Тема урока: «Первобытный художник»
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: творческая мастерская.
Цель урока: приобщение детей к культуре древних народов и формирование представлений детей о связи окружающей природы и жизни первобытного человека.
Задачи урока:
- воспитание эстетического отношения к действительности;
- развитие творческого мышления в решении композиции, ритма, чувства цвета;
- знакомство с культурой первобытного человека, использование доступных средств изображения (линия, пятно, точка).
Музыкальный ряд: этническая инструментальная музыка.
Зрительный ряд: композиции животных на цветном фоне, раздаточные карточки, макет Королевы кисточки, картинки для игры «Найди соответствие».
Материалы: Бумага А3, кисти № 8, гуашь, палитра, полиэтиленовая пленка, пастель, уголь, мягкий материал, влажная салфетка.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Проверка готовности рабочих мест
Учитель. Ребята, в нашей творческой мастерской все необходимое для работы должно быть под рукой. Чтобы отправиться в путешествие, необходимо проверить наличие материалов и инструментов на парте.
2. Беседа. Создание положительной мотивации, погружение в атмосферу тайны, загадки.
Учитель. Ребята, на наших уроках мы
побывали в мастерской художника и видели, чем и
как работает настоящий график, живописец.
– Сегодня мы сможем совершить путешествие в
древний мир и побывать в пещере «первобытного
художника». Мы узнаем о том, что изображение
возникло очень давно и отличалось от современных
картин и репродукций. Учитель включает
музыкальное сопровождение.
Учитель. Закройте глаза на мгновение,
представьте, что мы переносимся во времени.
Произносим волшебные слова: « Раз, два, три в
древний мир нас, Кисточка, перенеси!»
Дети открывают глаза.
– Мы оказались в пещере древнего человека. Рассмотрите внимательно рисунки на доске. На что они похожи?
Ответы детей.
Учитель. Да, действительно, изображение животных и людей, которые мы видим, напоминают чем-то детские рисунки. Первобытный художник не знал правил изображения и рисовал с помощью линий, точек, пятен. Почему же появилось изображение и что оно означало?
Дети. Знаки. Пейзаж.
Учитель. То, что рисовал первобытный художник, было связанно с охотой. Человеку важно было быть удачливым на охоте и добыть себе пищу. В одиночку человек не мог поймать животное, так как орудия охоты были самыми простыми. Поэтому охотились люди группой и жили племенами. Считалось, что изображение животного поможет на охоте как своеобразный талисман. В начале делали макет животного, за тем изображение возникло на песке, но оно не могло сохраниться долго. Люди заметили это и постепенно рисунки стали появляться на камне, скале, в пещере.
3. Инструктаж
Учитель. Представим, что лист бумаги – часть скалы. Оттенки камня могут быть различными (темно-коричневый, серо-голубой, охристый). Смешаем на палитре необходимые оттенки. Для получения светлого оттенка добавьте немного белой гуаши. (Учитель напоминает детям о правилах работы с белой гуашью). Покрываем лист бумаги нужным оттенком, краску наносим густо. Для того, чтобы показать эффект камня, трещины, полосы, возьмем полиэтиленовый пакет. Слегка помяв его, сделаем оттиск на бумаге.
Задание №1. Создать фон скалы на листе формата А 4.
4. Практическая работа
Учитель включает музыкальное сопровождение. Дети увлеченно выполняют задание, замечают что, убрав пленку с листа, остается след-оттиск.
Учитель. Ребята, пока наши листы просохнут, мы поиграем в игру.
«Найди соответствие»
Класс делиться на две команды по рядам. Каждой команде выдаются карточки с инструментами и материалами художников, и две главные картинки к ним. Детям необходимо подобрать картинки. Побеждает та команда, кто найдет соответствие быстрее других.
Рассказ-показ.
Учитель. Первобытный художник использовал те красящие материалы, которые были под рукой. Это могли быть угольные палочки от костра, глина, кровь животных, известняк. Для дальнейшей работы нам понадобятся мягкие материалы: уголь, сангина, пастель. Изображение наносим с помощью линий, пятен, точек.
Показ приемов изображения на доске.
Задание № 2. Используя графические образы «наскальной живописи», создать композицию охоты.
Учитель. Главное изображаем крупно, детали изображаем мелко. (Учитель наблюдает за работой учащихся, напоминает, что материал хрупкий, напоминает о возможных ошибках).
5. Анализ работ
Учитель. Ребята, вот и подошло к завершению наше путешествие. Посмотрите, что мы привезли с собой из далекого путешествия. На память нам остаются рисунки, которые мы видели в пещере «древнего художника». Спасибо за активное участие. До новых встреч.
Возможные ошибки.
- Для создания фона не используется цветовые оттенки и сочетания. Фон выглядит скучным и однообразным.
- Фон покрывается тонким слоем гуаши и быстро просыхает, оттиск не получается.
- Дети пытаются нарисовать реального животного одной линией, подражая реалистичному изображению. В связи с этим затрачивается большое количество времени на прорисовку животного и суть задания утрачивается.
Критерии и показатели проявления детьми творческой активности на уроке.
1) Отношение ученика к творческой работе:
- проявления интереса, эмоциональной увлеченности предложенной деятельностью;
- проявление инициативы при решении творческих задач, стремление выйти за рамки предлагаемого задания;
- проявление готовности к самостоятельному преодолению трудностей, возникающих в процессе работы.
2) Качество поисково-творческих действий учащихся:
- проявление оригинальности, создание уникальной формы, отход от стереотипов.
3) Выразительность и грамотность выполнения работы:
- использование выразительных возможностей цвета, формы, ритма, композиции.
- использование выразительных художественных средств;
- целостность работы.