Урок литературного чтения: «Е.Баратынский "Весна, весна!"»

Разделы: Начальная школа


Основные задачи:

  • выявление круга начитанности учащихся;
  • выделение фамилии автора, заглавия произведения;
  • обогащение читательского опыта учащихся;
  • определение жанра и темы произведения.

Основные умения:

  • выделение в тексте слов и выражений, показывающих красоту родной природы;
  • выражение своей точки зрения о произведении.

Оборудование урока:

  • Модель обложки, заместители жанров;
  • Выставка книг о природе;
  • Книги - самоделки;
  • Музыкальный отрывок. (Оркестр Джеймса Ласта «Весенний разговор»).

На столах у учащихся:

  • модели обложек;
  • листочки для иллюстраций;
  • цветные карандаши;
  • учебник «Чтение и письмо»;
  • пиктограммы.

В начале урока совершим путешествие в мир литературы и перелистаем страницы известных произведений:

Стр. 1. Узнайте произведение по прочитанному отрывку, назовите фамилию и заглавие.

«Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья и только на верхушке дикой яблони, еще висело одно-единственное яблоко.»

«Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу...»

«Восходит солнце из-за крыш - и на мою кровать садится чиж...»

Стр. 2. А сейчас назовите героев произведений:

«Зяблики поют, солнце светит. Пробираюсь осторожно по дорожке. Вдруг что - то завозилось. Я остановился. Кто это?»

«Думает о лете прижимает уши, на небо косится - неба не видать...»

Стр. 3. Подумайте и скажите... Какое произведение соответствует данной модели? (2 модели)

А) Введение нового произведения.

- Приоткроем дверь в мир музыки, поэзии и искусства... (Звучит музыкальный отрывок).

- Покажите свои чувства в движении.

- Какое настроение вызывает у вас этот музыкальный отрывок?

- Покажите с помощью пиктограмм.

- Сравните музыку и следующие строки: (Учитель читает стихотворение наизусть).

- Что вы услышали? Покажите руками и объясните...

- Что я вам читала? Покажите на моделях.

- Почему вы выбрали зеленый цвет?

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие слова вам особенно понравились и запомнились? (ответы учащихся).

- Написал это стихотворение Евгений Баратынский - великий русский поэт.

- Покажите автора на моделях.

- О каком времени года это стихотворение?

- Почему автор его так и назвал» Весна, весна!»

- Покажите заглавие на моделях.

- Произнесем вместе это заглавие.

Б) Вторичный синтез.

- Приготовьте лист для иллюстраций.

- Постараемся передать настроение поэта, его любовь к природе.

- Работаем по группам.

- Закройте на мгновение глаза...

- Представьте весну: ведь она пришла с чистой лазурью в небе, с быстрыми говорливыми ручьями, с пением птиц, поющих ей гимн, с ясным солнцем и великой милостью...

Прислушайтесь...

Светлые капли жизни в брызгах звенящих ручьев и лучах улыбающегося солнца.

  • 1 группа  изображает  голубое  небо,   на  крыльях  ветерка, плывущие легкие облака....
  • 2 группа - звенящие, бегущие, торопливые ручейки...
  • 3 группа - песнь заливистого жаворонка в лучах весеннего солнца...

Что поможет нам?

Урок подходит к концу.

Музыка смолкла. Но так ли это? Нет!

Она еще звучит. И будет долго-долго еще звучать для каждого из нас и будет звать в неведомые дали...

Подойдите ко мне! (Дети сдают работы).

Модель книги готова! Поприветствуем её.

- С произведением сегодня познакомились?

- Кто написал его?

- Вспомните заглавие?

Презентация мини проектов. Театрализованное представление «Весенние этюды».

Сегодня мы открыли замечательные строки в поэзии, музыке, искусстве.