Открытый урок по изобразительному искусству в 1-м классе "Первобытный художник"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема урока: «Первобытный художник»

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: творческая мастерская.

Цель урока: приобщение детей к культуре древних народов и формирование представлений  детей о связи окружающей природы и жизни первобытного человека.

Задачи урока:

  • воспитание эстетического отношения к действительности;
  • развитие творческого мышления в решении композиции, ритма, чувства цвета;
  • знакомство с культурой  первобытного человека, использование доступных средств изображения  (линия, пятно, точка).

Музыкальный ряд: этническая инструментальная музыка.

Зрительный ряд: композиции животных на цветном фоне, раздаточные карточки, макет Королевы кисточки, картинки для игры «Найди соответствие».

Материалы: Бумага А3, кисти № 8, гуашь, палитра, полиэтиленовая пленка, пастель, уголь, мягкий материал, влажная салфетка.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочих мест

Учитель. Ребята, в нашей творческой мастерской все необходимое для работы должно быть под рукой. Чтобы отправиться в путешествие, необходимо проверить наличие материалов и инструментов на парте.

2. Беседа. Создание положительной мотивации, погружение в атмосферу тайны, загадки.

Учитель. Ребята, на наших уроках мы побывали в мастерской художника и видели, чем и как работает настоящий график, живописец.
– Сегодня мы сможем совершить путешествие в древний мир и побывать в пещере «первобытного художника». Мы узнаем о том, что изображение возникло очень давно и отличалось от современных картин и репродукций. Учитель включает музыкальное сопровождение.
Учитель. Закройте глаза на мгновение, представьте, что мы переносимся во времени. Произносим волшебные слова: « Раз, два, три в древний мир нас, Кисточка, перенеси!»

Дети открывают глаза.

– Мы оказались в пещере древнего человека. Рассмотрите внимательно рисунки на доске. На что они похожи?

Ответы детей.

Учитель. Да, действительно, изображение животных и людей, которые мы видим, напоминают чем-то детские рисунки. Первобытный художник не знал правил изображения и рисовал с помощью линий, точек, пятен. Почему же появилось изображение и что оно означало?

Дети. Знаки. Пейзаж.

Учитель.  То, что рисовал первобытный художник, было связанно с охотой. Человеку важно  было быть удачливым на охоте и добыть себе пищу. В одиночку человек не мог поймать животное, так как орудия охоты были самыми простыми. Поэтому охотились люди группой и жили племенами. Считалось, что изображение животного поможет на охоте как своеобразный талисман. В начале делали макет животного, за тем изображение возникло на песке, но оно не могло сохраниться долго. Люди заметили это и постепенно рисунки стали появляться на камне, скале, в пещере.

3. Инструктаж

Учитель. Представим, что лист бумаги – часть скалы. Оттенки камня могут быть различными (темно-коричневый, серо-голубой, охристый). Смешаем на палитре необходимые оттенки. Для получения светлого оттенка добавьте немного белой гуаши. (Учитель напоминает детям о правилах работы с белой гуашью). Покрываем лист бумаги нужным оттенком, краску наносим густо. Для того, чтобы показать эффект камня, трещины, полосы, возьмем полиэтиленовый пакет. Слегка помяв его, сделаем оттиск на бумаге.

Задание №1. Создать фон скалы на листе формата  А 4.

4. Практическая работа

Учитель включает музыкальное сопровождение. Дети увлеченно выполняют задание, замечают что, убрав пленку с листа, остается след-оттиск.

Учитель. Ребята, пока наши листы просохнут, мы поиграем в игру.

«Найди соответствие»

Класс делиться на две команды по рядам. Каждой команде выдаются карточки с инструментами и материалами художников, и две главные картинки к ним. Детям необходимо подобрать картинки. Побеждает та команда, кто найдет соответствие быстрее других.

Рассказ-показ.

Учитель. Первобытный художник использовал те красящие материалы, которые были под рукой. Это могли быть угольные палочки от костра, глина, кровь животных, известняк. Для дальнейшей работы нам понадобятся мягкие материалы: уголь, сангина, пастель. Изображение наносим с помощью линий, пятен, точек.

Показ приемов изображения на доске.

Задание № 2. Используя графические образы «наскальной живописи», создать композицию охоты.

Учитель. Главное изображаем крупно, детали изображаем мелко. (Учитель наблюдает за работой учащихся, напоминает, что материал хрупкий, напоминает о возможных ошибках).

5. Анализ работ

Учитель. Ребята, вот и подошло к завершению наше путешествие. Посмотрите, что мы привезли с собой из далекого путешествия. На память нам остаются рисунки, которые мы видели в пещере «древнего художника». Спасибо за активное участие. До новых встреч.

Возможные ошибки.

  • Для создания фона не используется цветовые оттенки и сочетания. Фон выглядит скучным и однообразным.
  • Фон покрывается тонким слоем гуаши и быстро просыхает, оттиск не получается.
  • Дети пытаются нарисовать реального животного одной линией, подражая реалистичному изображению. В связи с этим затрачивается большое количество времени на прорисовку животного и суть задания утрачивается.

Критерии и показатели проявления детьми творческой активности на уроке.

1) Отношение ученика к творческой работе:

  • проявления интереса, эмоциональной увлеченности предложенной деятельностью;
  • проявление инициативы при решении творческих задач, стремление выйти за рамки предлагаемого задания;
  • проявление готовности к самостоятельному преодолению трудностей, возникающих в процессе работы.

2) Качество поисково-творческих действий учащихся:

  • проявление оригинальности, создание уникальной формы, отход от стереотипов.

3) Выразительность и грамотность выполнения работы:

  • использование выразительных возможностей цвета, формы, ритма, композиции.
  • использование выразительных художественных средств; 
  • целостность работы.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7