Тема: «Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова».
Цели:
- Отрабатывать орфограмму о, ё после шипящих в корне слова.
- Развивать словарный запас учащихся, интерес к русскому языку.
- Воспитывать умение работать в группах, парах, умение слушать.
Оборудование: схемы правила и алгоритма, карточки со словами для групповой работы, буквы О, Ё для проведения игры, учебник.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
«Звенит звонок, зовёт звонок.
И в классе начинается урок».
– Здравствуйте дети. Садитесь.
II. Чистописание
– Откройте тетради. Помните правила посадки
при письме и о положении тетради, руки на парте.
– Как выполняем работу в тетрадях?
– Запишите число, классная работа и
каллиграфическую минутку с доски.
Шш Жж Чч Щщ Оо Ёё
– Кто уже готов покажите?
III. Целеполагание
– Посмотрите на доску. Как вы думаете, почему у
нас сегодня такая минутка чистописания?
+ Потому что мы проходим тему: «Правописание букв
о, ё после шипящих в корне слова».
– Поднимите руки, кому уже легко записывать
слова с данной орфограммой?
– У кого эта тема ещё вызывает затруднение? – Так
какую цель мы поставим на этот урок?
+ Отрабатывать орфограмму о, ё после шипящих в
корне слова.
IV. Повторение правила и алгоритма
1) Правило.
– Кто нам напомнит правило данной орфограммы?
+ 1. Если после шипящих в корне слова под ударением
слышим звук [о], а при изменении формы слова или
подборе родственных звук [о] не слышится, то пишем
букву ё.
– Оцените ответ учащегося.
+ 2. Если после шипящих в корне под ударением
слышим звук [о], а при изменении формы слова или
подборе родственных звук [о] не пропадает, то
пишем букву о.
– Оцените ответ учащегося.
– Какие орфограммы не подчиняются этому правилу?
+ Непроверяемые безударные гласные в корне слова
после шипящих.
– Что делаем с такими словами?
+ Запоминаем или обращаемся к орфографическому
словарю.
2) Алгоритм.
– Чтобы не ошибиться в правописании данной
орфограммы, надо чётко знать алгоритм применения
правила.
– Посмотрите на доску. (На доске части алгоритма).
– Давайте выстроим алгоритм в правильном
порядке.
– С чего начнём?
+ 1) (Дети выбирают схему и объясняют правило). Если
в слове слышишь согласный шипящий звук и после
него звук [о] под ударением, то определяем, в какой
части слова находится орфограмма [о]. В первую
очередь находим корень слова.
– Оцените ответ.
+ 2) Если орфограмма не в корне, смотри словарь или
спроси взрослых.
– Оцените ответ.
+ 3) Если орфограмма в корне слова, то ищем форму
слова или подбираем родственные слова. Если звук
[о] в проверочных словах не слышится, звук [о]
записываем буквой ё.
– Оцените ответ. 2
+ 4) Если звук [о] слышится, то записываем его
буквой о .
– Оцените ответ.
V. Групповая работа
– Проведём работу по отработке данной
орфограммы.
– Слушаем внимательно задание.
– Работаем в группах.
1) Ответственные в группах поднимите руки.
2) У вас на столах лист бумаги и слова в конверте с
пропущенными орфограммами (ж…лтый, пч…лы,
ш…колад, ш…рох, ч…рный, ш…рты, ш…лк, ш…в).
3) Вам необходимо а) выделить в словах корень, б)
поставить ударение, в) выбрать необходимую
орфограмму и распределить эти слова в две группы:
О, Ё.
– Слова наклеиваем на лист в тот
столбик под той буквой, которую вы вставили.
–Покажите готовность групп. Приступайте к
работе. При работе пользуемся алгоритмом. Будьте
внимательны.
– Чья группа готова покажите.
Проверка.
– Ответственные выходят с выполненной работой к
доске и объясняют выбор орфограммы.
– Оцените. У кого есть замечания или дополнения.
– Чему учились в этом задании?
– Кому уже понятна эта тема?
– Кому ещё тяжело?
VI. Парная работа
– Чтобы лучше отработать данную орфограмму,
поработаем в парах.
– Как работаем в парах?
– Слушаем внимательно задание.
1) Покажите пары.
2) Откройте рабочие тетради на печатной основе на
странице 25. Найдите № 1.
3) 1 ряд работает со словами первого столбика, 2 ряд
со словами второго столбика, 3 ряд со словами
третьего столбика.
Ж…лтый Ч…рный Ш…лковый Ч…рствый |
ш…рох ш…рты крыж…вник ш…фёр |
пч…лка ж…луди ш…пот ш…рстка |
4) Выбираем нужную орфограмму, записываем её на
месте пропуска. Пользуемся алгоритмом.
– Если затрудняетесь в выделении корня, куда мы в
таком случае обращаемся?
+ К словообразовательному словарю.
– Проверка 1ряда.
– От 1 ряда у доски работают Саша и Надя.
– Оцените работу детей. Ваши замечания.
– Поднимите руки, кто справился с этим заданием.
– Поднимите руки у кого ещё были ошибки.
– Проверка 2 ряда по образцу с доски.
– Проверку 3 ряда проводит учитель.
– Для чего проводили эту работу?
– Кому уже легко?
– Кому ещё тяжело?
VII. Игра «О или Ё»
– Положите ручки. Поиграем в игру «О или Ё». У вас на столах лежат карточки с буквами О и Ё. Я буду называть слова с орфограммой после шипящих, а ваша задача поднять ту карточку с буквой, которая, по вашему мнению, должна стоять после шипящего и объяснить свой выбор. (Ш…пот, ж…ны, ш…л, щ…лка, ш…фёр, ш…рох, ш…рты, ш…в, крыж…вник, ж…лудь).
VIII. Самостоятельная работа. (Работа с учебником)
– Откройте учебник на странице 94, № 3.
Прочитайте задание. Для отработки данной
орфограммы выполним самостоятельную работу.
– Если нужна помощь, поднимите руку, и я подойду.
Выполняем задание.
(Проверка).
– Оцените ответы детей.
IX. Итог
– Какую цель мы ставили на этот урок?
– Поднимите руки, кто сегодня хорошо усвоил
правописание данной орфограммы?
– Кому ещё тяжело?
– А для чего мы проводили эту работу?
+ 0тветы детей.
Х. Домашняя работа
Выучить правило и алгоритм правописания орфограммы О, Ё после шипящих в корне слова. Стр.94, № 2.
– Урок окончен. Спасибо за работу.