Среди учащихся, интересующихся химией, можно
выделить 2 группы: целенаправленно готовящих
себя к выбору профессии исследователя и
ориентирующихся на практическое применение
химии в смежных областях знаний и деятельности
человека. Данный курс адресован именно таким
учащимся, выбирающим естественнонаучное
направление в старших классах. Программа
элективного курса «Экспериментальные задачи по
химии» предназначена для учащихся 10 класса и
носит предметно-ориентированный характер.
На занятиях курса учащиеся познакомятся с
методами получения органических веществ,
методами качественного анализа, работой
лаборанта. В процессе проведения опытов учащиеся
расширяют свои представления о веществах, их
свойствах, совершенствуют практические умения.
Занятия курса позволяют осуществлять
профриентационную работу по предмету.
Содержание курса базируется на знаниях,
приобретенных в 9, 10 классах на уроках химии.
Программа курса рассчитана на 34 часа.
Цели:
- Расширить представление учащихся о химическом эксперименте.
- Способствовать формированию научного мировоззрения.
- Оказать помощь в выборе профиля дальнейшего образования.
Задачи:
- Совершенствовать экспериментальные умения.
- Расширение представлений учащихся о свойствах веществ.
- Преодоление формального представления некоторых школьников о химических процессах
- Развивать познавательный интерес, мыслительные процессы, способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
- Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания о веществах в повседневной жизни.
Планируемые результаты:
- Учащиеся должны знать:
- правила безопасной работы в химической лаборатории,
- способы получения и химические свойства основных классов органических веществ,
- методы качественного анализа.
- Учащиеся должны уметь:
- проводить химический эксперимент по получению различных веществ,
- проводить химический эксперимент по качественному определению органических веществ,
- оказывать первую медицинскую помощь при химических ожогах и отравлениях,
- оформлять результаты работы.
На первом занятии учитель знакомит с целями и задачами курса. С учащимися будут использованы следующие формы работы:
- лекции
- лабораторные опыты
- практические работы.
ПРОГРАММА КУРСА
Введение (1 ч.) Требования техники безопасности при проведении химического эксперимента. Первая медицинская помощь при химических ожогах и отравлениях.
Углеводороды (7 ч.) ТХС. Основные классы углеводородов: алканы, алкены, алкины, арены. Природные источники УВ. Особенности строения, физические и химические свойства УВ. Качественное определение УВ. Каучук, резина.
Кислородсодержащие органические вещества (21 ч.) Основные классы кислородсодержащих органических веществ: спирты одноатомные и многоатомные; альдегиды, карбоновые кислоты предельные, непредельные, ароматические; сложные эфиры, углеводы. Мыла, СМС. Качественные реакции на классы соединений и функциональные группы. Способы распознавания органических веществ.
Азотсодержащие органические вещества (4 ч.) Амины. Анилин. Аминокислоты. Белки. Качественные реакции, химические свойства.
Экспериментальное решение задач (3 ч.)
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Вид деятельности |
1 |
ВВЕДЕНИЕ |
1 |
Лекция |
2 1 |
УГЛЕВОДОРОДЫ ТХС. Модели
молекул |
1 |
Лекция. ПР. |
3 8 |
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ
ВЕЩЕСТВА Предельные одноатомные спирты |
1 |
Лекция. ПР. |
4 29 |
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ
ВЕЩЕСТВА Анилин |
1 |
Лекция. ПР. |
5 33 |
РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ЗАДАЧ Анализ
шоколада |
1 |
Лекция. ПР. |
Список литературы:
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 1995.
- Демидов В.А. Химия. Практикум. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
- Габриелян О.С., Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
- Ольгин О. Опыты без взрывов. // НПБШ. - М.: Химия, 1995.
- Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малым количеством вещества. // Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
- Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом. Химия в школе №8/06.
- Яковишин Л.А. Химические опыты с мороженым. Химия в школе №7/06.