Цель:
Образовательная: повторить и систематизировать изученный материал по теме “Южные материки”: (ФГП, рельеф, полезные ископаемые, климатические условия, внутренние воды, флора, фауна, человек), отработать умения при работе с картой.
Развивающая: развитие интереса к чтению дополнительной литературы, развитие творческих навыков учащихся, развитие географического мышления, устной речи, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач.
Воспитательная: воспитать чувство дружбы, товарищества, умения работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку, повысить интерес к изучению географии. Оборудование: физическая карта мира, книга Ж. Верна “Дети капитана Гранта”, картины.
Тип урока: познавательный.
Форма: викторина.
Метод: проблемный.
На доске эпиграф урока слова К. Паустовского: “Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий - обогащать человека огромностью и разнообразием знаний”.
Ход урока
I. Организационный момент:
Сегодня мы совершим путешествие по южным странам и континентам вместе с героями книги Ж. Верна “Дети капитана Гранта”. Цель нашего урока в форме заочного путешествия - вместе с героями романа ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег южных материков.
“Познания и странствия неотделимы друг от друга”. Эти слова Константина Паустовского станут для нас жизненным кредо на уроке.
А теперь, юные искатели приключений - в путь! Он будет непрост, но я надеюсь, что вы знаете, что в опасных странствиях дороже золота ценятся знания, умения и дружба.
II. Проведение игры.
1. Наше судно “Дункан” отправляется от причала г.Глазго (Шотландия) и плывет в Чили в Консепссион, чтобы возвратить семьям и родным потерпевших кораблекрушение моряков. Определите координаты г. Глазго (56°с.ш. 5° з.д.)
2. Мы знаем, что г.Консепссион лежит на 37 параллели ю.ш. и 73° з.д. Подумайте, в каком направлении пойдет “Дункан”, опишите и покажите путь на карте.
3. В результате своей поразительной рассеянности на судне появляется секретарь Парижского географического общества Жак Паганель. Капитан предложил подняться ему на о.Тенерифе. На что тот ответил: “За каким это чертом, дорогой капитан? Ведь это сделал до меня Александр Гумбольдт”.
- Что это такой?
- Какой вклад он внес в изучение Ю.Америки?
- Кого можно назвать близнецом Гумбольдта? (Ливингстона)
4. Какой язык решил изучать Паганель и почему? (Испанский)
5. Чьи исследования позволили нанести на кару примерный контур нового материка Ю. Америки, к великой радости ученых Старого света (открытия Магеллана) стр.62
6. Итак, прибыв на место, Паганель предлагает совершить “ всего – навсего путешествие в 350 лье (4 км) по прямой линии вдоль 37 параллели. В поисках капитана Гранда”. На их пути встали горы.
- Что это были за горы?
- Что означат их название?
- Какова их высочайшая точка?
- Есть ли еще горы новой складчатости на южных
материках?
7. “Очертания гор стали совершенно неузнаваемыми. Новая панорама вершин, гребней и пиков развертывалась на фоне голубого неба”.
- Какое явление могло привести к таким
последствиям?
- Какой силы землетрясение было?
- Почему вы так решили?
8. “Мало – помалу местность становится пустынной. Хижины рестеадоров, знаменитых на всю Америку, попадались все реже и реже”.
- О чем это говорит? (смена природных
комплексов)
- Кто такие рестеадоры? (укротители диких
лошадей)
- Что представляет их одежда? (“пончо” – плащ
из клетчатой материи с квадратным отверстием для
головы и высокие кожаные сапоги)
- Какие орудия охоты были прикреплены к седлу
патагонца? (болас и лассо)
9. “Огромная птица приближалась то паря в воздухе, то падая камнем. Вскоре она стала описывать круги на высоте 500 метров над землей”.
- Что это была за птица? Что вы можете о ней
рассказать?
- Какие еще уникальные животные водятся на этом
материке?
- Есть ли на земле птицы не умеющие летать?
10. “Паганель указал пальцем на западную часть неба и сказал по испански: “Нам предстоит познакомится с помперо”.
- Что это такое? (Частое явление в
Аргентинских равнинах – чрезвычайно сухой и
сильный юго-западный ветер, длящийся
приблизительно 3 дня)
- А какие постоянные ветры дуют на южных
материках?
- Каким образом они влияют на климат материков?
11. “Паганель первым делом искупался в глинистых водах Колорадо. Его очень удивила глубина реки но вспомнив, что недавно происходило весеннее таяние снегов, он перестал удивляться”.
- А все ли реки Южной Америки имеют снеговое
питание?
- Назовите и покажите реки Южных материков.
- Есть ли реки в Антарктиде?
12. “Итак, наши герои попадают в пампасы, где континентальный климат с сильным жарким летом и морозами зимой, и амплитудой колебаний, то есть несравненно выше, чем в Буэнос-Айрос”.
- Чем это объясняет Паганель?
- Как это объясняет современная наука?
