Модернизация современного образования направлена на повышение качества подготовки специалиста в системе среднего педагогического образования, приведение его в соответствие с новыми образовательными потребностями общества и реализации национального проекта “образование”.
Государственный образовательный стандарт ориентирует систему среднего педагогического образования на обновление содержания и совершенствование технологии подготовки специалистов, способных осуществлять педагогическую работу с детьми в условиях внедрения разнообразных программ и новых концептуальных основ, реализуемых в практике работы современных образовательных учреждений, специалистов с высоким творческим потенциалом.
Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: “Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно–исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности”. По мнению американского ученого П. Хилла, “творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее”. Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
Можно сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого–то нового принципа действия, технологии.
Потенциал (от лат. – сила) – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а так же средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Творческий потенциал представляет собой сложное, интегральное понятие, которое включает в себя природно–генетический, социально–личностный и логический компоненты, в совокупности, представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности. Проявившейся в той или иной сфере деятельности “творческий потенциал” представляет собой “творческие способности” личности в конкретном виде деятельности, а также сложное личностно–деятельностное образование, включающее мотивационно–целевой, содержательный, операционно–деятельностный, рефлексивно–оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков. Необходимых для достижения высокого уровня его развития. Сам термин часто может употребляться как синоним “творческая личность”, “одаренная личность”. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.
В этом случае, если не будут учитываться особенности развития психики детей, будет невозможно правильно соотнести цель, мотивы и средства для достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности, ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновении проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Однако учителю и руководителю внеклассной работы необходимо не только заметить увлеченность детей, чтобы ребенок проявлял любовь к прекрасному не только путем созерцания, но и, будучи взрослым, вносил красоту в быт, во все окружающее. Становясь настоящей творческой личностью.
В.А. Сухомлинский говорил: “Человек стал человеком потому. Что увидел красоту вечерней зори, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей… Увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту”.
Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и исследовательской работе, т.е. развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность студентов на протяжении всех лет обучения в колледже непременно приведет к воспитанию устойчивого интереса к творческому педагогическому труду, а, следовательно, и к развитию творческого потенциала.
Таким Видом непрерывной, систематической деятельности является педагогическая практика студентов ГОУ ПК №7 “Маросейка”.
Педагогическую работу с детьми студенты осуществляют после наблюдений и анализа педагогического процесса в базовом образовательном учреждении.
Самостоятельное проведение педагогической работы с детьми помогает студентам овладеть методами, приемами и средствами руководства деятельности детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Студенты приобретают умения планировать и анализировать целостный педагогический процесс, осуществлять педагогическую диагностику, создавать условия для успешного развития и воспитания ребенка, проектировать собственную педагогическую деятельность. Для самостоятельной работы с детьми в период пробной практики студенты составляют конспекты, в которых учитывается специфика работы данного учреждения и реализации им образовательной программы.
Каждый студент реализует намеченные цели, задачи, содержание, методы и средства педагогической работы с детьми, согласовывая их с педагогом, методистом образовательного учреждения, руководителем педпрактики педагогического колледжа.
Методические рекомендации по организации и проведению учебно–познавательной деятельности дошкольников по математике.
Учебно–познавательная деятельность в ДОУ имеет две основные формы: занятия и работу в повседневной жизни. Занятия могут оформляться в виде плана или конспекта; учебно–познавательная деятельность дошкольников в повседневной жизни – в виде игр и игровых упражнений.
При составлении плана или конспекта занятия необходимо:
- Определить вид занятия, место проведения.
- Программные задачи, которые будут решаться на данном занятии.
- Подобрать методические приемы. Средства обучения с учетом современных требований к организации занятий: (подбор программного содержания с учетом “зоны ближайшего развития”),
- Предусмотреть самостоятельную учебно–познавательную деятельность детейю возможность их общения, решение проблемных ситуаций, использование продуктивных методов, разные виды игр и т.д.
- Продумать организацию детей на занятии.
При формировании плана занятий указать: название занятия, вид занятия, место проведения, цель, оборудование: демонстрационный материал, раздаточный материал; ход занятия.
План занятия пишется в неопределенной форме от 3–го лица.
Например: Показать детям…
Воспитатель обращается к детям: “К нам в гости пришел Петрушка…”
Подробно описывается методика проведения, содержание каждой части.
