Урок-исследование по русскому языку в 4-м классе "Имя существительное"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с особенностями творительного падежа;
  • развивать умение различать существительные по падежам, осознанно употреблять существительные в данном падеже; развивать орфографическую зоркость;
  • прививать интерес к уроку русского языка через компьютерные технологии.

Оборудование: компьютер, экран, карточки, оценочная таблица

Ход урока

1 Оргмомент

Несколько уроков мы изучаем падежи. Откуда появились названия падежей?

Падеж ещё не родился, а уже думали, как его назвать. Думали-думали и решили назвать Именительным. Вот он родился, назвали Родительный. Он был малышом, ему всё давали, и стал он Дательным. Падеж подрос и стал большим озорником, за его проделки назвали Винительным. Подрос ещё, стал творить добрые дела и за это получил имя Творительный. Когда стал взрослым, то предлагал всем делать добрые дела и получил имя Предложный.

– Сегодня мы будем исследовать, из результатов исследования узнаем всё о творительном падеже.

2. Повторение

На прошлом уроке мы говорили о Винительном падеже, вспомните всё, что о нём знаете.

1) повторение о винительном падеже по плану: вопросы, вспомогательное слово, предлоги, окончания, член предложения.

2) Самостоятельная работа у доски и по карточкам (два человека у доски, два человека по карточкам – они проверяют работу на доске).

а) – Вставь пропущенную букву в словарное слово:

дев*чка, д*журный, д*ревня, д*ректор, д*рога.

б) – Вставь безударную гласную, устно подбери проверочное слово:

т*жёлый, п*чтовый, в*здушный, скв*рец, позв*нил.

3. Чистописание (повторение об иотированных гласных).

1) Письмо слогов в тетради:

яб ля ия чья

– Назови слоги, в которых звуков больше, чем букв. Почему?

– В каких случаях буква я обозначает два звука? ( Когда буква стоит в начале слова, в середине или в конце слова после гласной, после разделительного мягкого и твёрдого знака).

2) Запись слов с буквой я под диктовку.

Яблоко, аллея, до свидания, расстояние, Ялта. – Назови “лишнее слово”. Почему?

3) Индивидуальная работа на доске.

Слово Ялта – звуко-буквенный анализ (сколько слогов, букв, звуков, гласных, согласных).

4. Работа по теме урока

1) Чтение стихотворения учителем:

Чтоб от всех не отставать.
Слыть сообразительным,
Надо всё теперь понять
В падеже творительном.

На доске схема:

Творительный падеж.
Вопросы …, …
Вспомогательное слово …
Окончания …
Предлоги …
Член предложения…

-Выполнив задания, мы должны вставить пропущенные слова.

-Что вы знаете о творительном падеже? (Отвечает на вопросы кем? чем?)

– Какое знаете вспомогательное слово для определения творительного падежа? (Творю)

Заполняется схема:

Вопросы: кем? чем?

Вспомогательное слово: творю.

5. Продолжение работы над темой с использованием компьютерных технологий

Предварительно составлены слайды с заданиями.

1). Составь и запиши словосочетания (приложение 1, слайд 2).

Самостоятельная работа.

Задуматься (задача), следить (птица), послать (багаж), говорить (незнакомец), укрыться (плащ), мыться (душ), свернулась (кольцо), любоваться (столица), вернуться (ночь).

Проверка (Приложение 1)

– В каком падеже употребили имена существительные? (В творительном падеж)

– Выдели окончания у существительных в творительном падеже.

– Какие окончания бывают?

Вывод: творительный падеж имеет окончания: -ой, -ей, -ом, -ем, -ю.

Окончания вставить в схему.

Физминутка.

3). Составить и написать словосочетания, изменяя имена существительные по смыслу. Подчеркнуть предлоги (приложение 1, слайд 3).

Письмо с комментированием:

Дружит с (природа), нашел под (дерево), лисичка со (скалочка), находился за (река), вертится перед (зеркало), ползал между (корни), пролетел над (поле), лежит под (подушка).

– С какими предлогами дружит творительный падеж? (приложение 1, слайд 4).

Вывод: творительный падеж имеет предлоги с, за, между, под, над.

Предлоги записываются в схему.

4) Определение значения творительного падежа

Запись под диктовку.

-Записать предложения, определить, на что указывают имена существительные, стоящие в творительном падеже (приложение 1, слайд 5).

Разноцветная радуга повисла над рекой. (Указывает место)

Юля с братом ходят в бассейн. (Указывает на лицо, с которым вместе выполняется действие).

Дедушка острым ножом срезал ивовый прут. (Указывает на предмет, которым совершается действие, творится).

– В 1-ом предложении подчеркнуть главные члены, определить каким членом предложения бывает существительное в творительном падеже. (Дополнение).

Вывод: значение творительного падежа: указывает на место, на лицо, с которым совершается или творится действие, на предмет, с которым совершается действие.

В предложении – второстепенный член предложения – дополнение.

Заполняется схема.

6. Закрепление исследованного материала

1) Списать, подчеркнуть сравнения (приложение 1, слайд 6).

По пруду лебедем красным плавает тихий закат. (С. Есенин)

Закат горит огнистой полосой. (М. Лермонтов)

– В каком падеже употреблены существительные–сравнения? (В творительном падеже).

2) Работа с учебником

Упражнение 137.

Отгадай загадки. Спиши. Напиши отгадки. Укажи падеж выделенных существительных.

7. Итог урока (приложение 1, слайд 7).

1) На доске:

Творительный падеж.
Вопросы: кем? чем?
Вспомогательное слово: творю
Окончания: -ой, -ей, -ом, -ем, -ю.
Предлоги: с, за, между, под, над.
Член предложения: второстепенный член предложения – дополнение.

– Прочитайте запись, которая получилась путём вашего исследования.

2) Составление вопросов по новой теме

Работа в парах.

Задайте вопросы друг другу.

На какие вопросы отвечает творительный падеж?

– Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже?

– С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?

– Каким членом предложения бывают имена существительные в творительном падеже?

3) Оценка

– Кто считает, что во всём разобрался отлично, возьмите красный кружок, кто считает, что хорошо – синий кружок, кто считает, что чего-то не понял – коричневый. А кто совсем ничего не понял. Подойдите, скажите мне (кружки вставить в оценочную таблицу).

– Молодцы, вы сами себя оценили.

Лучше миром кончить дело!
Я урок закрою смело.