13. “Внутри хижины путешественники нашли скамью, ложе из бычьей кожи, чугунок, вертел и маленький котелок для кипячения мате”. - Что такое мате? (очень распространенный напиток в Южной Америке. Он заменяет индейцам чай. Готовится из настоя сушеных трав и пьют его через соломинку, как прохладительный напиток)
14. “Толькав увидев много теней, бесшумно скользящих среди зарослей кураманель. Тут и там мелькали светящиеся точки, скрещивающиеся, угасающие и снова вспыхивающие. Можно было подумать, что это летают светлячки. Так, несомненно, подумал бы всякий чужестранец, но Толькава это не могло обмануть: он понял, с каким врагом предстояло столкнуться”.
- Кто это был? (ягуар – красный волк помпасов)
- Водятся ли они на других материках?
- Есть ли хищники в Австралии? Антарктиде? Африке?
15. “В дерево, на котором сидели друзья, попала молния, и оно загорелось. В воду!- крикнул Гленарван. Вильсон, которого в эту минуту лизнул язык пламени, первым исполнил приказание. Но вдруг путешественники услышали его отчаянный крик”.
- Что случилось? (крокодилы)
- Как их зовут в Южной Америке? (кайманы)
16. “ Итак, наши друзья благополучно пересекли Южную Америку и не найдя следов капитана Гранда решают плыть к берегам Австралии”.
- Австралия удивительная страна.
- Что вы можете рассказать об этой удивительной
стране?
17. “ У всех вырвался из груди крик восторга при виде “деревьев, достигающих200 фунтов в высоту, с губчатой корой толщиной в 5 дюймов. Их гладкие стволы в 20 футов в обхвате поднимались на 150 футов вверх, причем ни сучок, ни ветка не нарушали их идеальной прямизны. Они не были бы глаже, если бы их обтачивали на токарном станке. Чаща…деревьев представлялась глазу бесконечным рядом одинаковых колонн, уходящих вдаль. На огромной высоте колонны эти увеличивались капительно из ветвей, на концах которых росли листья. У оснований листьев кое-где виднелись одинаковые цветы, формой своей напоминающие опрокинутые урны. Ветер свободно разгуливал под этим вечнозеленым сводом. Зеленый ковер из подножия деревьев, зеленые зонты вверху, далекая перспектива высоких прямых стволов, почти полное отсутствие тени и прохлады, странное освещение, точно лучи света, проходили через редкую ткань, - все это вместе взятое придавало необычайный вид этому лесу, ни в чем не похожему на леса Старого и Нового Света”.
- Что это за деревья? (эвкалипты)
- А какие деревья вы можете назвать на других
континентах?
18. “Глядите, обезьяна! И он указал на большое черное существо, перескакивающее с ветки на ветку и с дерева на дерево с непостижимой ловкостью. Можно было подумать, что у него есть крылья. Все следили за существом, быстро удаляющимся в чащу леса. Вскоре оно опустилось вниз и, с быстротой молнии, пробежав несколько метров по земле, ухватилось своими длинными руками за совершенно гладкий толстый ствол камедного дерева. Путешественники не представляли себе, как можно подняться вверх по этому скользкому стволу, который нельзя обнять даже руками, как вдруг странное существо вытащило нечто вроде топорика и делая небольшие зарубки на стволе, быстро вскарабкалось по ним до самой верхушки дерева. Какая оригинальная обезьяна!- воскликнул майор. Это не обезьяна. Это…”.
- Кто это был?
- Что вы можете рассказать о них?
19. “Эта область на английских картах отмечалась следующими характерными словами: “Заповедник для черных людей”. Сюда англичане грубо оттеснили туземцев. Им предоставили в отдаленных степях, среди непроходимых лесов, несколько участков земли, где мало-помалу должна вымереть австралийская раса. Эта жестокость британских колонистов сказывается во всех английских колониях, а особенно в Австралии”.
- Как называются эти области?
- Где еще вы встречали притеснения людей с черным
цветом кожи?
20. “Подойдя к дереву, дикарь бросил красный предмет прямо вперед. Странное орудие пролетело горизонтально футов 40, затем внезапно, е касаясь земли, взлетело вверх под прямым углом, поднялось на 100 футов, описало параболу и, перебив около дюжины птиц, упало к ногам охотника”.
- Что это за оружие?
- Каким оружием пользуются индейцы сельвы и
пигмеи, гаучо “серебряной низменности”?
21. “ На полдороги путешественники попали под град. Огромной величины градины заставили их искать убежища под скалами. Собственно говоря, это были не градины, а целые куски льда, размером с добрый кулак, падавшие из темной тучи. Несколько основательных шишек внушил Паганелю и Роберту уважение к этому явлению природы”.
- А в чем причина этого явления?
22. Итак, в Австралии тоже нет капитана Гранда, но его находят на острове.
- Каково происхождение этого острова?
А теперь, дайте ответ на вопрос, почему столько много общего между этими континентами?
III. Подведение итогов игры.