При оформлении конспекта занятия указывается:
- Название занятия
- Вид занятия.
- Место проведения.
- Цель.
- Связь с предшествующей работой (какая работа проводилась с детьми ранее, какой уровень знаний, умений и навыков имеют дети по предложенному объему содержания).
- Подготовка воспитателя:
- теоретическая (какая методическая литература была изучена ранее);
- практическая (какие методические пособия были подготовлены к данному занятию). - Оборудование: демонстрационный, раздаточный наглядный материал.
- Организация и методика проведения.
Конспект занятия пишется от первого лица (я предлагаю детям…). Очень подробно описывается организация и методика проведения каждой части. В конце указывается длительность занятия.
Занятие по математике для детей
пятого года жизни.
“На концерт”
Вид занятия: фронтальное.
Место проведения: музыкальный зал.
Цель:
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
- Упражнять детей в умении считать количественным и порядковым счетом в пределах 5.
- Упражнять детей в различении понятий ближе–дальше, близко далеко.
- Закреплять знания о частях суток.
- Развивать смекалку и сообразительность детей.
- Упражнять в умении считать звуки на слух.
Оборудование:
Карточки с изображением геометрических фигур круга, квадрата, треугольника (от 1 до 5 фигур) по количеству детей. Большие эмблемы аналогичного содержания, 4 игрушки: зайка, мишка, собачка, лисичка; шкатулка с геометрическими фигурами – треугольником и квадратом; таблица с изображением двух матрешек, отличающиеся по величине, цвету сарафана. У одной из матрешек в руке нарисовано ведро.
Ход занятия
1 часть: Дети входят под музыку в зал.
Воспитатель: “Сегодня мы с вами пойдем на концерт, но чтобы туда попасть, что надо иметь?” (Билет). Проводиться дидактическая игра “Войди в свою дверь”. Воспитатель раздает детям карточки с определенным количеством геометрических фигур (от 1 до 5 кругов, квадратов или треугольников). В зале из ворот для физкультурных занятий сделаны 3 “двери”. На них большие эмблемы геометрических фигур. Воспитатель: “Чтобы попасть на концерт, надо пройти в ту дверь, где будет столько же и таких же геометрических фигур, как у вас на карточке; Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на свои “билеты” и на эмблемы на “дверях”, а затем войти через определенную дверь и сесть на стульчик. Во время выполнения задания звучит музыка. Ворота убираются.
2 часть: Выступление игрушек.
Воспитатель: “Вот мы с вами попали на концерт. И первым номером нашей программы выступят игрушки”. Воспитатель ставит перед детьми 3 игрушки лицом к детям.
Воспитатель: “Игрушки споют песенку, но чтобы они запели, вы должны ответить на вопросы:
Сколько игрушек?
Посчитайте по–другому и скажите, на котором месте стоит каждая игрушка?
На котором зайчик? Мишка? И т.д.”.
Воспитатель предлагает детям поставить игрушки по росту, от самой высокой до самой низкой. После выполнения задания задает те же вопросы, уточняет какая игрушка самая высокая, какая самая низкая? Игрушки поют первый куплет. Воспитатель добавляет еще 1 игрушку, ставит игрушки друг за другом, задает вопросы: Сколько стало игрушек? На котором месте…? Кто стоит впереди зайчика? Позади мишки? И т.д. Игрушки поют второй куплет. Воспитатель убирает игрушки.
3 часть: Выступление фокусника.
Воспитатель сообщает детям, что сейчас перед ними выступит артист, который умеет делать чудеса, показывать фокусы. Звучит музыка. Приходит фокусник и приносит волшебную шкатулку;
Фокусник: “Ребята, я буду делать фокусы, а вы мне будете помогать. Вот у меня волшебная шкатулка. В этой шкатулке лежит геометрическая фигура, у которой 3 стороны и 3 угла. Как вы думаете, какая это геометрическая фигура?”. Фокусник выслушивает ответы детей, достает треугольник, предлагает детям посчитать, сколько у него сторон и углов, уточняет почему эта фигура называется треугольник. Затем фокусник достает квадрат. Уточняет, как называется эта геометрическая фигура. Предлагает посчитать, сколько у нее сторон и углов, уточняет, а как иначе можно назвать эту фигуру. Фокусник может достать и другие предметы, давать другие задания. Фокусник может показать с разным количеством предметов (от 1 до 5). Дети должны посчитать сколько предметов изображено на картинках. Или фокусник может достать 2 ленточки разной длины и предложить детям сравнить их, взяв за разные концы. Уточнить, кто из детей стоит ближе, дальше, почему?
