Основные задачи:
- выявление круга начитанности учащихся;
- выделение фамилии автора, заглавия произведения;
- обогащение читательского опыта учащихся;
- определение жанра и темы произведения.
Основные умения:
- выделение в тексте слов и выражений, показывающих красоту родной природы;
- выражение своей точки зрения о произведении.
Оборудование урока:
- Модель обложки, заместители жанров;
- Выставка книг о природе;
- Книги - самоделки;
- Музыкальный отрывок. (Оркестр Джеймса Ласта «Весенний разговор»).
На столах у учащихся:
- модели обложек;
- листочки для иллюстраций;
- цветные карандаши;
- учебник «Чтение и письмо»;
- пиктограммы.
В начале урока совершим путешествие в мир литературы и перелистаем страницы известных произведений:
Стр. 1. Узнайте произведение по прочитанному отрывку, назовите фамилию и заглавие.
«Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья и только на верхушке дикой яблони, еще висело одно-единственное яблоко.»
«Что-то грустное, прощальное слышится и видится в осеннем лесу...»
«Восходит солнце из-за крыш - и на мою кровать садится чиж...»
Стр. 2. А сейчас назовите героев произведений:
«Зяблики поют, солнце светит. Пробираюсь осторожно по дорожке. Вдруг что - то завозилось. Я остановился. Кто это?»
«Думает о лете прижимает уши, на небо косится - неба не видать...»
Стр. 3. Подумайте и скажите... Какое произведение соответствует данной модели? (2 модели)
А) Введение нового произведения.
- Приоткроем дверь в мир музыки, поэзии и искусства... (Звучит музыкальный отрывок).
- Покажите свои чувства в движении.
- Какое настроение вызывает у вас этот музыкальный отрывок?
- Покажите с помощью пиктограмм.
- Сравните музыку и следующие строки: (Учитель читает стихотворение наизусть).
- Что вы услышали? Покажите руками и объясните...
- Что я вам читала? Покажите на моделях.
- Почему вы выбрали зеленый цвет?
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие слова вам особенно понравились и запомнились? (ответы учащихся).
- Написал это стихотворение Евгений Баратынский - великий русский поэт.
- Покажите автора на моделях.
- О каком времени года это стихотворение?
- Почему автор его так и назвал» Весна, весна!»
- Покажите заглавие на моделях.
- Произнесем вместе это заглавие.
Б) Вторичный синтез.
- Приготовьте лист для иллюстраций.
- Постараемся передать настроение поэта, его любовь к природе.
- Работаем по группам.
- Закройте на мгновение глаза...
- Представьте весну: ведь она пришла с чистой лазурью в небе, с быстрыми говорливыми ручьями, с пением птиц, поющих ей гимн, с ясным солнцем и великой милостью...
Прислушайтесь...
Светлые капли жизни в брызгах звенящих ручьев и лучах улыбающегося солнца.
- 1 группа изображает голубое небо, на крыльях ветерка, плывущие легкие облака....
- 2 группа - звенящие, бегущие, торопливые ручейки...
- 3 группа - песнь заливистого жаворонка в лучах весеннего солнца...
Что поможет нам?
Урок подходит к концу.
Музыка смолкла. Но так ли это? Нет!
Она еще звучит. И будет долго-долго еще звучать для каждого из нас и будет звать в неведомые дали...
Подойдите ко мне! (Дети сдают работы).
Модель книги готова! Поприветствуем её.
- С произведением сегодня познакомились?
- Кто написал его?
- Вспомните заглавие?
Презентация мини проектов. Театрализованное представление «Весенние этюды».
Сегодня мы открыли замечательные строки в поэзии, музыке, искусстве.