «словари» нам могут помочь «Сборник афоризмов» и «Пословицы русского народа В.И.Даля». В разделе «справочники» нам могут пригодиться «Сборник законов», «Справочные таблицы и схемы». В разделе «Приложения» без поддержки диска в дисководах ваших компьютеров можно работать с разделами «Старшеклассникам и абитуриентам», «Туры для любознательных» (великолепные тематические подборки для всевозможных рефератов), «Викторина» (по различным предметам).
Когда необходимая Вам информация будет найдена:
- выделите ее;
- скопируйте;
- сверните окно «Энциклопедии Кирилла и Мефодия»;
- на рабочем столе Вашего компьютера создайте новый документ, назовите его;
- откройте его и вставьте найденную Вами в БЭКМ информацию.