Цели урока:
- познакомить с особенностями творительного падежа;
- развивать умение различать существительные по падежам, осознанно употреблять существительные в данном падеже; развивать орфографическую зоркость;
- прививать интерес к уроку русского языка через компьютерные технологии.
Оборудование: компьютер, экран, карточки, оценочная таблица
Ход урока
1 Оргмомент
– Несколько уроков мы изучаем падежи. Откуда появились названия падежей?
Падеж ещё не родился, а уже думали, как его назвать. Думали-думали и решили назвать Именительным. Вот он родился, назвали Родительный. Он был малышом, ему всё давали, и стал он Дательным. Падеж подрос и стал большим озорником, за его проделки назвали Винительным. Подрос ещё, стал творить добрые дела и за это получил имя Творительный. Когда стал взрослым, то предлагал всем делать добрые дела и получил имя Предложный.
– Сегодня мы будем исследовать, из результатов исследования узнаем всё о творительном падеже.
2. Повторение
– На прошлом уроке мы говорили о Винительном падеже, вспомните всё, что о нём знаете.
1) повторение о винительном падеже по плану: вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончания, член предложения.
2) Самостоятельная работа у доски и по карточкам (два человека у доски, два человека по карточкам – они проверяют работу на доске).
а) – Вставь пропущенную букву в словарное слово:
дев*чка, д*журный, д*ревня, д*ректор, д*рога.
б) – Вставь безударную гласную, устно подбери проверочное слово:
т*жёлый, п*чтовый, в*здушный, скв*рец, позв*нил.
3. Чистописание (повторение об иотированных гласных).
1) Письмо слогов в тетради:
яб ля ия чья
– Назови слоги, в которых звуков больше, чем букв. Почему?
– В каких случаях буква я обозначает два звука? ( Когда буква стоит в начале слова, в середине или в конце слова после гласной, после разделительного мягкого и твёрдого знака).
2) Запись слов с буквой я под диктовку.
Яблоко, аллея, до свидания, расстояние, Ялта. – Назови “лишнее слово”. Почему?
3) Индивидуальная работа на доске.
Слово Ялта – звуко-буквенный анализ (сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных).
4. Работа по теме урока
1) Чтение стихотворения учителем:
Чтоб от всех не отставать.
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже творительном.
На доске схема:
Творительный падеж.
Вопросы …, …
Вспомогательное слово …
Окончания …
Предлоги …
Член предложения…
-Выполнив задания, мы должны вставить пропущенные слова.
-Что вы знаете о творительном падеже? (Отвечает на вопросы кем? чем?)
– Какое знаете вспомогательное слово для определения творительного падежа? (Творю)
Заполняется схема:
Вопросы: кем? чем?
Вспомогательное слово: творю.
5. Продолжение работы над темой с использованием компьютерных технологий
Предварительно составлены слайды с заданиями.
1). Составь и запиши словосочетания (приложение 1, слайд 2).
Самостоятельная работа.
Задуматься (задача), следить (птица), послать (багаж), говорить (незнакомец), укрыться (плащ), мыться (душ), свернулась (кольцо), любоваться (столица), вернуться (ночь).
Проверка (Приложение 1)
– В каком падеже употребили имена существительные? (В творительном падеж)
– Выдели окончания у существительных в творительном падеже.
– Какие окончания бывают?
Вывод: творительный падеж имеет окончания: -ой, -ей, -ом, -ем, -ю.
Окончания вставить в схему.
Физминутка.
3). Составить и написать словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу. Подчеркнуть предлоги (приложение 1, слайд 3).
Письмо с комментированием:
Дружит с (природа), нашел под (дерево), лисичка со (скалочка), находился за (река), вертится перед (зеркало), ползал между (корни), пролетел над (поле), лежит под (подушка).
– С какими предлогами дружит творительный падеж? (приложение 1, слайд 4).
Вывод: творительный падеж имеет предлоги с, за, между, под, над.
Предлоги записываются в схему.
4) Определение значения творительного падежа
Запись под диктовку.
-Записать предложения, определить, на что указывают имена существительные, стоящие в творительном падеже (приложение 1, слайд 5).
Разноцветная радуга повисла над рекой. (Указывает место)
Юля с братом ходят в бассейн. (Указывает на лицо, с которым вместе выполняется действие).
Дедушка острым ножом срезал ивовый прут. (Указывает на предмет, которым совершается действие, творится).
– В 1-ом предложении подчеркнуть главные члены, определить каким членом предложения бывает существительное в творительном падеже. (Дополнение).
Вывод: значение творительного падежа: указывает на место, на лицо, с которым совершается или творится действие, на предмет, с которым совершается действие.
В предложении – второстепенный член предложения – дополнение.
Заполняется схема.
6. Закрепление исследованного материала
1) Списать, подчеркнуть сравнения (приложение 1, слайд 6).
По пруду лебедем красным плавает тихий закат. (С. Есенин)
Закат горит огнистой полосой. (М. Лермонтов)
– В каком падеже употреблены существительные–сравнения? (В творительном падеже).
2) Работа с учебником
Упражнение 137.
Отгадай загадки. Спиши. Напиши отгадки. Укажи падеж выделенных существительных.
7. Итог урока
(приложение 1, слайд 7).1) На доске:
Творительный падеж.
Вопросы: кем? чем?
Вспомогательное слово: творю
Окончания: -ой, -ей, -ом, -ем, -ю.
Предлоги: с, за, между, под, над.
Член предложения: второстепенный член
предложения – дополнение.
– Прочитайте запись, которая получилась путём вашего исследования.
2) Составление вопросов по новой теме
Работа в парах.
– Задайте вопросы друг другу.
– На какие вопросы отвечает творительный падеж?
– Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже?
– С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
– Каким членом предложения бывают имена существительные в творительном падеже?
3) Оценка
– Кто считает, что во всём разобрался отлично, возьмите красный кружок, кто считает, что хорошо – синий кружок, кто считает, что чего-то не понял – коричневый. А кто совсем ничего не понял. Подойдите, скажите мне (кружки вставить в оценочную таблицу).
– Молодцы, вы сами себя оценили.
Лучше миром кончить дело!
Я урок закрою смело.