Цели урока: 1) повторить с учащимися умение называть и показывать доли отрезка, круга, квадрата, запись долей и дробей;
2) ввести понятия: обыкновенной дроби, её числителя и знаменателя, дробной черты;
3) развивать логическое мышление учащихся при решении задач на нахождение дроби от числа.
Оборудование: мультимедиапроектор, полоски цветной бумаги и квадраты (10 • 10 см), презентация, выполненная в Microsoft Power Point.
Учебник: Математика, 5. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков и др. Мнемозина, Москва 2007г.
План – конспект
1. Организационный момент.
2. Гимнастика ума (разгадывание кроссворда).
Какое слово выделилось?
Вопросы
1. Прямоугольник, у которого все стороны равны?
2. Как называется величина, полученная от умножения длины прямоугольника на его ширину?
3. Часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца?
4. Единица измерения времени?
Смотри приложение: слайд 2.
Вопросы
1. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой окружности?
2. Сумма длин всех сторон геометрической фигуры?
3. Линия, соединяющая две точки?
4. Величина, измеряемая в кубических единицах?
5. Инструмент, с помощью которого чертят окружность?
Смотри приложение: слайд 3.
Доли и дроби - это два основных понятия, которые входят в изучение нашей темы.
Запишем тему урока: “Доли. Обыкновенные дроби”.
3. Изучение нового.
Сегодня на уроке мы повторим, что уже знаем о долях и дробях из начальной школы и продолжим изучение.
Вопрос: Где в жизни мы встречаемся с понятием доли? (Долька апельсина, арбуза, полбуханки хлеба, кусочек торта и т.п.)
Эта тема нам жизненно необходима.
Смотри приложение: слайд 4.
Показываю доли, а учащиеся называют их. (Посмотрите на круг. На сколько равных частей он разделён? Как называется эта часть?)
От чего зависит название долей? От того, на сколько равных частей разделена целая (единица) или предмет.
Запись в тетради: 1/2; 1/3; 1/4; 1/6 - доли.
4. -Вы также знаете, как получить доли.
Выполним практическую работу.
На столах учащихся полоски цветной бумаги и квадраты (10 * 10 см).
а)- Согнули полоску пополам. Как называется эта часть? (половина). Согнули ещё раз пополам. Как называется эта часть? (четверть). Развернули полоски. Сколько четвёртых долей в целой полоске , а половине полоске?
б) – А теперь попробуйте получить 1/4 квадрата, путём сгибания.
Смотри приложение: слайд ы 5 – 10.
Доли можно сравнивать. (Используется набор магнитных долей и магнитная доска)
Возьми и сравни.
№1. 1/3 и1/4; 1/4 и 1/6; 1/3 и ? - запись в тетради и на доске.
Один учащийся у доски. – Возьми 1/4 и 1/4, и 1/4. – Сколько долей у тебя в руках? Как это можно записать? Возьми и запиши: од3ну шестую, две третьих.
Запись в тетрадях и на доске: 3/4; 1/6; 2/3 - дроби.
1/6 - и доля, и дробь !!!
Из чего получаются дроби? ( из долей).
- Одну долю или несколько равных долей целого называют дробью. - От какого слова произошло слово дробь? (Дробить, делить).
- Вспомним, что показывает число стоящее под чертой, что над чертой?
3/4 3-числитель, 4 – знаменатель.
Смотри приложение: слад 11.
Эти дроби имеют своё название – обыкновенные дроби.
№2. Работа по вариантам (несколько учеников заслушать).
Придумайте и запишите по 3 дроби:
1 вариант: со знаменателем 8;
2 вариант: с числителем 8.
№ 894 – устно;
№ 895 – под диктовку , один учащийся с обратной стороны доски.
Понятия доли и дроби используют при решении задач.
№3. - Сколько метров в 1/2 км?; в 1/5 м? (запись на доске и в тетрадях).
1 вариант: Сколько минут в 1/2 часа?
2 вариант: Сколько часов в 1/4 суток?
№4. Решим задачу.
В книге 250 страниц. Марина прочитала 1/5 книги. Сколько страниц прочитала Марина? (Устно).
Меняю данные 1/5 на 3/5. Решение этой задачи оформляем на доске и в тетрадях.
1). 250 : 5 = 50 страниц составляют 1/5книги.
2). 50 · 3 = 150 страниц составляют 3/5 книги или прочитала Марина.
250 : 5 · 3 = 150 страниц.
Ответ: 150 страниц прочитала Марина.
Смотри приложение: слайд 12.
5. Самостоятельная работа.
1 вариант |
2 вариант |
Начертите квадрат со стороной 6 клеток. Разделите его на 3 доли. Закрасьте 2/3 квадрата |
Начертите квадрат со стороной 6 клеток. Разделите его на 6 долей. Закрасьте 5/6 квадрата |
6.Итог урока
1) Из каких частей состоит дробь?
2) Как называется число под чертой?
3) Как называется число над чертой?
4) На что указывает знаменатель дроби?
5) На что указывает числитель дроби?
7. Домашнее задание: п.23, № 950 – устно, № 925, № 928.