Цели урока:
- Закрепление и углубление знаний о событиях русской истории XVI века, о деятельности Ивана Грозного
- Овладение исследовательскими методами исторического познания, умениями работать с различными историческими источниками
- Воспитание толерантного отношения к событиям русской истории
- Формирование ценностных ориентаций, в ходе ознакомления с событиями русской истории
- Применение знаний, умение высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию, создавать исторические презентации, использовать видеоматериалы
Форма урока: урок-дискуссия.
Средства обучения: опережающее задание, в виде создания презентаций с использованием дополнительного материала, тесты, видеофрагменты.
Оборудование урока: компьютер и проектор.
Две группы учащихся получили опережающее задание – собрать материал о жизни и деятельности Ивана Грозного. Одна группа представляет сторону обвинения, другая – защиты. Группы обвинения и защиты оформили свои выступления в виде презентаций. Им будет дано вступительное слово, далее пройдут прения по каждому вопросу судебного процесса и заключительное слово. Все остальные учащиеся являются присяжными. Присяжные получают вопросы судебного процесса и специальный лист для вынесения вердикта. Они, выслушав выступления сторон, выразят свое отношение к деятельности Ивана Грозного. Присяжные смогут задать вопросы группам обвинения и защиты и вынесут свой вердикт, который зачитают. Роль председательствующего арбитра выполняет учитель. В конце урока, учитель на основе мнения присяжных, оглашает окончательный вердикт. Для систематизации знаний, в конце урока, учащиеся выполняют тест по данной теме.
ХРОД УОКА
1. Учитель: вступительное слово.
Наш судебный процесс можно считать открытым. Символом нашего урока будет греческая богиня правосудия Фемида. Эпиграфом урока будет афоризм французского ученого и философа Паскаля Блеза: «Справедливость должна быть сильной, а сила должна быть справедливой».
2. Историческая справка о личности первого русского царя. [Приложение 1]
3. Вступительное слово групп обвинения и защиты. [Приложение 2]
4. Вопросы судебного процесса.
Обвинение |
Защита |
||
1 | Опричнина – политика террора и устрашения | 1 | Опричнина – план продуманных реформ, которые способствовали усилению государства |
2 | Разорение Новгорода – бессмысленное преступление | 2 | Поход на Новгород – это охрана целостности государства |
3 | Обвинение Грозного в поражении в Ливонской войне | 3 | Поражение в войне может быть компенсировано победами под Казанью и Астраханью, присоединением Западной Сибири. |
4 | Обвинение Грозного в убийстве царевича и в причастности к династическому кризису | 4 | Защита Грозного т.к. отсутствовал умысел преступления и присутствовало раскаяние |
5. Презентации групп по первому вопросу: опричнина – политика террора или план продуманных реформ. [Приложение 3, Приложение 4]
6. Презентации групп по второму вопросу: разорение Новгорода – бессмысленное преступление или вынужденная мера в борьбе с сепаратизмом. [Приложение 5, Приложение 6]
7. Презентации групп по третьему вопросу: потеря русских земель в ходе Ливонской войны или присоединение Казани, Астрахани и Западной Сибири – плюсы и минусы политики царя. [Приложение 7, Приложение 8]
8. Презентации групп по четвертому вопросу: виновен ли Иван Грозный в династическом кризисе. [Приложение 9, Приложение 10]
9. Заключительное слово групп обвинения и защиты.
10. Вынесение вердикта присяжных.
11. Итоговое обобщение
Учитель: Иван Грозный один из немногих
правителей России, который соединил в себе
разительные противоположности хорошего и
плохого. Как бы то ни было, при всех своих
недостатках и пороках, ошибках и преступлениях
царь пользовался большой популярностью в народе,
перед которой оказались бессильны, как его
неудачи, так и влияние времени. Это
обстоятельство нужно отметить, как один из
крупных результатов его царствования. В
московских исторических песнях Грозный занимает
почетное место. Народ, со времени кончины
государя не вспоминал его жестокости и помнил
только славные дела. Три покоренных царства,
новая книга законов – Судебник, новые учреждения
по церковным и гражданским делам, новые училища
для образования народа, множество новых городов,
выгодная торговля русских с иностранными
государствами, богатство и пышность, построенных
им соборов – все это напоминало русским не
пороки, а великие качества царя. Александра
Осиповна Ишимова – любимая писательница А.С.
Пушкина, так охарактеризовала правление
Грозного:
«Неудивительно, что народ назвал Иоанна IV не
Мучителем, а только Грозным. Им казалось, что это
имя точно выражало и суровость нрава Иоанна, и ту
грозу, которая гремела над ними во все времена
его правления. И может быть эта гроза была также
полезна для России, как бывают полезны для земли
гром и молния, убийственные для нескольких
жизней и благодетельные для всего живущего». [
с.3 ]
12. Тест. [Приложение 11]
13. Литература
С.1 Н. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т.1, М.Терра. 1997 г.
С.2 К. Валишевский. Иван Грозный. М. 2006 г.
С.3 А.О. Ишимова. История России. Кн. 1, М. 1996 г.
С.4 История России. М. Терра.1997 г.
14. Презентация. [Приложение 12]