4 часть: Антракт.
Воспитатель сообщает детям, что в каждом концерте есть перерыв, артисты устали выступать, им надо отдохнуть. Дети могут отдохнуть и поиграть. Воспитатель предлагает детям встать со стульчиков и поиграть. Сначала проводится физкультминутка, это может быть произвольный танец под музыку, могут быть другие варианты физкультминуток.
Например: физкультминутка “Медвежата–силачи”.
- Медвежата–силачи выходят на арену (дети показывают, как медвежата переваливаются с лапы на лапу).
- Медвежата–силачи поднимают гири (дети поднимают руки к плечам).
- Медвежата танцуют, (дети делают приседания).
- Зрители хлопают в ладоши, (дети хлопают в ладоши).
- Медвежата–силачи уходят, (дети показывают, как двигаются медвежата).
Затем можно провести подвижную игру: “Утро, день, вечер, ночь”. Воспитатель называет часть суток, дети выполняют определенные движения: утро – поднимают руки в верх, день – бегают по залу, вечер – маршируют, ночь – закрывают глаза. Во время проведения подвижной игры звучит музыка.
5 часть: Выступление Фомы.
Воспитатель сообщает, что концерт продолжается и предлагает детям сесть на стульчики.
Выступает Фома. Он сообщает детям, что перепутал все части суток и предлагает детям игру “Назови следующую часть суток”. Затем Фома читает детям стихотворение и показывает сценку:
“Чем я занимался”
Утром рано быстро встал
И постель свою убрал.
Я умылся и оделся,
В детский садик побежал.
День настал, я занимался:
На прогулку одевался.
Бегал, прыгал и играл,
А к обеду опоздал.
Все домой идут с работы.
Это вечер к нам приходит.
Я мультфильмы посмотрел,
Ужин вкусный быстро съел.
Ночью людям нужно спать.
Я ложусь в свою кровать,
Глазки крепко закрываю
И тихонько засыпаю.
Можно предложить иной вариант выступления Фомы. Он с помощью мимики и жестов показывает, что делает в разное время суток, а дети отгадывают, когда это бывает. Называет следующую часть суток.
6 часть: Выступление матрешек (Можно использовать двух кукол, матрешек, нарисованных на бумаге, могут выступать дети, воспитатели).
Воспитатель сообщает, что сейчас перед ребятами выступят матрешки. Матрешки поют песни и танцуют (первый куплет). Воспитатель говорит детям о том, что матрешки споют второй куплет тогда, когда дети ответят на вопросы: Чем отличаются костюмы матрешек? (2–3 ярких отличия). Матрешки поют второй куплет. После второго куплета матрешки загадывают детям загадки (2–3). Загадки:
Мастерская у опушки
Сто иголок на макушке,
Ну, а ниток не найдешь.
Это наш знакомый…
(Еж)
Четыре ноги у коня,
Есть седло и спинка,
Но не скачет у меня
Под ним стоят ботинки.
(Стул)
В заключение матрешки могут предложить детям станцевать вместе с ними. Вместо выступления какого–либо артиста можно предложить выступление Петрушки. Петрушка бьет в барабан. Дети должны закрыть глаза и сказать, сколько звуков они услышали. Выполнить столько же движений. После выполнения задания воспитатель уточняет: сколько движений выполнили дети. Почему?
Длительность занятия 30 минут.
Учебно–познавательную деятельность детей в повседневной жизни можно планировать в виде игр и игровых упражнений. Игры могут носить не только дидактический характер. Возможны подвижные игры с математическим содержанием, театральные, народные, хоровые и т.д.
Дидактическая игра для детей 6–го
года жизни.
Ха–Ха
Цель: закреплять умение детей считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Ход игры: воспитатель предлагает детям задумать любое число в пределах 10. Тот, кого он попросит должен произнести слово “ха”, столько раз, каким является данное число.
Примечание: можно произносить слово “ха” – громко, радостно, “ох” – печально, “ах” – восхищенно.