Цель: углубление в историю и особенности русской культуры средствами музыки классической и современной и знакомством с некоторыми историко-культурными традициями.
Задачи:
- Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине средствами музыки; воспитание исполнительской и слушательской культуры.
- Развитие вокальных навыков: плавности звуковедения как основы пения кантилена, эмоциональности в вокальном исполнении для передачи образа и настроения; развитие навыка устной речи, памяти, логического мышления, внимания.
- Углубление в мир русской музыки и культуры на примере вариантов колокольных звонов церковных и классических, из произведений русских композиторов. Отражение этой культурной особенности страны в древней Руси и в России современной.
Музыкальный материал к уроку:
- Г.Струве. Песня «Моя Россия» – исполнение.
- Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон – слушание.
- Великий колокольный звон из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов» – слушание.
- С.Никитин. Песня «Окликни улицы Москвы» – слушание.
- Н.Колпакова, Еремеев. Песня «Моя Москва» – исполнение.
Изобразительный ряд урока:
Мультимедиа презентация с видами храмов, колоколен, улиц Москвы в соответствии с темой и при необходимости к отдельным этапам беседы.
Ход урока.
1. Вступительная беседа
Звоню в колокольчик
Прозвенел для нас звонок –
Начинаем наш урок.
– Доброе утро! На нашем уроке мы продолжаем тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей …?
– Родине. Мы говорили о России.
– Совершенно верно. И одно музыкальное произведение доказало нам, что Россия не просто наша Родина, место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас, на наших мам. Россия – это мы!
Что же это за произведение и кто его автор?
– Это песня «Моя Россия» композитора Георгия Струве. Она очеловечивает Россию, называя ее реки, озера и небо глазами, сравнивая с волосами ее поля и просторы…
– Конечно же! Это еще одна причина, чтобы беречь и любить свою страну. Относясь с любовью к России, мы показываем любовь к себе и своим близким.
Давайте продемонстрируем сейчас наше уважение и любовь к родной стране в выразительном исполнении песни.
2. Исполнение песни Г.Струве «Моя Россия»
– Ребята, знаете, при подготовке к сегодняшнему уроку мне на глаза попалась фраза «Русь-васильковая». Хотелось бы узнать, как вы понимаете значение этого высказывания.
– Это значит, что в России много полевых васильков.
– Верно. Но только ли это. Если глубже вдуматься в эту фразу, что она может нам раскрыть? Только ли с цветами связано это название?
– Не только. Васильковая она еще и потому, что в России много синего цвета: реки, озера, небо… И она такая же свободная как эти простые полевые цветы.
– А еще говорят «Русь-ромашковая», «Русь-березовая»…
– Ромашки – маленькие солнышки. Они теплые и добрые. А береза символизирует собой русскую девушку в старинном длинном сарафане – молодую, стройную, величавую…
– Молодцы! Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь-колокольная». О чем же оно нам говорит?
– Наверное, о том, что на Руси много колоколов. И колокола – это еще один символ нашего государства.
– Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до храмовых колоколов.
Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному. Был двузвон и трезвон, перезвон и набат…
Сегодня мы встретимся с некоторыми из них.
Как вы понимаете название «трезвон»? Это радостное или трагическое звучание колоколов? Почему?
На доске, разделенной на две половины, появляется надпись «трезвон»
– Трезвон – это, наверное, все-таки радостное, праздничное звучание. Это заложено уже в самом названии.
Подписываю под «трезвоном» слова, названные детьми
– А название «великий звон» о чем может сказать?
Записываю название на другой половине доски
– Великий звон – это какой-то торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям.
Подписываю под «великим звоном» слова, названные детьми
– Теперь мы проверим, правильно ли мы услышали звучание обоих из названий.
Сейчас мы с вами услышим колокольный звон. Вслушайтесь и соотнесите его с определениями звонов, которые вы дали.
3. Слушание музыки. Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон.
– К какому из определений отнесем этот звон?
– Это был яркий, заливистый звон колоколов, праздничный и радостный. Колокола как бы трезвонят всему миру о чем-то светлом и радостном. Значит – это трезвон.
– Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный.
Теперь интересно было бы узнать, как звучит великий звон. Интересно? (Да) Тогда давайте послушаем Великий колокольный звон, звучание которого в своей опере «Борис Годунов» сымитировал великий русский композитор Модест Петрович …?
– Мусоргский.
– Как вы думаете, о чем говорит этот звон? В чем его величие? В связи с чем он звучит в опере?
4. Слушание музыки. Великий колокольный звон из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов» (фрагмент).
– Это торжественное звучание колоколов связано с каким-то очень важным событием. Может быть, кто-то важный приехал или пришел, и его приветствуют этой музыкой.
– Скажите, пожалуйста, а он звучит величественно-радостно или величественно-тревожно?
– В нем слышна какая-то скрытая тревога или даже угроза.
– Молодцы. Верно определили. Этот звон звучит в опере, когда Бориса Годунова венчают на царствование. Очень противоречивым было это восхождение на престол и само царствование. Об этом нас колокола и предупреждают.
Колокола на Руси всюду. Они – символ Руси. Москва – столица России. Город необычайной красоты и колокольности. Раньше каждая слобода считала обязательным иметь свою церковь и не жалела денег на ее постройку. Слобода – это небольшое поселение. Примерно как сейчас микрорайон.
Поэтому если в праздничный день вы окажетесь в центре современной Москвы, то вы просто растворитесь в трезвоне колоколов. А сегодня Сергей и Татьяна Никитины предлагают нам окликнуть улицы Москвы и совершить заочную прогулку по московским улочкам, пронеся в сердце через всю песню звон колоколов московских храмов.
Послушайте песню и вслушайтесь в свои ощущения. Какими они будут и почему.
5. Слушание музыки. С.Никитин «Окликни улицы Москвы»
– Очень теплая, добрая, нежная, простая, красивая песня. Искренняя и чистая как колокольный звон.
– Замечательные слова! Учеными доказано, что во время звучания колокола воздух действительно становится чище и здоровее.
А в прошлом году мы с вами разучивали песню о Москве, в которой тоже были слова о колоколах. Это тем более примечательно, что слова песни написала маленькая девочка. Она, как и вы, выделила их как одну из достопримечательностей Москвы. Помните строку: «Москва все время строится и храмы золотит…»?
Давайте, в завершение прогулки по Москве и разговора о колоколах, исполним с вами эту песню.
6. Исполнение песни. «Моя Москва»
– Вот и подошел к концу наш урок. О чем он был?
– О колоколах. О русских колокольных звонах.
– С чего я начала наш урок. И как вы думаете, почему?
– Со звона колокольчика. Потому что наш урок был посвящен колоколам.
– Так что же колокольный звон для России, для вас – русских людей?
– Это душа России. Частичка русского сердца. Это голос Родины – России.
– Вы правы. И наш урок я хочу закончить строками стихотворения донского поэта Владимира Фролова:
Колокола, колокола…
Они нигде так не звучали:
Извечно ими Русь рвала
Оковы будничной печали.Вставали храмы – дань богам,
А по-над ними, как дреколья,
По деревням, по городам
Вздымались в небо колокольни.…Колокола родной страны,
Где быт иной, иные цели.
Как хорошо, что вы – слышны,
Как хорошо, что – уцелели!
– Спасибо за урок. Всего доброго. До новых встреч!